Ключевые слова: нейропсихология, нейропсихологических подход, нейроны, нейронные связи, иностранный язык, английский язык, методы, подходы.
В условиях глобализации мировой экономической системы, стирания межнациональных границ и интернационализации образования первостепенное значение в современном мире приобретает полилингвизм, предоставляя людям возможность беспрепятственно общаться, быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, успешно строить профессиональный маршрут, знакомиться с культурой и традициями разных народов.
Осознание важности полилингвизма нашло живой отклик в общественном сознании, как в необходимости оперативного реагирования на вызовы национальной экономики и цифровизации, так и в личном стремлении человека быть разносторонне развитой и культурной личностью, стремящейся повысить, как уровень своего образования, так и собственную конкурентоспособность.
Изучение иностранных языков весьма значимо в современном мире и может быть реализовано человеком самостоятельно, например, в естественной среде, или на базе образовательных организаций согласно федеральным государственным образовательным стандартам.
Овладение иностранным языком, связанным с выбранной специальностью, на основе уже имеющегося базового уровня знаний иностранного языка, является необходимым условием развития творческого, технического и научного потенциала личности и последующего карьерного роста.
Из множества иностранных языков особого внимания заслуживает английский, как входящий в десятку языков международного общения, уступающий по распространенности лишь китайскому, количество носителей которого с каждым годом стремительно растет на планете Земля.
Сегодня, наравне с незаменимыми сферами (медицина, авиация, программирование, бизнес) происходит постоянное расширение направлений применения английского языка, который, будучи богатым на лексические и грамматические конструкции, является основным языком 90 % контента в сети, 50 % научных публикаций по проблемным вопросам биологии, химии, физики, 85 % международных конференций, 28 % мирового книжного оборота, 75 % корреспонденции мира.
В Российской Федерации английским языком владеет около 18 % населения, что является достаточно невысоким показателем, требует апробации и внедрения новых концептуальных подходов к его изучению, которые в совокупности с изданием новых обучающих материалов в текстовом, аудио- и видеоформатах представляют собой новаторские формы организации обучения [1]:
– обучение на уровне «Альфа», эффективность которого определяется стимулированием волн мозговой активности посредством света и звука, благоприятствующих улучшению способности к научению и запоминанию;
– «Каллан-метод», реализация которого сопряжена с интенсивным погружением в живую среду общения в формате живого и активного диалога для развития рефлексивной реакции, выработки автоматизма языковых навыков и развития мыслительной деятельности на неродном языке;
– методика «Генки», направленная на преодоление языкового барьера посредством геймификации;
– электронное обучение (eLeaming), основу которого составляет применение передовых цифровых технологий (онлайн-тренажеры, чат-боты, технологии дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR));
– суггестопедия, инструментально основанная на применении техник поведенческой психологии — внушения с элементами геймификации для активизации на фоне специального аудиосопровождения подсознания и сверхпамяти;
– прямой метод, предполагающий имитацию овладения иностранным языком, как родным, за счет установления непосредственной связи слов и грамматических форм иностранного языка с их значением;
– метод Берлица, технология которого исключает родной язык из процесса преподавания;
– методика Э. Дорон, направленная на полное вовлечение обучающегося в творческий процесс и игровые формы взаимодействия в условиях специально создаваемой мотивирующей атмосферы.
Основополагающими тенденциями последнего десятилетия является глубокое проникновение «цифры» во все сферы жизнедеятельности, повышение динамики модернизационных и ускорения трансформационных процессов в образовании, постоянное увеличение объемов информации, кардинальное расширение информационных потоков, что во многом способствует изменению традиционных форм восприятия действительности подрастающим поколением, предполагающее поиск инновационных методов стабилизации мозговой деятельности.
В свою очередь, это актуализирует необходимость применения в педагогической практике креативных подходов и действенных методов нейропсихологии — области деятельности, которая предполагает исследование влияние мозга на психическое состояние и поведение человека.
Нейропсихология является относительно молодой наукой, возникшей в рамках синергетического эффекта на почве успехов психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века, основной посыл которой с точки зрения образования заключается в акцентировании внимания на индивидуальность каждого человека, уникальность черт его характера, психологических особенностей и предпочтений при тесной взаимосвязи этапов развития мозга. Это, в свою очередь, должно стать исходным материалом и начальными сведениями для проектирования оригинальных образовательных траекторий с подбором подходящих методов обучения и ориентиром на индивидуальные особенности личности обучающегося.
С точки зрения изучения иностранных языков, деятельность профессионала, квалификация которого связана с педагогикой и нейропсихологией, в данном контексте может быть направлена как на работу по коррекции, так и в направлении профилактической деятельности для выстраивания в мозгу обучающегося требуемых нейронных связей.
Статистические данные и результаты научных исследований свидетельствуют о том, что дети, взросление и воспитание которых проходит в мультилингвистической среде, демонстрируют значительные успехи в обучении, что также подтверждается изучением явления детского билингвизма. В частности, дети-билингвы обладают более гибким мышлением и развитой памятью, отличаются глубоким пониманием структуры языка, проявляют успехи при выполнении задач, сопряженных с запуском когнитивных процессов высшего порядка (одновременная обработка материалов вербального и визуального типов), являются социально активными и максимально открытыми для изучения всего нового.
Данные наблюдения и результаты исследований позволяют заключить, что изучение иностранного языка, в частности английского, с применением приемов и методик нейропсихологии обеспечивают увеличение объёма запоминаемой информации, снижение нагрузки на мозг, повышение «гибкости ума», развитие и коррекцию речевых навыков, стимулирование способности управлять собственными мыслями, эмоциями и действиями.
Нейропсихологический подход при изучении английского языка на фоне соответствующего эмоционального состояния обеспечивает задействование обоих полушарий мозга для активизации зрительного и слухового каналов восприятия, что гарантирует полноценное формирование определенных лингвистических схем, направленных на ускорение процессов запоминания и торможение процессов забывания новых слов, то есть новая лингвистическая единица сначала фиксируется в памяти, а затем бессознательно и естественно используется в речи.
Принципы нейропсихологии в сочетании с приемами педагогики позволяют реализовать коммуникативный и некоммуникативный подходы, активизировать логику и эмоции, развивать интуицию и рационализм, обеспечивать персонификацию обучения.
В процессе обучения осуществляется создание новых нейронных сетей, ключевая роль в функционировании которых отводится специализированным зонам контакта между отростками нервных клеток и другими возбудимыми и невозбудимыми клетками, обеспечивающим передачу информационного сигнала в виде импульсов, − синапсам. В зрелом возрасте, когда основные нейронные связи у человека уже сформировались, скорость приема импульсов замедляется, однако это не означает, что процесс обучения английскому языку окажется нерезультативным.
Нейропсихологический подход, в сущности, и призван обеспечить максимальную активизацию всех ресурсов мозга человека для установления новых нейронных связей и формирования нейронов, которые отвечают за развитие лингвистических способностей высшего уровня.
Обучающиеся разных возрастных категорий при изучении английского языка на основе нейропсихологического подхода, безусловно, требуют дифференциации подходов, которые бы в полной мере отвечали их психологическим и физиологическим особенностям с учетом индивидуального латерального профиля.
В частности, основу занятий с детьми, проводимых в формате игровизации, составляют, главным образом, нейропсихологические упражнения, обеспечивающие повышение качества работы и минимизацию информационных перегрузок, имеющие целью проработку лексических конструкций и фиксацию грамматических знаний. При этом в процессе занятий с детьми неотъемлемыми составляющими являются качественные аудиоматериалы, визуальные эффекты, различные активности по развитию мелкой моторики, что в комплексе обеспечивает быстрое установление новых нейронных связей. Вместе с тем, встречаются ситуации, когда ответная реакция на обучение не является достаточно активной, что, впрочем, не говорит о торможении процесса формирования нейронных связей, а скорее об индивидуальных особенностях физиологических механизмов психической деятельности мозга каждого конкретного обучающегося, что требует дополнительной педагогической поддержки.
Для подростков, у которых происходит процесс формирования личности на фоне укрепления связей между нейронами, занятия по изучению английского языка во многом охватывают сенсорику и задействуют разные каналы (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние), при этом центром процесса обучения становятся интересы подростка и его целевые ориентиры, через призму которых происходит освоение языка.
Занятия для взрослых по изучению английского языка проводится с привлечением визуальных, слуховых, кинестетических и дигитальных каналов усвоения информации, обеспечивая развитие системного мышления на основе комплексного развития знаний и навыков.
Безусловно, нейропсихологический подход к изучению английского языка, основанный на научном методе и рассматривающий отдельные психические процессы как процессы обработки информации, обеспечивает положительный эффект, который сложно переоценить, и обладает значительными преимуществами по сравнению с традиционными методиками обучения, как например, создание психологического комфорта при работе с обучающимися, возможность сохранить и укрепить их ментальное состояние.
Следует отметить, что применение нейропсихологического подхода не является чем-то универсальным, поскольку педагог, ориентируясь при разработке занятия и выборе материала на повышение эффективности работы, может столкнуться с проблемой разноуровневости мозговой деятельности обучающихся и степени сформированности нейронных связей, что существенно осложнит прогресс учебного процесса, следовательно, необходима предварительная психодиагностика обучающихся, исключительно персональный подход, анализ проведённой работы и мониторинг полученных результатов.
На сегодняшний день нейропсихологический подход к обучению английскому языку, а также методики сопровождения обучения, которые основаны на данном подходе и учитывают особенности индивидуального латерального профиля, психологических и физиологических особенностей человека, прошли достаточную проверку временем, были апробированы, однако пока не нашли широкого применения в общеобразовательных организациях, имея локальные успехи в организациях дополнительного образования [2].
Вместе с тем, внедрение нейропсихологического подхода связано с рядом вопросов профессионального характера, которые должны быть решены для успешного тиражирования и масштабирования опыта реализации рассматриваемого похода при изучении английского языка (подготовка педагога по программам дополнительного образования в направлении нейропсихологии и нейродидактики, разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса, необходимость реализации пилотных проектов обучения с применением инновационных методик).
Нейропсихологический подход, как элемент нейропедагогики, как перспективное обучающее направление будущего в условиях нарастающих темпов цифровизации образования, обладает огромным потенциалом для расширения арсенала методов и форм педагогической деятельности, позволяет осуществить радикальное обновление инструментальных и методологических средств педагогики, что, требуя определенных усилий и временных затрат, в совокупности должно значительно усовершенствовать процесс преподавания иностранных языков.
Литература:
1. Гулая Татьяна Михайловна, Романова Светлана Анатольевна Нейродидактика и ее использование в преподавании иностранных языков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10–1 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyrodidaktika-i-ee-ispolzovanie-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 12.11.2023).
2. Кисиль, И. А. Нейропедагогика и обучение иностранному языку в условиях дополнительного образования / И. А. Кисиль. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. — С. 39–42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15733/ (дата обращения: 13.11.2023).