Самым благоприятным периодом для развития всестороннего развития ребенка является ранний возраст. Психика детей раннего возраста очень пластична, из таких детей можно вылепить все, что угодно, главное знать, на какие точки необходимо воздействовать.
Патриотическое воспитание детей начинается далеко не с раннего возраста, а с младенчества, когда самыми главными для ребенка являются его родители. Дети впитывают патриотизм, слушая колыбельные и сказки, которые читает в детстве мама. Патриотизм в младенчестве передается с любовью и заботой родителей, через их положительные взаимоотношения.
Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с самого близкого окружения ребенка. Первым этапом формирование любви к Родине является любовь к близким людям. Ведь все начинается с семьи, с отношений к родителям, бабушка, дедушкам, сестрам или братьям. Семейные традиции отмечать Новый год, дни Рождения незаметно входят в личный опыт ребенка с самого рождения и эти события хочется переживать вновь и вновь.
Следующим этапом в воспитании патриотических чувств ребенка является поступление в детский сад, где ребенок учиться любить воспитателей, сверстников. Формируется положительное отношение к детскому саду. Здесь основная нагрузка в формировании патриотических чувств ложится на плечи нас, воспитателей.
Целью патриотического воспитания в дошкольном учреждении является: создание условий становление основ сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка в новом для него мире, а так — же развитие инициативы и творчества соответственно возрасту ребенка.
Основные задачи патриотического воспитания:
– воспитание у ребенка любви к родному дому, семье;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– развитие интереса к русским традициям;
– формирование чувства ответственности.
– формирование дружбы.
В нашем детском саду задачи, описанные выше, решаются во всех видах деятельности: в играх, в труде, на занятиях.
Работая с детьми раннего возраста, мы, как воспитатели, уделяем большое внимание понятию «семья». На занятиях мы проводим беседы о семье и близких родственниках, готовим подарки для родных на 23 февраля, 8 марта, день бабушек. Так же с детьми в течении года разучиваем пальчиковые игры, такие как «Этот пальчик дедушка», «Семья». Дети раннего возраста очень любят сюжетно — ролевые игры «Семья», «Дочки — матери». Совместно с музыкальными руководителями разучиваем песни о маме и семье при подготовке к праздникам, а так — же в повседневных занятиях.
Самым эффективным средством в воспитании патриотизма малышей хочется выделить дидактические игры, которые мы включаем в различные виды деятельности. Например, это такие игры как «Мой адрес», «Наш детский сад», «Добрые слова», «Как я дома помогаю», «Дружная семейка», «Профессии».
Для патриотического воспитания малышей очень хорошо подходит сюжетная игра «Семья». С помощью этой игры можно увидеть, как дети видят для себя образ семьи, а также увидеть общение родителей с детьми конкретно в каждой из семей.
Организация и проведение праздников является следующим средством в приобщении ребенка к детскому саду и патриотическому воспитанию.
Еще одним средством, которое помогает сформировать любовь к семье и воспитывает патриотические чувства малышей, является знакомство с народными играми. Чаще всего в работу с детьми включаются подвижные игры. Воспитанники знакомятся с русскими народными сказками, потешками, прибаутками. Такие игры помогают малышам узнать народные русские обычаи, помогают развивать нравственные и патриотические чувства. В игре каждый ребенок может показать труд взрослых, его окружающую жизнь, а так же в игре возможно развить первое чувство дома.
Самым богатым материалом для воспитание патриотических чувств и любви к семье, а затем к Родине является устное народное творчество. Ведь не зная прошлого очень сложно построить достойное будущее. Устное народное творчество знакомит малышей с нашей историей, бытом и жизнью наших предков. К более старшему дошкольному возрасту дети уже имеют определенный багаж знаний, которые они могут применять в жизни. Например воспитанники уже знают скороговорки, прибаутки, сказки. важно, чтобы ребенок не просто знал, но и использовал полученные знания и опыт в жизни.
С первой младшей группы, когда дети только поступают в детский сад, с самого первого умывания, дети раннего возраста слышат «Водичка, водичка», так мы прививаем детям чувство аккуратности, опрятности, стремление к чистоте. А чтение известной потешки «Пошел котик на торжок» помогает детям быстрее научиться делиться друг с другом, делать это спокойно и с желанием. Известная потешка «Сорока — сорока» воспитывает у самых юных ребят трудолюбие, желание помогать близким людям ничего не требуя взамен.
Каждый народ имеет в своем багаже свои сказки, которые передаются из поколения в поколение и учат детей основным нравственным ценностям: добре и дружбе, взаимопомощи, трудолюбию. Еще К. Д. Ушинский писал: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не зря великий русский педагог подчеркивал, что если воспитание не хочет быть бессильным, то оно должно быть народным.
Рассказывая детям сказку «Курочка Ряба», я стараюсь в доступной форме привить детям чувство сопереживания близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» показывает и рассказываем детям о том, что необходимо учиться послушанию, а известная сказка «Теремок» учить детей быть дружными и сплоченными в коллективе. Все наши русские сказки отображают сплоченность народа, условия нашего труда, быт народа, а также рассказывают о животном мире и природе.
Организация труда в раннем возрасте так же является хорошим средством воспитания. С нашими малышами мы можем полить цветы на клумбе, убрать листву и веточки на площадке осенью грабельками, сложить игрушки по своим местам, а зимой детскими лопатками убирать снег с дорожки, летом сгребаем песок в песочницу после игр. Не забываем рассказывать родителям про игры во дворе во время прогулок. Организаторами игр являемся мы — взрослые или родители детей.
С детками раннего возраста мы наблюдаем за сезонными изменениями гуляя на площадке, знакомим их с изменениями в природе, а также с сезонными явлениями.
Таким образом, каждый день занимаясь с нашими воспитанниками, мы закладываем фундамент с самого детства. При такой работе с детьми, мы можем рассчитывать на то, что воспитаем настоящих патриотов, которые любят и ценят свою Родину.
Очевидно, что если педагоги и родители малышей будут гордиться и любить свою Родину, то зарождение любви к Отчизне с самого раннего возраста является вопросам временным. Дети, смотря на родителей и беря с них пример, будут чтить своих близких, уважать свои традиции и обычаи своего народа. Такие дети вырастут достойными гражданами своей страны, которые будут чувствовать себя неотъемлемой частью чего — то большого и огромного.
Литература:
- Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т. М. Акинина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. — М.: Перспектива, 2012.
- Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова. — М.: Сфера, 2011.
- Антонова, Г. А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева. — М.: Детство-Пресс, 2012.
- Зимонина, В. Н. Воспитание ребенка — дошкольника / В. Н. Зимонина. — М.: Книга по Требованию, 2003.
- Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л. Д. Короткова. — М.: Перспектива, 2011.
- Новикова, Ж. Л. Воспитание ребенка-дошкольника. Разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного, активного. В мире природы / Ж. Л. Новикова, В. Н. Сахарова. — М.: Владос, 2005.