В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.
Ключевые слова: культура личности дошкольника, партнерство, образовательные технологии.
Дошкольное детство — сензитивный период в формировании основ культуры личности, который имеет свои особенности. Для дошкольника культура транслируется взрослыми как система нормативных ситуаций, включающая сочетание внешней, внутренней, объективной и субъективной, эмоциональной и рефлексивной сторон. В свою очередь, нормативная ситуация — это пространство активности дошкольника как субъекта культуры, позволяющее ему усваивать культурные нормы, практиковаться в их выполнении на вербальном и реальном уровнях, соотносить свои поступки и активность с правилами в соответствии с общепринятыми нормами определенного культурного контекста. Поэтому в процессе формирования культуры личности в период дошкольного детства в современных условиях важны правильно определенные ценности и ценностно-целевые ориентиры.
Ценностью-целью в данном направлении работы следует считать процесс погружения ребенка в мир культурного наследия с учетом специфики дошкольного детства, обеспечивающий гармонию личной и общественной культуры, а также предоставляющий ребенку возможность идентификации себя в качестве представителя конкретной этноязыковой и этноконфессиональной группы и национально-территориального сообщества конкретного субъекта РФ, в качестве представителя российской гражданской нации и равноправного члена международного сообщества [1].
Признание авторитета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Что же из этого будет наиболее эффективным в работе с родителями в процессе формирования полезных для общества и устойчивых форм повседневного поведения в природе, в быту и общественных местах у детей в период дошкольного детства?
По нашему мнению, одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей являются партнерские отношения. Партнерство — это определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей [4].
Специфика возрастного развития во многом должна определять выбор технологий (ценностей-средств) для работы с детьми в этом направлении. В практике нашего детского сада при формировании культуры личности у дошкольников в партнерстве с родителями ценностно мы используем технологии деятельностного типа.
Особый интерес представляет технология организации «гостевых дней» и технология «Гость группы», то есть дней встреч с родителями и другими членами семей, во время которых родители совместно с детьми и педагогами участвуют в разнообразной деятельности и обогащают опыт вербального и реального культурного поведения. Чаще всего «гостевые дни» проводятся в форме «творческих мастерских», практикуются мастер-классы различной направленности, например, по изготовлению народных игрушек, елочных украшений, техническому конструированию и моделированию и т. п.
В нашей практике мы активно используем технологии развития критического мышления и кейс-технологию, направленные на освоение знаний и формирование у детей важных социально значимых качеств и умений посредством реальных или вымышленных ситуаций. Мы используем несколько видов кейсов. Например, для ситуационного вербального анализа и выработки дошкольниками своего взгляда на ее решение лучше применять «кейс-стади» [2]. Мы предлагаем родителям вместе с детьми найти пути решения, различных ситуаций, в которых описывается конкретная жизненная история или формулируется проблема (например, «Разговор по телефону», «Как вежливо попросить игрушку у друга» и пр.).
Для формирования мотивационного и эмоционального компонентов культуры личности лучше использовать «фотокейс» (дошкольниками представляется фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему и которое сопровождается текстом, описывающим совокупность событий, или задание, в котором заложена мотивация к решению проблемы, например, фотокейс «Девочка не ест кашу»). В рамках работы родительского клуба мы попросили родителей запечатлеть реальные семейные ситуации, требующие выбора правила поведения или решения проблемной ситуации, а затем обменяться кейсами и решить их вместе с детьми.
Для формирования праксиологической составляющей культуры личности эффективно использовать «кейс-ролевое проектирование» с приемом обмена ролями, когда в виде инсценировки детям представляется правдивая социально-психологическая ситуация для оценки поступков и поведения участников. В этом случае создаются все необходимые предпосылки для расширения вербального и реального опыта культурного поведения дошкольников посредством проигрывания заданных ролей (например, ситуация столкновения детских интересов на игровой площадке и способы ее конструктивного разрешения и примирения сторон). В инсценировках активно участвуют и родители, тем самым делятся своим и получают новый опыт воспитания детей.
Реализация технологии «Дети-волонтёры» в детском саду при активном участии педагогов и родителей — это уникальная возможность влиять на формирование культуры личности ребенка [3]. В детском саду организовано детское волонтерское движение «Лучики добра». Ежегодно дети-волонтеры совместно с родителями участвуют в новогодней благотворительной акции (готовят подарки и поздравления для воспитанников социально-реабилитационного центра), акциях ко Дню пожилых людей и Дню инвалидов, в субботниках (дети и родители помогают убирать листву, чистить снег, высаживать цветы и пр.).
Важное значение имеют цифровые технологии взаимодействия с родителями, что безусловно является средством формирования культуры личности дошкольника. Отличительными особенностями такого взаимодействия выступают интерактивность и мобильность обмена информацией, обратная связь, возможность просвещения родителей в режиме онлайн.
Основные технологии и средства, которые нашли практическое применение в нашем детском саду — это: официальный сайт, мобильные приложения, например, «Сферум», веб-сервисы, например, «Яндекс телемост», социальные сети, в частности создание групп ВКонтакте — это ведение как общей открытой группы для всего детского сада, так и отдельных по каждой возрастной группе, которые имеют закрытый формат в целях сохранения конфиденциальных данных участников образовательного процесса. В групповых сообществах родители делятся фотоотчетами, видеопрезентациями, портфолио, семейными традициями.
Использование цифровых образовательных платформ позволяет родителям присутствовать и быть не только наблюдателем, но и участником при организации педагогом образовательного процесса с ребенком. Родители могут также самостоятельно организовывать образовательный процесс ребенка при помощи предложенных педагогом учебных платформ. Эти технологии получили широкой применение особенно в период сложной эпидемиологической и оперативной обстановки.
Дошкольное детство — важный период для закладывания основ культуры личности (культуры еды, здоровья, поведения, досуга, общения, правовой культуры и пр.). И важное значение в этом процессе, конечно же, отводится семье. Семья — это социокультурная среда, в которой накапливается определенный культурный опыт. Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников позволяет выстраивать партнерские отношения детского сада и семьи более эффективно, даёт положительные результаты по формированию культуры личности детей дошкольного возраста.
Литература:
- Кондрашова Н. В. Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности у дошкольников в условиях стандартизации и цифровизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2020. — № 02 (февраль) — С. 12–29. — URL: http://e-koncept.ru/2020/201010.htm.
- Сялицкая, А. Л. Использование кейс-технологий в работе с детьми дошкольного возраста / А. Л. Сялицкая // Современные образовательные технологии в сфере дошкольного образования: сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т; редкол.: О. Н. Анцыпирович [и др.]; под общ. ред. О. Н. Анцыпирович. — Минск, 2021. — С. 278–281.
- Технологии эффективной социализации детей 3‒7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. ‒ М.: Вентана-Граф, 2017. ‒ 320 с.
- Шигабетдинова Г. М. Партнерство как конструктивное взаимодействие: теоретическая экспозиция проблемы // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 3–1. — С. 193–196; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33611 (дата обращения: 04.12.2023).