В данной статье рассматривается порядок назначения на должность судьи в Российской Федерации. Проводится анализ современного законодательства Российской Федерации о порядке наделения полномочиями судьи. Также требования, предъявляемые кандидатам на должность судьи.
Ключевые слова: судья, норма права, законодательство, статус, кандидат, кадровый резерв, принцип независимости.
Назначение на должность судьи является важным и ответственным процессом в Российской Федерации. Этот процесс регулируется законодательством и направлен на обеспечение независимости и беспристрастности судебной системы. В данной статье будет рассмотрен порядок назначения на должность судьи в Российской Федерации.
В Российской Федерации на данный момент имеется большая проблема в вопросе о кадровой подборке на должность судей, и является наиболее актуальными, которые необходимо рассмотреть в данной статье.
Первоначальным этапом процесса назначения на должность судьи является установление квалификационных требований. Кандидаты на должность судьи должны соответствовать определенным критериям, включающим образование, стаж работы в юридической сфере и профессиональные навыки. Квалификационные требования устанавливаются в законе Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» [1] (далее Закон РФ № 3132–1)
Обратимся к статье 4 ФЗ № 3132–1 [1] где конкретно прописаны требования к кандидатам предъявляемые на должность судьи. Судьей в Российской Федерации могут быть следующие лица: Лица имеющие высшее юридическое образование, либо получившие степень магистра по направлению подготовки «Юриспруденция», но при этом необходимо получить диплом бакалавра по направлению подготовки юриспруденция; не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям; так же лицо не должно иметь иностранного гражданства, вида на жительства, либо иных документов подтверждающих право на постоянное проживание в иностранном государстве; лицо должно быть не признан судом недееспособным или ограничено дееспособным; не состоять на учете в различных диспансерах. Так же необходимо выделить то, что у кандидата на должность судьи доложено быть наличие юридического стажа, а так же наличие возрастного ценза который прямо указан в ч. 2 ст. 4 Закона РФ № 3132–1 а конкретно [1]:
– судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;
– судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;
– судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет.
На мой взгляд данные требования являются стандартными, и не всегда означают, что если кандидат проходит данные требования, то в будущем может претендовать на должность судьи. Так, например основанием для отказа в назначении на должность судьи может то что, кандидат мужчина на должность судьи не прошел службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации.
На мой взгляд в современном законодательстве присутствует большой пробел конкретно требований предъявляемые на должность судьи. Необходимо закрепить на законодательном уровне все требования необходимые для назначения на должность судьи, или сделать поправку и дополнить статью 4 Закона РФ № 3132–1.
После установления квалификационных требований проводится конкурсный отбор кандидатов на должность судьи. Конкурс может быть организован на различных уровнях: федеральном, региональном или муниципальном [4]. Конкурсный отбор включает в себя рассмотрение документов кандидатов, проведение собеседований и аттестацию. Конкурсная комиссия, состоящая из представителей судебной системы и общественности, которая называется квалификационная коллегия судей оценивает кандидатов по определенным критериям и выбирает наиболее подходящих кандидатов для дальнейшего рассмотрения.
Квалификационный экзамен на должность судьи является важным этапом в процессе отбора и назначения судей. Данный экзамен предназначен для оценки знаний, навыков и способностей кандидатов, которые необходимы для успешного исполнения обязанностей судьи.
Порядок проведения квалификационного экзамена определяются положениями нормы статьи 26.3 Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества» [2], и указывается, что высшая экзаменационная комиссия утверждает порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи.
В ходе проведения квалификационного экзамена устанавливаются методы и формат проведения экзамена, как обычно экзамен проводится в две части:
– Письменная часть: кандидаты отвечают на вопросы по правовым нормам и процедурам, связанным с судебной системой, применяемым правилам и законам.
– Устная часть: кандидаты проходят интервью или дискуссию с экзаменационной комиссией, где им задаются вопросы по случаям, связанным с судебной практикой и этическими нормами поведения судьи.
На мой взгляд квалификационный экзамен имеет особое место в назначении кандидата на должность судьи, так во время экзамена устанавливается уровень профессионализма и компетентности будущих судей. Он позволяет оценить знания, навыки, этические и профессиональные качества кандидатов, а также гарантирует высокий уровень профессионализма и справедливости в судебной системе. Подготовка к квалификационному экзамену требует серьезного изучения законодательства, практики и развития необходимых навыков. Однако можно сказать, что при успешной сдаче квалификационного экзамена, кандидат так же может не получить рекомендацию на назначение на должность судьи, например, выясняется тот факт, что у кандидата имеются родственные связи с адвокатами, прокурорскими работниками, в данном случае квалификационная коллегия может мотивировать свой отказ, тем что в своей деятельности у судьи может возникнуть конфликт интересов.
Таким образом можно сказать, что система отбора на должность судьи очень сложная, требующая больших усилий. На мой взгляд необходимо усовершенствовать законодательство регулирующий порядок назначения на должность судьи, необходимо еще на первоначальном этапе выдвигать все требования необходимые для назначения, и на этом же этапе максимально отсеивать кандидатов.
Литература:
1. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 N 3132–1 (с изменениями на 10 июля 2023 года) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 1992 г., № 30, ст. 1792.
2. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14.03.2002 N 30-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 11. Ст. 1022.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
4. Ермошин Г. Т. Современные проблемы правового регулирования статуса судей в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 7. С. 80–83