В работе затрагиваются проблемные вопросы юридической и, в частности, административной ответственности юридических лиц, действующих на основании и во исполнении функций органов государственной и исполнительной власти.
Ключевые слова: административная ответственность, государственные и муниципальные органы, юридические лица.
Проблематика административной ответственности государственных и муниципальных органов не является новой для науки административного права, однако в условиях производящегося на сегодняшний день реформирования она стала особо актуальна [1].
Использование юридических лиц позволяет общественным объединениям эффективно функционировать, защищать свои интересы и участвовать в правовых отношениях [2]. Они предоставляют инструменты и механизмы субъективных прав и обязанностей для общественных объединений, что способствует их развитию, сотрудничеству и достижению общей цели.
Одним из важных признаков юридического лица как субъекта права является способность им нести ответственность за свои действия и убытки, что обеспечивает механизм защиты и компенсации для других субъектов права. В случае проблем или споров, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности в административном или судебном порядке [3]. По нашему мнению, это способствует стабильности и надежности в отношениях между субъектами.
Важно отметить, что другим важным фактором для создания юридических лиц является разделение ответственности между собственниками и организацией. В случае несостоятельности или неплатежеспособности организации, ее кредиторы могут требовать удовлетворения своих требований только за счет имущества организации, а не личного имущества ее владельцев или участников. Это принцип ограничения ответственности и помогает защитить личные активы владельцев и участников организации, о чем более подробно будет сказано в следующей части настоящего исследования. Кроме вышесказанного, существенной причиной создания юридических лиц является потребность в управлении организациями (объединениями физических лиц различной правовой формы).
В юридической литературе существуют как противники [4], так и сторонники [5] привлечения к административной ответственности юридических лиц публичных правоотношений (государственных или муниципальных органов).
Противники административной ответственности государственных и муниципальных органов (в лице юридических лиц) приводят следующие аргументы. Исследование действующего законодательства и практики применения показывает, что концепция административной ответственности не может быть безусловно применима ко всем субъектам.
Указанная проблема не выходит за пределы предмета настоящей работы и будет раскрыта отдельно.
Кроме сказанного, существуют иные причины, почему механизм административной ответственности неэффективен в отношении государственных и муниципальных органов.
Во-первых, государственные и муниципальные органы являются воплощением государственной и муниципальной власти и осуществляют властные полномочия. Привлечение их к публичной ответственности может подорвать авторитет этих органов в глазах общества.
Во-вторых, применение административной ответственности к государственным и муниципальным органам не приводит к достижению своей цели. Это обусловлено тем, что помимо предупреждения и приостановления деятельности меры административного наказания (штрафы и конфискация) являются единственными доступными санкциями. Применение имущественных административных наказаний наносит ущерб бюджету государства. Кроме того, другие меры административного принуждения, которые могут иметь характер наказания (отзыв, аннулирование лицензии, ликвидация), не могут быть применимы к органам, поскольку процедуры их создания и ликвидации отличаются от процедур создания и ликвидации юридических лиц, а также не получают лицензии на осуществление определенного вида деятельности.
Кроме этого, авторы отмечают и сложности в определении и доказывании вины. В ряде случаев сложно определить виновность государственных и муниципальных органов, особенно когда дело идет о коллективном решении или результатах сложных бюрократических процессов. Политические факторы могут оказывать влияние на решение о привлечении государственных и муниципальных органов к административной ответственности. В некоторых случаях политические инстанции могут защищать органы, чтобы избежать политического давления или негативных последствий для своей стабильности. Привлечение к административной ответственности государственных и муниципальных органов может повлечь за собой дисфункцию в работе административного аппарата. Когда органы испытывают потенциальные наказания, это может привести к ослаблению их деятельности и воздействовать на функционирование государственного аппарата в целом [6].
Государственные и муниципальные органы часто также подчинены надзору и контролю других органов, таких как прокуратура или специализированные контрольно-надзорные органы. Эти органы уже имеют свои механизмы контроля и привлечения органов к ответственности, что может сделать административную ответственность излишней или дублирующей.
Важно отметить, что не привлекать государственные и муниципальные органы к административной ответственности не означает безнаказанность или отсутствие системы наказания. Вместо этого могут быть предусмотрены другие механизмы и формы ответственности, такие как внутренний контроль, административный надзор, гражданские и уголовные процедуры в случае совершения преступлений или серьезных нарушений.
По нашему мнению, отсутствует целесообразность привлечения к административной ответственности в качестве юридических лиц государственных и муниципальных органов. Потому что объективную сторону состава административного правонарушения всегда выполняет какое-либо определенное физическое лицо, занимающее должность в государственном или муниципальном органе. К ответственности должно привлекаться только оно.
В отношении юридических лиц могут назначаться административные штрафы (основная мера административной ответственности), но зачем органам государственной власти назначать штраф, он все равно пойдет в соответствующие бюджеты из бюджета. Бессмысленность такого круговорота представляется очевидной.
Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно говорить, что административная ответственность государственных юридических лиц нуждается в своем совершенствовании. Предлагается ввести в административное законодательство правило, в соответствии с которым если юридическое лицо, действующее от имени государственного или муниципального органа в процессе реализации своей правосубъектности совершает противоправное деяние, административную ответственность должен нести его руководитель или иное уполномоченное, в рамках Устава, должностное лицо государственного (муниципального) органа. То есть в данной части правового регулирования должен действовать принцип персонализация административной ответственности.
Литература:
- Аникеенко Ю. Б. О возможности административной ответственности государственных и муниципальных органов / Ю. Б. Аникеенко, Н. В. Новоселова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — № 2(41). — С. 188–194.
- Могилевский Г. А. Судебный порядок защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 9–2. С. 157–159.
- Баженова О. И. Юридические лица как носители конституционных прав: постановка проблемы // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2022. № 5. С. 69–88.
- Морозова Н. А. О целесообразности привлечения к административной ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления // URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=1959
- Бунтов С. Д. О некоторых проблемах административной ответственности за нарушения образовательного законодательства // Вестник Удмуртского ун-та. 2015. № 2. С. 99–103.
- Аникеенко Ю. Б. О возможности административной ответственности государственных и муниципальных органов / Ю. Б. Аникеенко, Н. В. Новоселова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — № 2(41). — С. 188–194.