Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 13.12.2023

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Пшеничных, Л. А. Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие / Л. А. Пшеничных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109027/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Ключевые слова: культура личности дошкольника, партнерство, образовательные технологии.

Дошкольное детство — сензитивный период в формировании основ культуры личности, который имеет свои особенности. Для дошкольника культура транслируется взрослыми как система нормативных ситуаций, включающая сочетание внешней, внутренней, объективной и субъективной, эмоциональной и рефлексивной сторон. В свою очередь, нормативная ситуация — это пространство активности дошкольника как субъекта культуры, позволяющее ему усваивать культурные нормы, практиковаться в их выполнении на вербальном и реальном уровнях, соотносить свои поступки и активность с правилами в соответствии с общепринятыми нормами определенного культурного контекста. Поэтому в процессе формирования культуры личности в период дошкольного детства в современных условиях важны правильно определенные ценности и ценностно-целевые ориентиры.

Ценностью-целью в данном направлении работы следует считать процесс погружения ребенка в мир культурного наследия с учетом специфики дошкольного детства, обеспечивающий гармонию личной и общественной культуры, а также предоставляющий ребенку возможность идентификации себя в качестве представителя конкретной этноязыковой и этноконфессиональной группы и национально-территориального сообщества конкретного субъекта РФ, в качестве представителя российской гражданской нации и равноправного члена международного сообщества [1].

Признание авторитета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Что же из этого будет наиболее эффективным в работе с родителями в процессе формирования полезных для общества и устойчивых форм повседневного поведения в природе, в быту и общественных местах у детей в период дошкольного детства?

По нашему мнению, одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей являются партнерские отношения. Партнерство — это определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей [4].

Специфика возрастного развития во многом должна определять выбор технологий (ценностей-средств) для работы с детьми в этом направлении. В практике нашего детского сада при формировании культуры личности у дошкольников в партнерстве с родителями ценностно мы используем технологии деятельностного типа.

Особый интерес представляет технология организации «гостевых дней» и технология «Гость группы», то есть дней встреч с родителями и другими членами семей, во время которых родители совместно с детьми и педагогами участвуют в разнообразной деятельности и обогащают опыт вербального и реального культурного поведения. Чаще всего «гостевые дни» проводятся в форме «творческих мастерских», практикуются мастер-классы различной направленности, например, по изготовлению народных игрушек, елочных украшений, техническому конструированию и моделированию и т. п.

В нашей практике мы активно используем технологии развития критического мышления и кейс-технологию, направленные на освоение знаний и формирование у детей важных социально значимых качеств и умений посредством реальных или вымышленных ситуаций. Мы используем несколько видов кейсов. Например, для ситуационного вербального анализа и выработки дошкольниками своего взгляда на ее решение лучше применять «кейс-стади» [2]. Мы предлагаем родителям вместе с детьми найти пути решения, различных ситуаций, в которых описывается конкретная жизненная история или формулируется проблема (например, «Разговор по телефону», «Как вежливо попросить игрушку у друга» и пр.).

Для формирования мотивационного и эмоционального компонентов культуры личности лучше использовать «фотокейс» (дошкольниками представляется фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему и которое сопровождается текстом, описывающим совокупность событий, или задание, в котором заложена мотивация к решению проблемы, например, фотокейс «Девочка не ест кашу»). В рамках работы родительского клуба мы попросили родителей запечатлеть реальные семейные ситуации, требующие выбора правила поведения или решения проблемной ситуации, а затем обменяться кейсами и решить их вместе с детьми.

Для формирования праксиологической составляющей культуры личности эффективно использовать «кейс-ролевое проектирование» с приемом обмена ролями, когда в виде инсценировки детям представляется правдивая социально-психологическая ситуация для оценки поступков и поведения участников. В этом случае создаются все необходимые предпосылки для расширения вербального и реального опыта культурного поведения дошкольников посредством проигрывания заданных ролей (например, ситуация столкновения детских интересов на игровой площадке и способы ее конструктивного разрешения и примирения сторон). В инсценировках активно участвуют и родители, тем самым делятся своим и получают новый опыт воспитания детей.

Реализация технологии «Дети-волонтёры» в детском саду при активном участии педагогов и родителей — это уникальная возможность влиять на формирование культуры личности ребенка [3]. В детском саду организовано детское волонтерское движение «Лучики добра». Ежегодно дети-волонтеры совместно с родителями участвуют в новогодней благотворительной акции (готовят подарки и поздравления для воспитанников социально-реабилитационного центра), акциях ко Дню пожилых людей и Дню инвалидов, в субботниках (дети и родители помогают убирать листву, чистить снег, высаживать цветы и пр.).

Важное значение имеют цифровые технологии взаимодействия с родителями, что безусловно является средством формирования культуры личности дошкольника. Отличительными особенностями такого взаимодействия выступают интерактивность и мобильность обмена информацией, обратная связь, возможность просвещения родителей в режиме онлайн.

Основные технологии и средства, которые нашли практическое применение в нашем детском саду — это: официальный сайт, мобильные приложения, например, «Сферум», веб-сервисы, например, «Яндекс телемост», социальные сети, в частности создание групп ВКонтакте — это ведение как общей открытой группы для всего детского сада, так и отдельных по каждой возрастной группе, которые имеют закрытый формат в целях сохранения конфиденциальных данных участников образовательного процесса. В групповых сообществах родители делятся фотоотчетами, видеопрезентациями, портфолио, семейными традициями.

Использование цифровых образовательных платформ позволяет родителям присутствовать и быть не только наблюдателем, но и участником при организации педагогом образовательного процесса с ребенком. Родители могут также самостоятельно организовывать образовательный процесс ребенка при помощи предложенных педагогом учебных платформ. Эти технологии получили широкой применение особенно в период сложной эпидемиологической и оперативной обстановки.

Дошкольное детство — важный период для закладывания основ культуры личности (культуры еды, здоровья, поведения, досуга, общения, правовой культуры и пр.). И важное значение в этом процессе, конечно же, отводится семье. Семья — это социокультурная среда, в которой накапливается определенный культурный опыт. Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников позволяет выстраивать партнерские отношения детского сада и семьи более эффективно, даёт положительные результаты по формированию культуры личности детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Кондрашова Н. В. Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности у дошкольников в условиях стандартизации и цифровизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2020. — № 02 (февраль) — С. 12–29. — URL: http://e-koncept.ru/2020/201010.htm.
  2. Сялицкая, А. Л. Использование кейс-технологий в работе с детьми дошкольного возраста / А. Л. Сялицкая // Современные образовательные технологии в сфере дошкольного образования: сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т; редкол.: О. Н. Анцыпирович [и др.]; под общ. ред. О. Н. Анцыпирович. — Минск, 2021. — С. 278–281.
  3. Технологии эффективной социализации детей 3‒7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. ‒ М.: Вентана-Граф, 2017. ‒ 320 с.
  4. Шигабетдинова Г. М. Партнерство как конструктивное взаимодействие: теоретическая экспозиция проблемы // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 3–1. — С. 193–196; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33611 (дата обращения: 04.12.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольное детство, родитель, ребенок, качество представителя, образовательный процесс, развитие взаимодействия, семья.


Ключевые слова

партнерство, образовательные технологии, культура личности дошкольника

Похожие статьи

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Особенности организации инновационной модели работы педагогов с родителями в ДОУ (из опыта работы)

В статье раскрыты инновационные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи, их сотрудничество в современном дошкольном образовании.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Родительский клуб как средство развития саморегуляции детей раннего возраста

В статье описан опыт работы по развитию первичных навыков саморегуляции детей раннего возраста. Средством развивающей работы было формирование установок и навыков родителей по отношению к регуляторным способностям детей в рамках родительского клуба, ...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности

Данная статья раскрывает систематическую разноплановую работу педагогов и семьи в формировании у дошкольников потребности в ЗОЖ средствами проектной деятельности.

Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала

В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры

В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Похожие статьи

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Особенности организации инновационной модели работы педагогов с родителями в ДОУ (из опыта работы)

В статье раскрыты инновационные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи, их сотрудничество в современном дошкольном образовании.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Родительский клуб как средство развития саморегуляции детей раннего возраста

В статье описан опыт работы по развитию первичных навыков саморегуляции детей раннего возраста. Средством развивающей работы было формирование установок и навыков родителей по отношению к регуляторным способностям детей в рамках родительского клуба, ...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности

Данная статья раскрывает систематическую разноплановую работу педагогов и семьи в формировании у дошкольников потребности в ЗОЖ средствами проектной деятельности.

Воспитание успешной личности. Взаимодействие с родительским сообществом в рамках Программы по развитию личностного потенциала

В статье раскрывается система работы педагогов детского сада с семьей по развитию личностного потенциала дошкольников с учетом концептуально новых подходов.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры

В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Задать вопрос