Ключевые слова: политическая идеология, консерватизм, неоконсерватизм, США.
Политика, как одна из сфер деятельности человека, определяется рядом различных факторов, среди которых немаловажную роль играют интересы разных слоёв общества и самого государства. В политическом и общественном сознании отражение вышеуказанных интересов идёт с использованием сложных многофакторных механизмов, которые охватывают как практическую, так и духовную деятельность. Идеология в политике занимает одно из важнейших мест.
Идеология в политической сфере как комплекс различных идей, система взглядов на порядок власти, особенности функционирования государства и регулирования его деятельности в различных аспектах может быть рассмотрена в качестве одной из форм интеграции сознания на уровне национальных, межгосударственных и групповых общественных интересов. Не зря исследования различных авторов в XX веке были напрямую посвящены различным направлениям идеологии, что способствовало тому, что в качестве идеологии стали рассматриваться различные философские системы и течения, теории социального развития и общественные мифы.
Техника манипуляций, связанных с воздействием идеологического характера, должно в полной мере опираться на теоретические системные построения, которые могут выступать в виде определённых ценностей, в состав которых также включены истины научного типа. Основное отличие идеологии от научных теорий политики с ценностной окраской состоит в языковых идеологических конструкциях, которые применяются только здесь — это туманные и расплывчатые, зачастую, термины.
Идеология всегда служила теоретической основой для принятия политических решений государства [4]. Даже в странах, где официальная правовая позиция гарантирует отсутствие государственной идеологии, она все равно присутствует. Ведь власть, лишенная цельного фундамента и стратегии для дальнейшего развития государства на основе созданных ею принципов, оказывается слабой и неспособной провести страну к прогрессу и процветанию.
В процессе своего эволюционного развития, идеология может стать неотъемлемой частью мировоззрения правящей элиты. В таком случае она может быть использована в качестве эффективного инструмента для достижения и удержания власти. С тем, чтобы поддерживать и расширять свое влияние на протяжении долгосрочной перспективы, она способна применяться как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими акторами. Долгосрочные цели, преследуемые элитами, будучи достаточно прагматичными, укореняются в полной уверенности их осуществимости. Но предвидеть, каким образом эти планы будут воплощены на практике и будет ли это вообще возможно — задача невыполнимая. Следовательно, сам процесс формирования долгосрочной стратегии заключает в себе определенные идеологические аспекты. Подобным же проблемам подвергается научная экспертиза и анализ, также оперирующие с недоказуемыми гипотетическими построениями. Все эти принятые концепции могут заполнять рациональные мотивы и даже омрачать их своим влиянием [2, с. 45].
Большая часть современных идеологий была сформирована в конце XVIII — начале XIX века — это были консерватизм и либерализм, а также, позднее, социализм.
У любой идеологии имеются основы доктринального плана. При проведении анализа идеология рассматривается в качестве комплексной системы различных, в том числе и политических, терминов. Именно этому факту своё внимание в одной из работ уделил Ирхин Ю. В. [3]
Консерватизм (от лат. conservatio — сохранять) — это одна из ведущих идеологий в политической сфере, для которой характерна максимальная приверженность к традиционным цивилизационным и национальным порядкам, ценностям и основам. Это крайне двоякое явление в духовном аспекте. С одной стороны, это установка психологического плана, стиль человеческого мышления, который связан с доминированием привычки и инертности, своеобразного темперамента в различных сферах жизни, сознание охранительного стиля. Здесь предпочтение отдаётся стандартной и привычной системе власти вне зависимости от содержания и целей. Консерватизм также является одной из моделей поведения в различных сферах жизни, в том числе в идеологии и политике, с собственным философским обоснованием, в котором содержатся принципы политики и её ориентиры, особенности отношения к социальной и государственной сфере, а также напрямую ассоциированная с различными политическими партиями, течениями, союзами. В качестве предпосылок для возникновения представлений консерватизма выступили попытки представителей либеральных течений произвести перестройку общества после Французской Великой Революции 1789 года с использованием массового террора, который вызвал у основателей консерватизма Л. де Бональда, Ж. де Местра, Э. Берка и других мысли о том, что таким образом порядок в обществе перестроить не получится. Таким образом, консерватизм — это политическое идейное учение, которое ориентировано на поддержание и сохранение исторически сложившихся норм общественной и государственной жизни, в особенности — ценностей, чаще всего воплощённых в особенностях нации, семьи, религии, отношения к частной собственности и др.
Консерваторы исходили изначально из максимально приоритета общества перед человеком [1]. По мнению консерваторов, свобода отдельного человека определена его общественными обязанностями, возможностью быстро приспособиться к требованиям социума, а основной вопрос относительно необходимости общественных преобразований обычно сводится к необходимости преображения духа людей. Сохранение традиционных ценностей — моральный долг людей перед представителями грядущих поколений. Мировоззрение консерваторов базируется на приоритете преемственности перед внедрением нового, на незыблемости вещей, сложившихся с течением времени, иерархичности общества.
Консерватизм испытывает модернизацию и эволюцию изнутри. Они обусловлены, во-первых, динамикой общественных и политических процессов, а также иными трансформациями общества, а во-вторых — развитием доктринального идейного наследия. Концепции и идеи консерватизма постоянно развиваются, что указывает на его применимость к современным социальным условиям, возникающим с течением времени. Консерватизм устойчив также по причине его инверсии к иным идеологиям, что позволяет ему развиваться, вырабатывая новые идеи, трансформируясь и воплощаясь в инновационных практиках.
Современная практика и теория консерватизма имеет ряд новаций и отличий. Изменения его определены характером социальных, политических и экономических проблем, начавшихся с 60-х годов 20 века. Новый консерватизм представляет собой ответ на общественные вызовы, связанные с постиндустриальным периодом развития человечества. Изменения были востребованы вследствие разочарованности общества в «левых» социальных установках, неэффективности политики государства, бюрократии, потребности в наличии более гибких форм управления экономикой и обществом. Многое в этом плане консерваторы позаимствовали в либерализме — сокращение числа государственных служб и структур, ставка на развитие рынка, современные финансовые институты и пр. В США, к примеру, консерватизм без устойчивой базы либерализма просто не мог бы существовать. По утверждению П. Бергера: «Американская современная консервативная идеология является либеральной по существу и духу». Также он говорил, что в США «выборы всегда будут проводиться на основании преференций идеологии либерализма» [6, с. 354].
Современный консерватизм из яркого противника технического и научного прогресса стал его ярым сторонником. В данный момент ситуация такова, что обращение к современной науке в качестве средства решения различных общественных проблем рассматривается, как защита положения дел, существующего в государстве. Неоконсерваторы являются, скорее, инициаторами различных инноваций, но проводимых без спешки и не снизу, со стороны толпы.
Неоконсерваторы считают, что в наше время индивид, прежде всего, должен полагаться на свои силы и солидарность со стороны сограждан, на институты общества, а государство, которое основывается на моральных принципах сохранения общества в плане его целостности, должно гарантировать нужные гражданину условия жизни на основе морали, правопорядка и религии.
Наибольший успех идеология неоконсерватизма имела в США, где и зародилась. И именно в США ярче всего она оформила свои внешнеполитические идеи, которые коренятся в стремлении к собственному распространению на весь мир.
Так что же такое «неоконсерватизм»? Проблема трактовки самого понятия всё ещё актуальна. Неоконсерваторы так и не создали ни «неоконсервативного манифеста», ни «неоконсервативной программы на будущее», ни других документов, что можно было бы считать их общей базой. Их идеи порой эклектичны, представляют собой конгломерат различных политологических, экономических, социологических воззрений, прилаженных к ходу исторического процесса. В научной среде также нет какой-либо общепринятой трактовки. Дж. Вайс считал, что «неоконсерватизм не имеет электоральной, экономической или религиозной базы, он никогда не имел бесспорного лидера, также не был никогда представлен одной определенной организацией. Это не политическая партия. Это школа мысли, интеллектуальное воззрение, или, возможно, тенденция и поведение, как описывают его «крестные отцы» Ирвинг Кристол и Норман Подгорец. <…> Неоконсерватизм — это, прежде всего, неоконсерваторы» [8, с. 4–6].
Таким образом, на основании вышеизложенных положений, можно сформулировать определение «неоконсерватизма» как одного из направлений развития консервативной идеологии, появившееся в среде Американской интеллигенции в середине XX века, имеющее при этом в своей основе, в первую очередь, либеральные идеи, совмещённые с защитой традиционных ценностей, для которого характерны антиэтатизм и антипатернализм. Сильная теоретическая и философская база дала сторонникам этого движения основания для переноса своих идей на общечеловеческий уровень, что перевело ориентацию идеологии с внутренней политики на внешнюю.
Литература:
- Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. Москва: Ладомир: Наука, 2023.
- Войтоловский Ф. Г. Идеологическая рефлексия мировой политики // Международные процессы. 2007. Т. 5. № 3. С. 44–56.
- Ирхин Ю. В. Системный анализ доктринальных основ консерватизма и неоконсерватизма // Актуальные проблемы политики и политологии в России: сборник научных статей; под общ. ред. О. Ф. Шаброва. М.: Изд-во РАГС, 2010. С. 13–23.
- Кузина С. И. Практическая идеология в процессах государственного строительства современной России // Государственная идеология и современная Россия. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. М.: Наука иполитика, 2014. С. 664–671.
- Местр Ж. Рассуждения о Франции / перевод с фр. Соловьев В. С. Москва: Росспэн. 1997.
- Berger P. Ideologies, myths, moralities // The Americans, 1976: An inquiry into fundamental concept of man underlying varions US institution / Ed. by Kristol I., Weavwe P. Lexington (Mass.), 1976.
- Bonald. L. de. Théorie du pouvoir politique et religieux dans la société civile, démontrée par le raisonnement et par l’histoire. Paris: A Le Claire, 1843.
- Vaisse J. Neoconservatism: The History of the Movement. Harvard: Harvard University Press, 2010.