В работе исследуется сущность и предназначение пенитенциарной пробации на основе вступающего в законную силу Закона «О пробации в Российской Федерации». Переосмысление подходов в адаптации и ресоциализации осужденных не способно в полной мере разрешить ряд острых вопросов, связанных, во-первых, с доверием осужденных и их желанием прибегнуть к помощи специалиста по оказанию психологической помощи, во-вторых, с актуальностью предлагаемых вакансий осужденному, которые существенно отличаются от вакансий, доступных после отбывания наказания.
Ключевые слова: пробация, адаптация, ресоциализация, осужденный, пенитенциарная система, психологическая помощь.
На данный момент в действующем Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации имеется ряд мер, направленных на подготовку осужденных к освобождению [1]. В действительности данные меры не коррелируются с реалиями устройства общественной жизни, что вызывает у осужденных определенные трудности в их последующей адаптации и ресоциализации. В связи с этим Президент Российской Федерации неоднократно поднимал вопрос о необходимости создания специальной службы, которая будет заниматься ресоциализацией, социальной адаптацией и реабилитацией осужденных [2].
Таким образом, в достижение результатов Концепции развития уголовно-исполнительной системы [3] был создан Закон «О пробации в Российской Федерации» [4]. В содержании данного нормативно-правового акта мы увидим разделение пробации на несколько категорий, а именно на исполнительную, пенитенциарную и постпенитенциарную, что позволяет говорить о широком охвате проводимых мероприятий по ресоциализации в отношении определенных категорий граждан.
Помимо изложенных в Законе видов, ряд ученых выделяет ещё один — допенитециарную пробацию, которая будет включать в себя оказание помощи как судебного, так и досудебного характера, сборе сведений в период избрании меры пресечения для обвиняемого, сборе значимых сведений о личности подсудимого. Однако противники утверждают, что такая помощь может оказываться адвокатом, что, по нашему мнению, в корне является неправильной.
Следует отметить, что соблюдение законодательных требований, предъявляемых к адвокату, будет недостаточно. В. В. Конин ставит в определенную зависимость качество предоставляемых услуг и личные качества адвоката, которые какого-либо законодательного закрепления не имеют. Следовательно, рассматривать адвоката в качестве субъекта, реализующего допенитенциарную пробацию, невозможно [5, с. 9–16].
При анализе пенитенциарного вида пробации мы приходим к выводу, что реализация её ряда положений неэффективна. Обуславливается это тем, что разрешение различного рода конфликтных ситуаций происходит осужденными не при помощи обращения к сотрудникам мест отбывания наказания, а при помощи самостоятельных сил.
Так как, согласно приведенному выше Закону, осужденный, при подготовке индивидуальной программы, соглашается на обработку персональных данных, то последующее проявление какого-либо недоверия или несогласия осужденного к оказанию ему психологической помощи, будет являться вполне логически объяснимым в силу возможности передачи результатов психологических исследований сотрудникам системы.
Для того, чтобы устранить указанную проблему, необходимо отнести сотрудников психологической службы к числу медицинских работников, изменив штатное расписание медико-санитарных частей.
Кроме того, рассмотрим вопрос о возможности трудоустройства лиц, освобожденных из мест отбывания наказания. Во-первых, следует руководствоваться положениями Закона «Об образовании в Российской Федерации», который утверждает, что в Исправительных Учреждениях возможно получить определенную профессию для осуществления последующей трудовой деятельности. Следует заметить, что перечень предлагаемых для освоения профессий в местах отбывания наказания невелик и популярностью среди профессий, которые предлагаются лицу после его освобождения, не пользуется.
По состоянию актуальных профессий на 2023 г., в сравнении с профессиями, предоставляемых в рамках отбывания наказания, можно сделать вывод, что современные российские пенитенциарные учреждения не могут предоставить осужденным актуальных и востребованных специальностей. С. В. Познышев объяснял эту тенденцию тем, что, лишая лицо свободы, побуждается его желание к исправлению, следовательно, ограничивая осужденного в профессиональном росте — побуждается его желание в осуществлении честной трудовой деятельности [6, с. 195–197]. Делается очевидным, что введение в действие нового Закона, направленного на регулирование пенитенциарной пробации, разрешит указанную нами выше проблему.
Следует отметить, что предназначение пенитенциарной пробации, достижение её основной цели, разделяют далеко не все. Во-первых, выделяется необходимость дальнейшей разработки теоретико-правовых аспектов установления института пробации для соотнесения уголовно-исполнительного и иного законодательства с вводимым Законом «О пробации в Российской Федерации». Во-вторых, выделяется мнение, что пробация не имеет за собой четких предпосылок в осуществлении помощи осужденным, так как пенитенциарная система изначально нацелена на намеренное десоциализацию осужденного. Позволим себе не согласиться с данным мнением, так как ограничения прав осужденных есть необходимый инструмент уголовной политики, благодаря которому мы видим работу правообеспечительного, превентивного и исправительного характера.
Таким образом, пенитенциарная пробация на данный момент имеет достаточно весомое значение, эффективность которой раскроется в результатах первых правоприменительных действий.
Литература:
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 24 июня 2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.
2. Владимир Путин провел рабочую встречу с Министром юстиции Константином Чуйченко. // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: https://minjust.gov.ru/ru/events/48721/ (дата обращения: 01.12.2023).
3. Распоряжение Правительства РФФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2023 г. // ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/ (дата обращения: 01.12.2023).
4. Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» // Российская газета. 2023. 9 февраля. № 29.
5. Конин В. В. Право на квалифицированную юридическую помощь и ее доступность: некоторые теоретические вопросы // Адвокат. 2013. № 6. С. 9–16.
6. Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения / С.В Познышев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Г. А. Леман, Б. Д. Плетнев, 1915. С. 195–197.