Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 10.12.2023

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Рябкова, А. А. Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта / А. А. Рябкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 665-667. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108926/ (дата обращения: 23.12.2024).



В условиях расширения экономических, политических и культурных контактов между странами и континентами проблема межличностного общения приобретает мировой статус и становится предметом многочисленных научных исследований и разработок. Проблема межличностного общения имеет многоаспектный характер и продуктивно исследуется представителями различных наук. В разрезе психологической науки, общение — это процесс обмена информацией между людьми и вид деятельности. Социальная коммуникация выступает коммуникативной стороной общения, межличностная коммуникация — частный случай социальной.

В. В. Сараев отмечает, что большое количество социальных контактов приходится на студенческий период, именно в это время коммуникация достигает высокого уровня [26]. Некоторые авторы рассматривают коммуникацию как одну из сторон общения, многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной жизнедеятельности. В науке мнение большинства ученых сходится к следующему определению: коммуникация — процесс приема и передачи информации, создание определенной степени взаимопонимания между участниками, предполагающий необходимость обратной связи. Важную роль для участников общения играет значимость информации, ее понимание, осмысление и принятие. Выделяют несколько видов коммуникации:

— опосредованная коммуникация (общение осуществляется через текст, рисунок, схему и т. п.);

— диалог (общение осуществляется обоюдно между собеседниками);

— фронтальная коммуникация (трансакции направлены от говорящего к слушающему) [26].

Таким образом, общение играет важную роль в формировании и становлении личности: психологическое развитие личности студента, процесс возникновения и разрешения противоречий. Коммуникативные умения в этот период являются инструментом, который позволяет более успешно интегрироваться в общество.

С целью выявление психологических особенностей общения студентов с разным уровнем социального интеллекта было проведено исследование, в котором приняли участие студенты в количестве 60 человек, из них 32 чел. — девушки и 28 чел. — юноши.

Для решения поставленных задач и получения более точных и обширных результатов обследования был выбран комплекс методик:

— методика «Социальный интеллект» (Дж. Гилфорд, М. Салливен)

— методика диагностики коммуникативных особенностей личности (Л. И. Уманский, И. А. Френкель, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышов и др.)

В начале эмпирического исследования проведена диагностика социального интеллекта испытуемых. Результаты диагностики уровня социального интеллекта студентов с использованием методики «Социальный интеллект» представлены на рис.1.

Распределение студентов по уровню социального интеллекта.

Рис. 1. Распределение студентов по уровню социального интеллекта.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень развития социального интеллекта большинства студентов соответствует дополнительных вопросов прояснять мотивы поведения людей, на основе этого возможно прогнозирование поведения окружающих, способны понимать смысл вербальной и невербальной экспрессии, на основе чего могут проявлять ролевую пластичность. Наиболее сформированными являются способности к логическому обобщению, выделению существенных признаков в различных невербальных реакциях и паттернах собеседника, понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации.

Данные по методике «Диагностика коммуникативных особенностей личности» проведено исследование, которое характеризует базовые особенности личности в процессе межличностных отношений. Результаты исследования представлены на рис.2.

Выраженность показателей коммуникативных особенностей личности студентов

Рис. 2. Выраженность показателей коммуникативных особенностей личности студентов

Делая выводы по результатам диагностики, можно сказать, что и коммуникативная компетентность, и социальный интеллект у большинства студентов имеют высокий и средний уровень. При этом для студентов с уровнем социального интеллекта — средний и выше среднего — характерны высокий уровень коммуникативного контроля, ярко выраженные волевые черты характера, высокий уровень позитивных эмоций и высокий уровень общительности и эмпатии по отношению к другим людям. У студентов с низким уровнем социального интеллекта данные показатели слабо выражены.

Далее, с целью выявления различий в показателях психологических особенностей общения студентов с разным уровнем социального интеллекта, был проведен статистический анализ данных с применением критерия Манна-Уитни.

В ходе исследования U-критерия Манна-Уитни были выявлены высокозначимые различия (р≤0,05) отличия следующих показателей:

— коммуникативный контроль: Uэмп=14,2;

— волевые черты характера: Uэмп=11,04;

— эмоциональные черты характера: Uэмп=10,05;

— отношение к другим людям: Uэмп=12,2.

Таким образом, выявлены значимые отличия между такими показателями психологических особенностей общения студентов с разным уровнем социального интеллекта, как коммуникативный контроль, волевые черты характера, эмоциональные черты характера, отношение к другим людям. Уровень сформированности данных показателей у студентов с уровнем социального интеллекта — средний и выше среднего — более выражен, чем у студентов с низким уровнем социального интеллекта. Отсюда следует, что гипотеза исследования подтвердилась.

Проведенный теоретический анализ литературы показал, что проблема психологических особенностей общения студентов с разным уровнем социального интеллекта является одной из наиболее актуальных в психологии, все еще не разрешенных, несмотря на имеющиеся многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов. Общение играет важную роль в формировании и становлении личности: психологическое развитие личности студента, процесс возникновения и разрешения противоречий. Коммуникативные умения в этот период являются инструментом, который позволяет более успешно интегрироваться в общество. Важная особенность коммуникации — ее эффективность.

Литература:

  1. Акишева Е. А. Исследование феномена социального интеллекта у студентов // Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы. Сборник научных трудов. — 2019. — С. 7–10.
  2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2021. — 208 с.
  3. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 2019. — 279 с.
  4. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. — М.: Педагогика, 2018. — 81 с.
  5. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный интеллект, психологическая особенность общения студентов, уровень, волевая черта характера, высокий уровень, коммуникативный контроль, межличностное общение, процесс возникновения, психологическое развитие личности студента, эмоциональная черта характера.


Похожие статьи

Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля

Особенности восприятия образа тела молодыми людьми с разным соматическим и социальным статусом

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Психологические особенности проявления страха и тревожности у студентов вуза

Особенности мотивационной сферы у студентов с психосоматическими нарушениями

Социальные навыки и взаимоотношения с людьми у детей с расстройствами аутистического спектра

Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Особенности развития познавательной активности студентов в условиях полиязычного образования

Похожие статьи

Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля

Особенности восприятия образа тела молодыми людьми с разным соматическим и социальным статусом

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Психологические особенности проявления страха и тревожности у студентов вуза

Особенности мотивационной сферы у студентов с психосоматическими нарушениями

Социальные навыки и взаимоотношения с людьми у детей с расстройствами аутистического спектра

Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Особенности развития познавательной активности студентов в условиях полиязычного образования

Задать вопрос