К лючевые слова: общественный контроль, органы власти, гражданское общество
В последние годы широкое развитие получает Институт общественного контроля. Очевидна возрастающая активность общественности, готовой принимать участие в управлении делами государства. Общественный контроль позволяет гражданам не только наблюдать за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, но и оценивать её на предмет соответствия общественным интересам, влиять на неё.
Одной из важнейших категорий современной социально-правовой науки является общество гражданского общества. Как понятие общество гражданского общества в течение своего возникновения и его генезиса непосредственно связано с понятием Государства. В настоящее время эти понятия взаимодополняют и не отделяют друг от друга.
В 2021 году начал работать новый состав Общественной палаты Республики Башкортостан, и произошли определенные структурные изменения, но, конечно, серьезная работа предыдущего состава Общественной палаты региона будет продолжена и при нынешнем составе. Одним из приоритетов является взаимодействие палаты с Общественной палатой Российской Федерации.
На сегодняшний день Общественная палата Республики Башкортостан является основным субъектом общественного контроля в регионе. С момента принятия 21 июля 2014 года Федерального закона № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» было отмечено, что общественный контроль является эффективным механизмом активизации гражданской активности и повышения качества государственного управления. Он создал атмосферу взаимной ответственности государства и гражданского общества, а также открытость сферы государственного управления. Социально значимые мероприятия, инициированные палатой, поддерживаются руководством Республики Башкортостан и главами администраций городов и районов республики. В то же время экономические, гражданские и другие мероприятия федерального значения в Уфе фактически проводятся каждый год в сотрудничестве с федеральными органами государственной власти.
Общественная палата Республики Башкортостан обеспечивает взаимодействие граждан, общественных объединений, профсоюзов, творческих союзов, объединений работодателей, профессиональных объединений и других некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп с органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления в целях формирования и реализации национальной политики на территории Республики Башкортостан с учетом потребностей и интересов граждан, защиты права и свободы граждан и права общественных объединений и других некоммерческих организаций.
Общественная палата Башкортостана была создана на основе добровольного участия граждан и представителей других некоммерческих общественных объединений в ее деятельности. При осуществлении своих функций палата руководствуется Конституцией Российской Федерации [1], Федеральным законом, Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации», Конституцией Республики Башкортостан [4], законом «Об Общественной палате Республики Башкортостан» [5]. При осуществлении своих полномочий Общественная палата Республики Башкортостан взаимодействует непосредственно с органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с процедурами, предусмотренными законом «Об Общественной палате Республики Башкортостан».
Организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Общественной палаты Республики Башкортостан осуществляет Аппарат. Аппарат Общественной палаты Республики Башкортостан предварительно рассматривает обращения граждан и организаций в Общественную палату и к членам Общественной палаты и направляет обращения, содержащие информацию об инициативах граждан, общественных объединений и других некоммерческих организаций, в соответствующие органы.
Целью Общественной палаты Республики Башкортостан является обеспечение координации жизненно важных социальных интересов граждан, общественных объединений, других некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении важнейших вопросов экономического, социального и культурного развития Республики, и защита прав и свобод граждан.
Палата активно сотрудничает с Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан, соответственно палата регулярно обсуждает законопроекты с представителями общественности, научного сообщества и высококвалифицированными практиками. Представители различных комитетов принимают участие в заседании Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, его профильного комитета. В Республике создана система общественного контроля (контроля качества) как одна из организационных форм надзора и действий по защите общественных интересов, осуществляемых независимыми гражданами, их представителями и неправительственными некоммерческими организациями. Задачи, решаемые с помощью общественного контроля:
— организация стратегических обменных действий (действий, направленных на взаимопонимание);
— преодоление отчуждения граждан от государства;
— приобретение специальных знаний о работе государственных учреждений;
— культивирование заинтересованных сообществ граждан;
— разумная отмена монополии государственных функций и
— содействие преобразованию отношений между и представителями государственного аппарата в направлении партнерства.
Регулярно проводятся независимые оценки качества работы образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования Республики Башкортостан, проводится общественный контроль.
Формами общественного контроля, осуществляемого Общественной палатой Республики Башкортостан, являются общественный надзор, общественные слушания, общественные обсуждения, общественная экспертиза и общественные проверки. Все члены палаты имеют практический опыт в различных областях или опыт общественной и административной работы.
В Республике сформулированы общие стандарты и методические рекомендации по организации деятельности Общественной палаты. Это методы оценки эффективности деятельности общественного совета при административном органе региона и органах местного самоуправления. Анализ полученной информации и мониторинг веб-сайтов общественных комитетов при административных органах региона и общественных комитетов (палат) при муниципальных органах власти показывают, что произошли положительные сдвиги в реализации федерального и республиканского законодательства, других нормативных правовых актов, регулирующих правовые акты, а также требования к общественному контролю за деятельностью административных органов региона и местного самоуправления.
В целях повышения уровня деятельности и важности роли Общественной палаты Башкортостана были проведены обучающие семинары, оказана методическая, консультационная и информационная поддержка, проведены научно-практические семинары и круглые столы. Мониторинг деятельности палаты показывает, что местный общественный контроль начинает рассматриваться как площадка для диалога между гражданами и властью, различными организациями. Общественная палата Башкортостана активно использует практически все формы общественного контроля для проведения мероприятий в соответствии с годовым планом работы.
В целом, в муниципальных районах существует проблема инициативных, активных людей. Сельские жители не хотят заниматься общественной работой, потому что население муниципалитетов недостаточно осведомлено о деятельности палаты. Необходимо проводить больше разъяснительной работы с местным населением, в том числе разъяснительную работу с представителями административных органов муниципального района. Кроме того, некоторые руководители, заместители руководителей и сотрудники муниципальных органов власти в Республике Башкортостан не до конца понимают роль общественных комитетов на местах. Общественные комитеты были созданы под руководством муниципальных органов власти в качестве канала обратной связи, чтобы помочь понять, как выполняются определенные решения местных органов власти и какие вопросы являются наиболее актуальными. Многие общественные комитеты не рассматриваются ими как партнеры, помощники и консультативные органы. Члены общественного комитета подчеркнули необходимость разработки наилучшего формата взаимодействия с муниципалитетами для повышения эффективности работы, поскольку большинству субъектов не хватает понимания алгоритмов.
В целях совершенствования деятельности Общественной палаты Республики Башкортостан при формировании Общественных советов более внимательно относиться к наличию или отсутствию у кандидата профессиональных заслуг, а также фактов, демонстрирующих активную гражданскую позицию кандидата. Необходимо разработать «дорожную карту» развития системы общественного контроля, результатом которой станет комплекс мер законодательного, организационного и финансового характера, устанавливающих обязанность учета результатов общественного контроля. Целесообразно организовать более интенсивное взаимодействие с Общественными советами на местах, в том числе используя новейшие средства интернет-коммуникации. Реализация вышеуказанных предложений может способствовать дальнейшему расширению гражданского участия и повышению роли общественного контроля в решении социальных проблем. Эта задача особенно актуальна в современных условиях. Волонтёрское и добровольческое движение во многом способствуют росту конструктивных инициатив, идущих непосредственно от общественных структур, а значит наиболее близких интересам и желаниям граждан.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/
- Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 N 212-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/
- Конституция Республики Башкортостан (с изменениями на 1 октября 2021 года) (в ред. Законов РБ от 03.12.2002 N 369-з, от 15.06.2006 N 322-з, от 18.09.2008 N 23-з, от 13.07.2009 N 146-з, от 19.05.2011 N 395-з, от 28.06.2012 N 545-з, от 04.03.2014 N 57-з, от 01.10.2021 N 441-з) — Текст: электронный // URL: https://docs.cntd.ru/document/935100256
- Закон Республики Башкортостан от 3 апреля 2009 г. № 108-з «Об Общественной палате Республики Башкортостан» (с изменениями и дополнениями) — Текст: электронный // URL: https://base.garant.ru/17720739/
- Неровная, Н. Н. Вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и государства (на примере общественных объединений) / Н. Н. Неровная, А. С. Матвеев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 144–146.