Психологические аспекты проверки показаний на месте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 11.12.2023

Статья просмотрена: 259 раз

Библиографическое описание:

Егорова, Д. В. Психологические аспекты проверки показаний на месте / Д. В. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108951/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются психологические факторы, влияющие на качество дачи показаний на месте преступления, а также методы и приемы, которые можно использовать для повышения эффективности проверки показаний на месте с психологической точки зрения. Автор анализирует влияние психического состояния лица, дающего показания, связь показаний на месте с предшествующим допросом, а также влияние места события на дачу показаний на месте. Автор также предлагает рекомендации по учету психологических особенностей при проведении проверки показаний на месте, а также приводит примеры из иностранного опыта, которые можно было бы заимствовать.

Ключевые слова: проверка показаний на месте, уголовный процесс, следственные действия, психологические факторы.

Проверка показаний на месте — одно из важных следственных действий, которое позволяет проверить достоверность и полноту показаний подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего на месте события. При проведении этого действия следователь должен учитывать множество психологических факторов, которые могут влиять на качество дачи показаний на месте преступления. Среди таких факторов можно выделить основные:

1) психическое состояние лица, дающего показания

В первую очередь может быть связано с наличием или отсутствием психических расстройств, а также с эмоциональным состоянием лица.

Эмоциональные переживания могут влиять на способность лица воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию о событии. Как отмечают некоторые ученые — психические расстройства могут приводить к искажению или утрате памяти о событии, а также к появлению ложных воспоминаний [5]. Поэтому, следователю необходимо заранее выяснить наличие или отсутствие у лица психических расстройств, и суметь оценить его эмоциональное состояние и готовность давать показания на месте преступления.

Если лицо имеет психические расстройства, то следователь должен привлекать к проверке показаний на месте психолога или психиатра, который может оказать необходимую помощь и поддержку. Если лицо испытывает сильный стресс, страх или агрессию, то необходимо создать благоприятную атмосферу для дачи показаний, обеспечить безопасность и защиту лица, а также использовать тактические приемы для снятия эмоционального напряжения.

2) связь показаний на месте с предшествующим допросом

Как правило, проверка показаний на месте осуществляется после допроса лица по делу, поэтому качество дачи показаний на месте зависит от того, как был проведен допрос и какие показания были получены. Как указывает Варданян А.В, что одним из главных способов получения доказательств в уголовном процессе является допрос подозреваемого (обвиняемого), в ходе которого формируются его показания. Эти показания затем подлежат проверке на соответствие действительности на месте проверки показаний на месте [2]. Поэтому следователь должен стремиться к тому, чтобы допрос был проведен качественно и объективно, без применения физического или психологического давления, без внушения или подсказывания ответов, без использования ложных данных. Также особое внимание должно быть обращено на возможность изменения или отказ от показаний на месте преступления, которые могут быть обусловлены различными причинами: страхом перед возможными последствиями, влиянием третьих лиц и т. д. В таких случаях следователь должен выяснить причины изменения или отказа от показаний, а также использовать доказательства, которые могут подтвердить или опровергнуть показания на месте.

3) влияние места события на дачу показаний

Место события может оказывать различное влияние на дачу показаний на месте, в зависимости от того, как оно связано с преступлением и как оно воспринимается лицом, дающим показания [6].

В. В. Казаков указывает важность этого фактора, указывая на то, что место события является свидетелем преступления, источником доказательств и фактором, способствующим или мешающим даче показаний на месте [4]. Потому следователь должен стремиться к тому, чтобы место события было сохранено в виде, в котором оно было на момент совершения преступления, что позволило бы лицу лучше воспроизвести свои показания на месте или обнаружить возможные несоответствия. При этом следует учесть особенности места события, которые могут оказать влияние на производство следственного действия. Такие особенности связаны с освещенностью, шумом, запахом, температурой. Например, если место события находится в общественном, шумном месте, то следователь должен обеспечить изоляцию и конфиденциальность дачи показаний на месте. Если место события имеет неприятный запах или температуру, то лицу должна быть предоставлена возможность защититься от этих факторов или уменьшить время проведения проверки показаний на месте [8]. Также следователем должно учитываться само отношение лица к месту события. Оно может быть положительным или отрицательным, и зависеть от степени знакомства или привязанности к месту события, что может влиять на эмоциональное состояние и готовность давать показания на месте.

Для того, чтобы учесть эти психологические факторы, мы могли бы предложить следующие рекомендации:

В дополнение с общими правилами производства проверки показаний необходимо выяснить, имеются ли у лица какие-либо противопоказания, связанные с его здоровьем, психическим состоянием или другими обстоятельствами. Если они присутствуют, то следователь должен отложить или отменить проверку показаний на месте, а также обеспечить лицу необходимую медицинскую или психологическую помощь. Такая предварительная подготовка способствует созданию доверительных отношений между следователем и лицом, повышению его мотивации к сотрудничеству и снижению напряжения.

Во время проверки показаний на месте важно, чтобы следователь вел себя тактично и корректно, не допуская давления, угроз и иных неправомерных действий, поэтому важным фактором является контроль должностным лицом своего эмоционального состояния.

Для повышения эффективности проверки показаний на месте с психологической точки зрения важно использовать активизацию воспроизводящей деятельности. Данный прием заключается в том, что следователь должен стимулировать лицо к более точному воспоминанию при помощи формулировки более уточняющих, детализирующих вопросов, предъявление предметов, связанных с событием, ассоциативных подсказок и т. д. Эти приемы активируют память лица, усиливают внимание к деталям и выявлению возможные несоответствия или противоречий в показаниях [1].

При производстве проверки показаний следователю также важно учитывать особенности места события, которые могут влиять на дачу показаний. Эти факторы обусловлены с изменением или повреждением места события, с освещением, шумом, запахом, с отношением лица к месту события, что оказывает влияние на способность лица воспринимать и воспроизводить информацию о событии на месте. Поэтому следователь должен стремиться к тому, чтобы обеспечить более благоприятную атмосферу для дачи показаний на месте. Как отмечает В. В. Казаков: «..учет особенностей места события является важным условием для повышения эффективности проверки показаний на месте, так как он позволяет устранить возможные искажения или затруднения в даче показаний на месте со стороны проверяемого лица» [3]. Не менее важно после окончания производства действия выразить благодарность лицу за сотрудничество, и удостовериться не нуждается ли лицо в дополнительной медицинской или психологической помощи.

В Израиле, Нидерландах, Швейцарии, при проведении проверки показаний на месте используются специальные методики: изменение порядка изложения обстоятельств события, просьба о рассказе о событии от третьего лица или с точки зрения другого участника или свидетеля, просьба о рассказе о том, что произошло бы, если бы событие не состоялось или состоялось по-другому. Эти методики помогают увеличить количество и качество информации, получаемой от лица в ходе проверки показаний на месте, а также выявить возможные ошибки или ложные воспоминания.

Таким образом, проверка показаний на месте требует от следователя знания не только законодательной базы, но и основ психологии, а также умения применять их на практике в соответствии с законодательством и этическими нормами, так как это следственное действие при его производстве предполагает использование различных психологических приемов и техник, направленных на создание оптимальных условий для узнавания объектов, мест и обстоятельств преступления, а также на выявление ложных или искаженных показаний.

Литература:

  1. Аксенова Л. Ю. Особенности проверки показаний на месте // Закон и право. 2021. № 6;
  2. Варданян А. В. Процессуально-тактический потенциал проверки показаний на месте и особенности его реализации при расследовании насильственных преступлений, совершенных лицами, имеющими психические расстройства, не исключающие вменяемости // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2017. № 3–2;
  3. Казаков В. В. Психология проверки показаний на месте: учебное пособие / В. В. Казаков, О. О. Казакова. — Минск: Аверсэв, 2019. — С. 176;
  4. Казаков В. В. Психологические аспекты проверки показаний на месте преступления // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 4 (52);
  5. Овсянникова Виктория Владимировна Анализ эмоционального состояния на распознавание эмоций // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. № 1;
  6. Селезнев Б. А., Богомолов А. Н. Место события как Источник криминалистически значимой информации // Территория науки. 2017. № 6;
  7. Соболь, А. Е. Проверка показаний на месте и следственный эксперимент: проблемы разграничения / А. Е. Соболь, Е. Г. Сахарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 295–297.
  8. Тактика проверки показаний на месте — URL: https://crimlib.info/Тактика_проверки_показаний_на_месте.
Основные термины (генерируются автоматически): место, место события, дача показаний, проверка показаний, лицо, следователь, место преступления, показание, качество дачи показаний, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Актуальные вопросы тактики проведения проверки показаний на месте

Проверка показаний на месте представляет собой самостоятельное следственное действие, которое предусматривает воспроизведение по предложению следователя допрашиваемым действий, показаний на месте, в котором происходило преступление, либо событие, свя...

Профилактика рисков и опасностей при переходе учащихся из начальной школы в среднюю

В статье рассматриваются следующие проблемы: причины возникновения трудностей во время адаптации ко всему новому в другом школьном звене у учащихся, возможные кризисные ситуации, а также помощь, которую могут оказать представители школы и, конечно же...

Анализ кредитоспособности ссудозаемщика — физического лица: зарубежный и российский опыт

Исследование посвящено изучению методов и подходов к анализу кредитоспособности физических лиц, применяемые как в зарубежных, так и в российских финансовых организациях. Рассмотрены критерии оценки кредитоспособности, такие как кредитная история, дох...

Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод консультирования в консультировании студентов в технических университетах

Статья посвящена актуальной проблеме разработки основ психологического консультирования студентов у высших учебных заведениях. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодня психологическое консультирование в учебных заведениях развито в школах,...

Применение различных стилей обучения на уроках географии

Статья посвящена изучению влияния различных стилей обучения на уроках географии. В материале рассматривается как различные стили обучения могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного м...

Методика расследования серийных убийств

В статье рассматриваются основные этапы и особенности расследования и раскрытия серийных убийств. Подробно рассматривается криминалистическая характеристика серийных убийств, сделан акцент на важности правильной трактовки информационной составляющей ...

Практики уважения и внимательности в деятельности медицинского персонала

В статье раскрываются практики уважения и внимательности в деятельности медицинских работников, легализация практик, а также приемы формирования профессиональной рефлексии и сознательной позиции специалистов. Описано исследование, проведенное на орди...

Использование шкал ECERS-R при оценке качества образовательной среды

В статье поднимаются вопросы современном дошкольном образовании, приоритетных задачах, качестве образовательной среды и сложностях оценки ее качества. В частности, рассказывается о современном и универсальном методе оценки качества образовательной ср...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Взаимосвязь одиночества и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в доме престарелых

В статье представлен материал, отражающий проблему одиночества людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (на примере дома престарелых). Приведены результаты исследования по выявлению уровня одиночества пожилых людей, особе...

Похожие статьи

Актуальные вопросы тактики проведения проверки показаний на месте

Проверка показаний на месте представляет собой самостоятельное следственное действие, которое предусматривает воспроизведение по предложению следователя допрашиваемым действий, показаний на месте, в котором происходило преступление, либо событие, свя...

Профилактика рисков и опасностей при переходе учащихся из начальной школы в среднюю

В статье рассматриваются следующие проблемы: причины возникновения трудностей во время адаптации ко всему новому в другом школьном звене у учащихся, возможные кризисные ситуации, а также помощь, которую могут оказать представители школы и, конечно же...

Анализ кредитоспособности ссудозаемщика — физического лица: зарубежный и российский опыт

Исследование посвящено изучению методов и подходов к анализу кредитоспособности физических лиц, применяемые как в зарубежных, так и в российских финансовых организациях. Рассмотрены критерии оценки кредитоспособности, такие как кредитная история, дох...

Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод консультирования в консультировании студентов в технических университетах

Статья посвящена актуальной проблеме разработки основ психологического консультирования студентов у высших учебных заведениях. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодня психологическое консультирование в учебных заведениях развито в школах,...

Применение различных стилей обучения на уроках географии

Статья посвящена изучению влияния различных стилей обучения на уроках географии. В материале рассматривается как различные стили обучения могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного м...

Методика расследования серийных убийств

В статье рассматриваются основные этапы и особенности расследования и раскрытия серийных убийств. Подробно рассматривается криминалистическая характеристика серийных убийств, сделан акцент на важности правильной трактовки информационной составляющей ...

Практики уважения и внимательности в деятельности медицинского персонала

В статье раскрываются практики уважения и внимательности в деятельности медицинских работников, легализация практик, а также приемы формирования профессиональной рефлексии и сознательной позиции специалистов. Описано исследование, проведенное на орди...

Использование шкал ECERS-R при оценке качества образовательной среды

В статье поднимаются вопросы современном дошкольном образовании, приоритетных задачах, качестве образовательной среды и сложностях оценки ее качества. В частности, рассказывается о современном и универсальном методе оценки качества образовательной ср...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Взаимосвязь одиночества и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в доме престарелых

В статье представлен материал, отражающий проблему одиночества людей пожилого возраста, проживающих в специализированных учреждениях (на примере дома престарелых). Приведены результаты исследования по выявлению уровня одиночества пожилых людей, особе...

Задать вопрос