Знакомство с линейной перспективой в первом классе детской художественной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 12.12.2023

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Кудрявцев, И. В. Знакомство с линейной перспективой в первом классе детской художественной школы / И. В. Кудрявцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/archive/497/108998/ (дата обращения: 23.12.2024).



Перспектива (лат.- perspicre — ясно видеть, смотреть сквозь, проникать взором, пристально рассматривать). Линейная или прямая перспектива это один из способов изображения пространства. Художник, который выбирает этот метод, изображает пространство на картине таким образом, каким его видит человеческий глаз. Слово перспектива пришло из латыни и в дословном переводе означает «ясно видеть или смотреть сквозь». С давних времен человек изучал способы построения пространства в изображении. Так древнегреческий математик Евклид, описал линейную перспективу в своем труде «Оптика». Однако после падения Римской империи искусство на времы пришло в упадок, и мастерство реалистично изображать пространство было утрачено. Вновь изучать методы построения пространства художники начали в Эпоху Возрождения. В Эпоху Ренессанса, используя методы построения перспективы, художники добились потрясающих результатов. Тогда же и закрепилось понятие «Линейная перспектива». Оно предполагает, что все линии в пространстве картины сходятся в одной точке на горизонте. Считается, что первое изображение с использованием линейной перспективы в современном понимании создал итальянский архитектор Филипп Брунелески. В изучении линейной перспективы огромный вклад внесли знаменитые художники Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. В Европе линейная перспектива до конца 18 века считалась единственно верным способом изображения пространства.

Одной из важнейших целей предмета Рисунок в художественной школе является знакомство с Линейной перспективой.

Учащимся необходимо получить знания и выполнить упражнение по этой теме:

Первое упражнение (Рис. 1.)

Линейная перспектива

Рис. 1. Линейная перспектива

Это изображение железной дороги с точкой схода по середине линии горизонта. Используется формат листа А-4. Учащиеся проводят линию горизонта чуть выше середины листа. Обязательно делается над ней подпись — Линия горизонта, позволяющая учащимся запомнить и лучше усвоить задание. Посередине линии горизонта ставится точка и обозначается буквами Т. С. — точка схода. Объясняется учащимся, что линия горизонта — это воображаемая линия, которая находится на месте пересечения земли и неба, или — воды и неба. В природе мы можем видеть ее в поле, на уровне соединения земли и неба; или на море — где вода и небо также образуют эту линию горизонта. Линия горизонта всегда находится на уровне глаз человека, но зависит от его расположения в пространстве. Чем ниже располагается наблюдатель, тем, соответственно, ниже уровень горизонта, тем больше пространства занимает небо. И наоборот — чем выше находится наблюдатель, тем больше пространства занимает земля. Для учащихся Детской художественной школы, первого класса (10–11 лет) знакомство с линейной перспективой приводится на примере железной дороги, рельсы которой сходятся в точке схода на линии горизонта. После того, как линия горизонта обозначена и подписана, а точка схода найдена посередине, учащиеся изображают рельсы, которые сходятся в точке схода на горизонте. Объясняется, что это оптическая иллюзия, являющаяся одним из краеугольных камней линейной перспективы. По мере приближения к точке схода, нажим на карандаш должен становится слабее, чтобы передать глубину пространства. Итак, у нас есть линия горизонта, точка схода, рельсы. Нам необходимо изобразить шпалы. Шпалы изображаются строго горизонтально, параллельно нижнему краю листа, с соблюдением интервала между ними. Также следим за толщиной линий при приближении к точке схода. Она должна становится тоньше и прозрачнее. Изображение шпал под наклоном приведет к искажению, искривлению плоскости. Поэтому соблюдение параллельности краю листа является основным моментом. Для закрепления задания слева и справа от железной дороги учащиеся изображают схематично столбы и строения, с учетом линейной перспективы. Столбы, как правило, изображаются слева, их вертикали должны соответствовать вертикальному краю листа. Необходимо учитывать сокращение интервалов между ними и уменьшения толщины линий по мере приближения к точке схода. Ряд строений изображается справа от железной дороги с учетом линейной перспективы. Главным условием изображения строений является их уменьшение к точке схода с сохранением соотношений вертикали и горизонтали, а также сокращение интервалов между строениями. Не забудем про небо: эта плоскость изображаемого пространства то же подчинена законам линейной перспективы. Слева и справа от точки схода на небе разместим облака, уходящие за горизонт, и стаю птиц (Рис. 1.). Для изображения облаков на небе так же используем направляющие линии, которые сходятся в точке схода, учитываем нажим на карандаш, масштаб и интервалы между обьектами. При приближении к точке схода линии должны становится тоньше и прозрачнее.

Второе упражнение (Рис. 2.)

Угловая линейная перспектива

Рис. 2. Угловая линейная перспектива

Выполняя упражнения, учащиеся применяют знания, полученные ранее. Данное упражнение также строится на изображении железной дороги, но точка схода находится в правом углу линии горизонта. Упражнение является закрепляющим. Железная дорога изображается с учетом полученных знаний о линейной перспективе. При выполнении заданий учитываются масштаб, интервалы, соответствие горизонталей и нажим на карандаш. Выше железной дороги изображается тоннель с учетом законов линейной перспективы (Рис. 2.). Выполнив эти упражнения, учащиеся получают первичные знания линейной перспективы, которые пригодятся им на протяжении всего обучения. При рисовании с натуры для проверки правильности изображения применяется так называемый метод визирования. В вытянутой руке помещается карандаш так, чтобы его положение было вертикальным или горизонтальным. Закрыв один глаз надо держать карандаш так, чтобы он был виден на фоне изображаемого объекта. Таким образом можно измерить ширину, высоту объекта или его частей. Методом визирования учащиеся пользуются для проверки пропорций предметов, тем самым постепенно развивая свой глазомер. В дальнейшем необходимо полагаться на точность своего глаза. Метод визирования используют иногда как проверку взятых на глаз пропорций. Часто учащиеся не имеющие достаточного опыта при работе над пейзажем допускают нарушения пропорций. Это является распространенной ошибкой. Убедительность изображения строится на знании линейной перспективы, умения точно передавать пропорции, выдерживать в изображении масштабные соотношения между элементами пейзажа. Для того чтобы правильно разместить рисунок ландшафта необходимо проверить его пропорции. Заметив у натуры крайние точки справа и слева, сверху и снизу, которые должны ограничивать изображения надо провести горизонтальные и вертикальные линии для каждых замеченных характерных точек, в месте их пересечения мы найдем положения точки на плоскости картины. Ориентируясь на ряд полученных характерных точек, мы изобразим пейзаж, соблюдая масштаб и линейную перспективу.

Литература:

  1. Барщ А. А. Рисунок в средней художественной школе. -М.1957
  2. Алексеева В. В. Изобразительное искусство в школе -М.1905
  3. БСЭ, -М. Советская энциклопедия 1982
  4. Школа изобразительного искусства Т.2 -М.1960
Основные термины (генерируются автоматически): линейная перспектива, линия горизонта, сход, учащийся, небо, дорога, знание, мера приближения, метод визирования, сокращение интервалов.


Похожие статьи

Знакомство с цветом в первом классе детской художественной школы

Лепка как один из способов знакомства с натюрмортом детей дошкольного возраста

Масляная живопись в детском творчестве (цикл занятий в старшей группе)

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской художественной школе

Конспект занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе. Тема «Мосты»

С чего начинается Родина? (Конспект занятия в подготовительной группе)

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на начальном этапе обучения в классе аккордеона

Творческое музицирование на уроках в детской школе искусств

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста. Шерстяная акварель. Мастер – класс «Ромашковое поле»

Похожие статьи

Знакомство с цветом в первом классе детской художественной школы

Лепка как один из способов знакомства с натюрмортом детей дошкольного возраста

Масляная живопись в детском творчестве (цикл занятий в старшей группе)

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской художественной школе

Конспект занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе. Тема «Мосты»

С чего начинается Родина? (Конспект занятия в подготовительной группе)

Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на начальном этапе обучения в классе аккордеона

Творческое музицирование на уроках в детской школе искусств

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста. Шерстяная акварель. Мастер – класс «Ромашковое поле»

Задать вопрос