Концептуальные основы, порядок разработки и принятия стратегии деятельности законодательного органа субъекта РФ (на примере Тюменской областной думы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 10.12.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Петухова, А. Д. Концептуальные основы, порядок разработки и принятия стратегии деятельности законодательного органа субъекта РФ (на примере Тюменской областной думы) / А. Д. Петухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 358-361. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108919/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается вопрос стратегического планирования в законодательном органе субъекта РФ. Основу исследования составляет плановый документ Тюменской областной Думы — Стратегия деятельности Тюменской областной Думы на очередной созыв.

Ключевые слова : Российская Федерация, законодательный орган субъекта РФ, Тюменская область, Тюменская областная Дума, Стратегия деятельности

Залог достижения поставленных целей заключается в самой идее стратегических изменений, которые входят в основополагающую теорию стратегического планирования и управления. Нормативно-правовые основы стратегического планирования на уровне государства регламентируются законодательными документами. В законодательной базе Российской Федерации по вопросу стратегического планирования существуют такие законодательные акты, как Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2,c.6];

Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [4,c.6]; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 года № 1234 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [5,c.6]; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01 октября 2021 г. № 2765-р «Об утверждении Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» [6, c.6]; Приказ Минэкономразвития России от 23 марта 2017 г. № 132 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации» [7, c.6].

В Российской практике блок стратегических документов разнообразен, на государственном уровне чаще всего встречаются стратегии, стратегические планы, концепции и программы развития регионов. Проведенный анализ показал, что на практике чаще всего встречаются такие документы, как стратегии и программы регионального развития.

Для построения эффективной модели стратегического управления субъектом РФ необходимо опираться на исследование его как системы и организации. Среди элементов региональной системы выделяют активные — органы управления, граждане, бизнес-среда; и пассивные — к ним относят внутреннюю инфраструктуру, защиту населения, экологические аспекты. Стратегия — это комплекс правил, по которым осуществляется переход системы из старого (существующего) положения в новое стратегическое состояние. Это способствует эффективному выполнению миссии или предназначения организации. С одной стороны, стратегия является последним звеном в цепочке целевых ориентиров: миссия — видение — цели — стратегия (целевой аспект), а с другой — начальным звеном в цепочке способов достижения целей: стратегия — стратегический план — программа — проект (реализационный аспект). Наиболее эффективные методы государственного администрирования, успешные общенаучные и частные практики — основа концепции территориального развития. Опираясь на эту основу, необходимо осуществлять прогнозный анализ и выбор наиболее рациональной стратегии развития региона, а также разработать мероприятия по ее реализации. Необходимыми компонентами научного исследования данной тематики являются способы построения стратегии развития региона, анализ особенностей и структуры региона, этапность проведения работ и ожидаемый результат. Первостепенно необходимо провести прогнозный анализ в текущих условиях развития региона, на основании этого строится модель эффективного направления развития региона. В дальнейшем каждое из направлений необходимо детализировать, определить необходимый перечень целей, приоритетов, задач, на основании этого выстроить конкретный план работы и возможные механизмы реализации для достижения поставленных целей.

В основе приоритетов политики социально-экономического развития должна находиться Стратегия регионального развития. Первым этапом процесса разработки стратегии социально-экономического развития региона РФ является выявление актуальных проблем, постановка целей и определение перспектив стратегического развития. Без формирования приоритетов развития стратегия не будет конкретизированной. Стратегия должна содержать совокупность планов, каждый из которых определяет этапы деятельности законодательного органа в определенный промежуток времени.

Стратегия деятельности Тюменской областной Думы лежит в основе перспективного и текущего планирования законопроектной и иной работы областной Думы, оценки концепций, вносимых в областную Думу, законопроектов и действия принятых законов области, анализа результативности деятельности Думы.

Стратегия деятельности регионального парламента направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Тюменской области, повышения качества жизни населения, эффективного взаимодействия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Это принципиально важный документ, где обозначены главные приоритеты деятельности депутатов на созыв. При разработке учитываются современные реалии времени и накопленный опыт парламентариев предыдущего созыва. Впервые она была принята в 1994 году. С того момента Стратегия разрабатывается и принимается депутатами каждого нового созыва. При разработке учитываются современные реалии времени и накопленный опыт парламентариев предыдущего созыва. Окончательному утверждению Стратегии на пленарном заседании облдумы предшествует большая работа. Проект проходит широкое обсуждение с представителями исполнительных органов власти, политических партий и общественных организаций. Традиционно проект Стратегии выносят на общественное обсуждение. Свои предложения высказывают, в том числе, представители общественных организаций, политических партий, граждане с активной гражданской позицией.

В течение месяца со дня проведения первого заседания Тюменской областной Думы нового созыва председатель областной Думы формирует рабочую группу по разработке Стратегии деятельности регионального парламента, состоящую из председателя областной Думы, заместителей председателя областной Думы, председателей комитетов, постоянных комиссий областной Думы, сотрудников аппарата областной Думы, представителей исполнительных органов Тюменской области. Рабочая группа отвечает за формирование согласованного текста проекта Стратегии деятельности Тюменской областной Думы на текущий созыв, проекта постановлений областной Думы об утверждении Стратегии деятельности Тюменской областной Думы, иных документов, необходимых для принятия постановления областной Думы об утверждении Стратегии деятельности областной Думы. Документ подготавливается на основании прогноза социально-экономического развития региона и интересов населения. Внесение изменений в Стратегию деятельности областной Думы утверждается постановлением областной Думы, проект которого разрабатывает рабочая группа. Рабочая группа действует в течение созыва. Председатель областной Думы вносит на рассмотрение областной Думы проект постановления областной Думы с учетом мнения комитетов и постоянных комиссий.

Оценка эффективности Стратегии развития проводится ежегодно, а также по завершению очередного созыва Тюменской областной Думы, на который она была принята, на основе системы показателей ее реализации. Система показателей закрепляется нормативным правовым актом Тюменской областной Думы на период действующего созыва. Председатель областной Думы представляет областной Думе следующую информацию: о реализации Стратегии деятельности областной Думы за прошедший год в составе общего отчета о работе Тюменской областной Думы по итогам года; о реализации Стратегии деятельности областной Думы за текущего созыв в составе отчета о деятельности Тюменской областной Думы в текущем созыве. По итогам рассмотрения информации о реализации Стратегии деятельности областной Думы принимается постановление областной Думы.

Таким образом можно сделать вывод о том, что уникальная практика применения такого планового документа, как Стратегия деятельности законодательного органа субъекта РФ на очередной созыв — эффективный способ планового и системного построения основных направлений работы очередного созыва депутатов. Преемственность и актуальность в текущее время — две ключевых характеристики Стратегии деятельности Тюменской областной Думы, которые прослеживаются от созыва к созыву. Оценка эффективности принятой Стратегии проводится ежегодно, а также по завершению созыва, на который она была принята, на основе системы показателей ее реализации, что позволяет определять вектор деятельности Тюменской областной Думы относительно социально значимых вопросов, эффективного построения взаимоотношений с органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, улучшение качества жизни населения Тюменской области.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ 17.02.2023 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2014 г., № 26, ст. 3378 (Часть I).
  3. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ: ред. от 24.08.2023 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 52 (часть I). ст. 8973.
  4. Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 08.11.2021 № 633 // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 ноября 2021 г. № 46 ст. 7676.
  5. О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. № 1234 // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. № 47 ст. 6598.
  6. Об утверждении Единого плана по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 г. и на плановый период до 2030 г: Распоряжение Правительства РФ от 1 октября 2021 г. № 2765-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 2021 г. № 42 ст. 7157.
  7. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации: Приказ Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132: ред. от 18.02.2022.
  8. Об основах организации и деятельности Тюменской областной Думы: закон Тюменской области от 12 марта 2001 г.: ред. от 28.03.2023, № 13 // Вестник Тюменской областной Думы. 2001 № 4, часть 1.
  9. О Регламенте Тюменской областной Думы: постановление Тюменской областной Думы от 14.02.2008 № 604: ред. от 29.06.2023 № 779 // Вестник Тюменской областной Думы. 2008. № 1. спецвыпуск.
  10. О Стратегии деятельности областной Думы на 1994–1996 гг.: постановление Тюменской областной Думы от 25.10.1994 № 63 // «Вестник Тюменской областной Думы». 1994. № 8
  11. О Стратегии деятельности Тюменской областной Думы второго созыва: постановление Тюменской областной Думы от 27.04.1998 № 109// «Вестник Тюменской областной Думы». 1998. № 4
  12. О Стратегии деятельности Тюменской областной Думы третьего созыва: постановление Тюменской областной Думы от 14.02.2002 № 63 // «Вестник Тюменской областной Думы». 2002. № 5. ч. 1.
  13. О Стратегии деятельности Тюменской областной Думы четвертого созыва: постановление Тюменской областной Думы от 21.06.2007 № 158 // «Вестник Тюменской областной Думы». 2007. № 6
  14. О Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва: постановление Тюменской областной Думы от 28.06.2012 № 407 // «Вестник Тюменской областной Думы». 2012. № 5
  15. О Стратегии деятельности Тюменской областной Думы шестого созыва: постановление Тюменской областной Думы от 20.04.2017 № 383 // Сетевое издание «Вестник Тюменской областной Думы» http://vestnik.duma72.ru, 26.04.2017
  16. О Стратегии деятельности Тюменской областной Думы седьмого созыва: постановление Тюменской областной Думы от 21.04.2022 № 285 // Сетевое издание «Вестник Тюменской областной Думы». http://vestnik.duma72.ru. 25.04.2022.
  17. Алхутова Г. А. Средства массовой информации в Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности: дисс. канд. юрид. наук: М.: 2002.
  18. Астафичев П. А. Народное представительство и парламентаризм: конституционные проблемы / под ред. Г. Н. Комковой. — Орел, 2004.;
  19. Лебедев А. Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999. С. 26
  20. Садовникова Г. Д. Законодательные органы субъектов российской федерации: проблемы формирования и реализации представительной функции // Журнал lex russica (русский закон), 2017. № 1.
  21. Садовникова Г. Д. Законодательные органы субъектов российской федерации: проблемы формирования и реализации представительной функции // Журнал lex russica (русский закон), 2017. № 1.
  22. Эсмен А. Общие основания конституционного права / под ред. Н. О. Бер. — СПб., 1909
Основные термины (генерируются автоматически): областная Дума, Тюменская областная Дума, Стратегия деятельности, Российская Федерация, стратегическое планирование, Тюменская область, рабочая группа, законодательный орган субъекта РФ, очередной созыв, реализация Стратегии деятельности.


Ключевые слова

Тюменская область, Российская Федерация, Тюменская областная Дума, законодательный орган субъекта РФ, Стратегия деятельности

Похожие статьи

Анализ работы Федерального Собрания за 2021–2022 годы

С момента принятия Основного закона — Конституции Российской Федерации актуальным является изучение вопросов, связанных с осуществлением деятельности парламента страны, называемого Федеральным Собранием РФ. В последние годы, в связи с обстоятельствам...

Особенности организации нормотворческой деятельности в органах государственной власти Владимирской области

В статье анализируются проблемы организации нормотворческой деятельности в органах государственной власти Владимирской области. Особое внимание уделено проблеме доступности информации об обсуждении проектов законов. Предлагается активизировать ресурс...

Законодательные основы института публичных слушаний в муниципальных образованиях Оренбургской области

В статье автор исследует положения регионального законодательства, регулирующие порядок организации и проведения публичных слушаний как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, на примере Оренбургской области.

Особенности оценочной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе

В статье рассмотрена специфика оценочной деятельности в региональном разрезе: показаны основные субъекты оценочной деятельности, раскрыты основные проблемы, как правового регулирования, так и практической деятельности. Исследованы эмпирические данные...

Направления развития и поддержки дорожного хозяйства в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

В статье рассматриваются основные поручения Президента РФ в послании к Федеральному Собранию, учитывающие вопросы развития дорожной деятельности на территории Нижегородской области.

Проблемы взаимодействия палат парламента Российской Федерации: опыт зарубежных стран, российская практика

В статье отражены проблемы взаимодействия палат двухпалатных парламентов. Выделены проблемные стороны относящиеся непосредственно к российскому парламенту.

Практика планирования и осуществления расходов городских округов на примере города-героя Волгограда

Произведен анализ законодательства в сфере планирования и исполнения расходов муниципальных образований. Изучена практика применения данного законодательства на примере города-героя Волгограда и в совокупности с территорией дана комплексная оценка. В...

Анализ и совершенствование законодательно-правовых процедур в деятельности палат Федерального Собрания

В статье проводится анализ законодательно-правовых процедур, происходящих в палатах Федерального Собрания, который дает понять, что законодательная деятельность является основной формой деятельности и главным предназначением парламента. Поэтому совер...

Актуальные проблемы законодательной деятельности Федерального Собрания РФ за 2021–2022 годы

Общество можно считать цивилизованным лишь в том случае, если оно регулируется нормативно-правовыми актами, принимаемыми законодательным органом страны. В Российской Федерации такое полномочие отведено его парламенту, законодательному и представитель...

К вопросу о месте Президента Российской Федерации в процессе формирования Федерального Собрания

В статье проанализированы актуальные изменения ст. 95 Конституции РФ, связанные с процедурой формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Автором рассмотрен институт назначения Президентом Российской Федерации не более де...

Похожие статьи

Анализ работы Федерального Собрания за 2021–2022 годы

С момента принятия Основного закона — Конституции Российской Федерации актуальным является изучение вопросов, связанных с осуществлением деятельности парламента страны, называемого Федеральным Собранием РФ. В последние годы, в связи с обстоятельствам...

Особенности организации нормотворческой деятельности в органах государственной власти Владимирской области

В статье анализируются проблемы организации нормотворческой деятельности в органах государственной власти Владимирской области. Особое внимание уделено проблеме доступности информации об обсуждении проектов законов. Предлагается активизировать ресурс...

Законодательные основы института публичных слушаний в муниципальных образованиях Оренбургской области

В статье автор исследует положения регионального законодательства, регулирующие порядок организации и проведения публичных слушаний как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, на примере Оренбургской области.

Особенности оценочной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе

В статье рассмотрена специфика оценочной деятельности в региональном разрезе: показаны основные субъекты оценочной деятельности, раскрыты основные проблемы, как правового регулирования, так и практической деятельности. Исследованы эмпирические данные...

Направления развития и поддержки дорожного хозяйства в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

В статье рассматриваются основные поручения Президента РФ в послании к Федеральному Собранию, учитывающие вопросы развития дорожной деятельности на территории Нижегородской области.

Проблемы взаимодействия палат парламента Российской Федерации: опыт зарубежных стран, российская практика

В статье отражены проблемы взаимодействия палат двухпалатных парламентов. Выделены проблемные стороны относящиеся непосредственно к российскому парламенту.

Практика планирования и осуществления расходов городских округов на примере города-героя Волгограда

Произведен анализ законодательства в сфере планирования и исполнения расходов муниципальных образований. Изучена практика применения данного законодательства на примере города-героя Волгограда и в совокупности с территорией дана комплексная оценка. В...

Анализ и совершенствование законодательно-правовых процедур в деятельности палат Федерального Собрания

В статье проводится анализ законодательно-правовых процедур, происходящих в палатах Федерального Собрания, который дает понять, что законодательная деятельность является основной формой деятельности и главным предназначением парламента. Поэтому совер...

Актуальные проблемы законодательной деятельности Федерального Собрания РФ за 2021–2022 годы

Общество можно считать цивилизованным лишь в том случае, если оно регулируется нормативно-правовыми актами, принимаемыми законодательным органом страны. В Российской Федерации такое полномочие отведено его парламенту, законодательному и представитель...

К вопросу о месте Президента Российской Федерации в процессе формирования Федерального Собрания

В статье проанализированы актуальные изменения ст. 95 Конституции РФ, связанные с процедурой формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Автором рассмотрен институт назначения Президентом Российской Федерации не более де...

Задать вопрос