В статье автор исследует психофизиологические основы письма.
Ключевые слова: письменная речь, механизм, взаимодействие.
Процесс письма представляет собой сложный и при этом организованный вид деятельности, захватывающий разные сферы мыслительной деятельности человека. Письмо является сложным психологическим актом.
Такие исследователи, как А. Р. Лурия, А. К. Аксенова, Л. С. Выготский, В. П. Глухов, М. М. Безруких, Р. И. Лалаева, Л. Я. Гадасина, Т. В. Николаева, О. Г. Ивановская и др. занимались изучением психофизиологической основы формирования процессов письма и чтения. В трудах данных авторов отражена неразрывная связь формирования письменной речи и высших психических функций [7].
А. Р. Лурия [5, 6] в своих исследованиях отмечал, что письменная речь и, в частности письмо, является одной из самых сложных форм речевой деятельности, являясь при этом психологическим и сознательным процессом. При этом одновременно письмо можно отнести к сенсорным возможностям. Речь — это функциональная система, затрагивающая деятельность большого количества структур коры головного мозга и систем анализаторов, благодаря которым становится возможным совершение операций речевой деятельности.
О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина, Т. В. Николаева, С. Ф. Савченко [4], проведя исследования и обобщив данные, полученные Л. К. Назаровым, И. Н. Садовниковой [7] и А. Р. Лурия [5, 6], дают описание психофизиологической основе письма, подчеркивая при этом, что для письма необходима сформированность всех структурных компонентов речи. Нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи ведут к нарушению становления письменной речи. Кроме того, упомянутые исследователи учитывают важность взаимодействия зрительного, слухового, двигательного и речедвигательного компонентов письменной речи и называют процесс письма двигательным актом, различая в нем смысловую структуру и двигательный состав [3].
На первоначальных этапах развития письменной речи письмо является речемоторным актом. В основе данного акта лежат сложные психофизиологические механизмы, в котором тесно связаны и взаимообусловлены пять основных аналитических систем. К этим системам принято относить: слух или акустическую систему; органы артикуляции или речевую системы; зрение или визуальную систему; моторику или двигательную и рукодвигательную системы. Исходя из вышесказанного можно утверждать, что наибольшую сложность для младших школьников в освоении письма как графического навыка является именно развитие его автоматизированности [1].
В исследованиях А. Р. Лурия [5, 6] можно найти данные о наличии трех основных блоков головного мозга, отвечающих за осуществление речевой деятельности:
- Подкорковые образования, благодаря которым в организме обеспечиваются нормальный мышечный тонус, а также поддерживается нормальный уровень бодрствования системы.
- Задние отделы больших полушарий головного мозга, благодаря которым осуществляется прием, обработка и сохранение полученной с помощью органов чувств информации извне. Здесь же происходит восприятие окружающей действительности.
- Передние отделы больших полушарий головного мозга, благодаря которым обеспечивается программирование, контроль и регуляция поведения человека. Кроме того, данные области головного мозга обеспечивают регуляцию деятельности подкорковых образований, тонуса и деятельность всей системы наравне с первым блоком [6].
Существуют определенные предпосылки, необходимые для полноценного формирования и развития письменной речи и письма у человека:
- Полная и нормативная сформированность устной речи, то есть в норме должны быть звукопроизношение, фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, а также способность к аналитико-синтетической деятельности.
- Полная и нормативная сформированность высших психических функций, а именно: восприятие (оптическое и пространственное), ощущение, зрительно-пространственный гнозис, чувство собственного тела, эмоционально-волевая сфера и т. д.
- Полное и нормативное формирование праксиса.
- Владение абстрактными способами действий.
- Знание и владение нормами поведения, регулированием собственной деятельности, а также контролем и самоконтролем [5].
Благодаря совместной работе трех блоков, в котором каждый блок ответственен за определенную функцию, становится возможным реализация речевой деятельности, в том числе и процесса письма.
Фонематический анализ — это самая важная операция в процессе письма, поскольку благодаря фонематическому анализу становится возможным соотнесение порядка звуков с порядком последующих букв при написании. Для правильного написания любого слова требуется проведение фонематического анализа, то есть определение звуковой структуры слова. Процесс произношения (проговаривания) играет огромную роль и помогает определить тип звуков и их порядок.
Следующим шагом в процессе письма является сопоставление конкретной фонемы с графемой, здесь происходит работа над различением графем, особенно тех, которые графически похожи.
Следующий процесс — двигательная операция, заключающаяся в воспроизведении зрительного образа буквы с помощью движений руки, сопровождаемом кинестетическим и зрительным контролем, а также чтении написанного.
По мнению Н. Г. Агарковой [1], письмо с точки зрения его психологической природы — это механизм взаимодействия различных анализаторов (артикуляционный, слуховой, двигательный, зрительный и моторный). Данный процесс является достаточно сложным, поскольку головному мозгу необходимо обеспечить синхронность и последовательность в работе слуха и артикуляции, зрения и движения руки во время письма. Это отличает письма от чтения и делает его намного сложнее, поскольку для чтения достаточно взаимодействия только речеслухового и артикуляционного анализаторов [1].
Таким образом, психофизиологической основой письма является формирование всех неречевых и речевых компонентов, таких как: правильное звукопроизношение, фонематический слух, восприятие и звуко-слоговой анализ и синтез, оптико-пространственные представления, развитая лексико-грамматическая сторона речи, зрительная дифференциация, восприятие образа букв, кинетический и визуальный контроль. Все вышеперечисленные компоненты указывают на сложность организации письменной речи и поэтому требуют более тщательного и детального изучения, диагностики и дальнейшего развития для обучения грамоте.
Литература:
- Агаркова, Н. Г. Обучение письму / Н. Г. Агаркова // Чтение и письмо по системе Эльконина Д. Б.: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1993. — С. 218–320. — Текст: непосредственный.
- Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. — Москва: Просвещение, 2003. — 279 с. — Текст: непосредственный.
- Зябкина, Е. А. Особенности непроизвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития / Е. А. Зябкина, А. А. Сергадеева — Текст: непосредственный // Педагогика и психология: перспективы развития: сборник материалов III междунар. науч.-практ. конф., 16 дек. 2017 г., г. Чебоксары / отв. ред. О. Н. Широков. — Чебоксары, 2017. — С. 214–216.
- Ивановская, О. Г. Методическое пособие / О. Г. Ивановская, Т. В. Никольская, Л. Я. Гадасина, С. Ф. Савченко. — Санкт-Петербург: КАРО, 2019. — 544 с. — Текст: непосредственный.
- Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. — Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 84 с. — Текст: непосредственный.
- Лурия, А. Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. — Москва: Академия, 2002. — 352 с. — Текст: непосредственный.
- Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников [Текст] / И. Н. Садовникова. — М.: «Владос», 1995. — 256 с.
- Серикова, Е. С. Психофизиологическая основа чтения и письма как важная составляющая процесса обучения грамоте / Е. С. Серикова. — Текст: непосредственный // Современное образование: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 ноября 2022 года. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2022. — С. 71–74.