Профессиональный стресс у операторов экстренной службы 112 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 12.12.2023

Статья просмотрена: 385 раз

Библиографическое описание:

Камилавочникова, Е. М. Профессиональный стресс у операторов экстренной службы 112 / Е. М. Камилавочникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 466-469. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109040/ (дата обращения: 23.12.2024).



Актуальность. Проблема профессионального стресса сотрудников экстремальных профессий является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных в психологии труда, экстремальной и кризисной психологии, поскольку деятельность специалистов данных профессий характеризуется влиянием значительного количества стресс-факторов и, повышенными требованиями к стрессоустойчивости, психологическим качествам личности, обеспечивающим преодолевающее стресс поведение и эффективность деятельности в экстремальных условиях.

Увеличение количества экстремальных ситуаций в последнее время обусловливает пристальное внимание к деятельности экстренных служб, а в частности к деятельности информационных центров или диспетчерских пультов этих служб. Попадая в экстремальные ситуации или становясь свидетелями различных происшествий, люди обращаются в экстренные службы, а именно, в специализированные диспетчерские пульты, которые отрабатывают только ту информацию, которая входит в зону их компетенции. Однако, часто случаются события, в которых требуется комплексная помощь, и не все граждане знают, куда обращаться. Для разрешения подобного рода проблемных ситуаций в последнее время создаются диспетчерские службы экстренной помощи, принимающие любые сообщения от граждан и передающие сразу всю информацию во все те службы, которые необходимы для отработки данной ситуации. В данной работе будет исследоваться специфика профессиональной деятельности работников экстремальных профессий на примере операторов службы экстренного реагирования 112 МинГОЧС Приморского края.

Целью исследования является оценка эффективности группового психологического консультирования операторов экстренной службы 112 МинГОЧС с низким индексом толерантности к профессиональному стрессу в связи с используемыми копинг-стратегиями.

Объектом исследования является профессиональный стресс личности.

Предмет исследования: определение степени результативности группового психологического консультирования операторами экстренной службы 112 МинГОЧС с низким индексом толерантности к профессиональному стрессу в зависимости от применяемых ими копинг-стратегий.

Гипотезы исследования:

Групповое психологическое консультирование операторов службы 112 МинГОЧС с низким индексом толерантности к профессиональному стрессу будет способствовать снижению показателей переживания стресса в том случае, если оно будет направлено на выявление и приобретение навыков конструктивного совладания с ним.

Эмпирические гипотезы:

  1. Существует взаимосвязь между уровнем толерантности и выбором способов совладания с профессиональным стрессом операторами экстренной службы 112 МинГОЧС.
  2. Операторы экстренной службы 112 МинГОЧС с низким индексом толерантности к профессиональному стрессу используют неконструктивные копинг-стратегии совладания со стрессом.

Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал по психологии профессионального стресса и способов совладания с ним.
  2. Подобрать методологический инструментарий для проведения эмпирического исследования, направленного на измерение индекса толерантности к профессиональному стрессу и изучение стратегий совладания с ним операторами экстренной службы 112 МинГОЧС.
  3. Провести психодиагностическое исследование степени чувствительности (толерантности) к профессиональному стрессу операторами экстренной службы 112 МинГОЧС.
  4. На основании полученных результатов эмпирического исследования разработать и апробировать программу группового психологического консультирования для операторов экстренной службы 112 МинГОЧС с низким уровнем толерантности к профессиональному стрессу.
  5. Путём повторного психодиагностического исследования определить эффективность реализованной программы психологического группового консультирования в отношении операторов экстренной службы 112 МинГОЧС с низким индексом толерантности к профессиональному стрессу.

Методы и методология исследования. В работе использовались теоретические методы (анализ научных источников) и эмпирические методы: психодиагностические опросники, математическая статистика.

Методологическую основу психодиагностического исследования составили следующие методики:

– опросник «Шкала организационного стресса» (ШОС) К. Мак-Лина в адаптации Н. Е. Водопьяновой [1];

– опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла, адаптированный Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой [2].

– опросник Шкала «Проактивное совладающее поведение» Р. Шварцера и Э. Грингласс, адаптированный Е. С. Старченковой.

Содержание психодиагностического комплекса было согласовано с психологом службы психологического сопровождения спасателей МЧС, с которой у службы экстренных вызовов 112 МинГОЧС заключено соглашению по вопросу психологического сопровождения операторов.

Методы математической обработки. При обработке первичных данных использовались программы Microsoft Excel и IBM SPSS Statistics, а также следующие методы математико-статистической обработки:

– Непараметрический U-критерий Манна-Уитни;

– Коэффициент ранговой корреляции Спирмена;

– Критерий Уилкоксона [3].

Эмпирическая группа исследования: операторы экстренной службы 112 МинГОЧС Приморского края в количестве 50 человек в возрасте от 22 до 60 лет со стажем работы от года до 10 лет, преимущественно женщины — в количестве 45 человек и мужчины в количестве 5 человек, — соответственно.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Психодиагностическое исследование степени толерантности к профессиональному стрессу у операторов экстренной службы 112 при МинГОЧС позволяет обосновать необходимость применения группового психологического консультирования, направленного на психопрофилактику респондентов с низким индексом толерантности к профессиональному стрессу.
  2. Реализация программы группового психологического консультирования позволяет повысить эффективность психопрофилактической работы среди операторов службы 112 за счёт освоения и закрепления навыков конструктивных стратегий стресс преодолевающего поведения [4].

Практическая значимость работы. Полученные результаты нашей работы позволяют расширить знание о специфике организационного стресса у представителей экстремальных профессий и могут быть использованы как в рамках группового психологического консультирования операторов экстренной службы 112, так и для подготовки специалистов профиля психологического обеспечения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях

Новизна нашего исследования состоит в том, что проблема профессионального стресса и его взаимосвязи с выбором конструктивных копинг-стратегий операторами экстренной службы 112 являются слабо изученными в психологии. В исследовательской работе была реализована задача теоретического и эмпирического обоснования профессионального стресса на примере операторов службы экстренного реагирования 112 МинГОЧС Приморского края.

Согласно полученным в ходе проведенного эмпирического исследования данным, у операторов экстренной службы 112 в большей степени выражены показатели повышенного профессионального стресса ввиду специфики деятельности испытуемых и присутствия большого количества ежедневных ситуаций экстремального характера. Результаты нашей работы помогут расширить знание о специфике профессионального стресса у представителей экстремальных профессий и могут быть полезны как для их психологического сопровождения, так и для подготовки специалистов в области психологического сопровождения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях

Сотрудники МинГОЧС в своей профессиональной деятельности ежедневно сталкиваются с различными экстремальными ситуациями. Выполнение своих служебных обязанностей от них требует повышенной социальной ответственности, способности в максимально сжатые сроки сориентироваться и в кротчайшие сроки принять эффективные решения в непредсказуемых ситуациях. Воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды в сочетании с нехваткой времени на продумывание и принятие верного решения и интенсивно воздействующими на них раздражителями, постоянно сопровождают их труд. Это может не только снижать эффективность деятельности, но и являться причиной совершенных ошибок в рабочих ситуациях при возникновении чрезвычайных происшествий. Воздействие стрессоров вызывает переутомление сотрудников, нервно-психические расстройства и сильный эмоциональный стресс. Эти факторы понижают работоспособность, концентрацию внимания и скорость реакции, провоцируют профессиональное выгорание, нервно-психическую напряженность, поэтому тема профессионального стресса у сотрудников, а именно операторов службы 112 МинГОЧС, — и сегодня сохраняет свою актуальность.

Проблемой нашего исследования является тот факт, что для операторов экстренной службы 112 Министерства чрезвычайных ситуаций (далее МинГОЧС) событием, вследствие которого развивается психическая напряженность и профессиональный стресс, может выступать задание, отличающееся повышенной сложностью или опасностью. Психическое здоровье и устойчивость к профессиональному стрессу операторов службы экстренных вызовов 112 при МинГОЧС определяет их работоспособность, и профессиональную надежность. Операторы на своих рабочих местах, постоянно находясь в психоэмоциональном напряжении из-за воздействия профессионального стресса, чрезмерно расходуют функциональные резервы организма [5]. Это приводит к тому, что психика оператора постепенно претерпевает определенные изменения. Отмечается высокая заболеваемость психосоматическими расстройствами среди операторов, которая снижает психическую надежность операторов.

По итогу работы достигнуты следующие цели: определена степень выраженности профессионального стресса и способы совладания с ним у операторов экстренной службы 112 при МинГОЧС и на основе полученных данных разработана и апробирована программа группового психологического консультирования.

В нашей работе использовались теоретические методы (анализ научной литературы) и эмпирические методы: анкетирование, математическая статистика.

С целью изучения возможностей психопрофилактики профессионального стресса у сотрудников было проведено исследование с привлечением 50 сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций России по Приморскому краю подразделения операторов службы экстренной помощи 112. Возраст респондентов — 22–60 лет. Стаж профессиональной деятельности испытуемых составляет от 1 месяца до 10 лет. Методами исследования были выбраны анкетирования, которые позволяют распределить респондентов на группы по возрасту и стажу работы.

Так как профессиональные качества сотрудников МинГОЧС базируются на их морально-психологических особенностях, то достижение ими профессионализма возможно при дальнейшем повышении уровня индивидуальной подготовки. Профессиональная деятельность сотрудников МинГОЧС приводит к возникновению различных заболеваний, высокому уровню травматизма и другим нежелательным последствиям, отрицательно влияющим на боеготовность подразделений МинГОЧС. Кризисные ситуации способствуют усугублению исследуемых показателей и служат фактором риска в принятии решений, от которых могут завесить жизни людей.

Проблема профессионального стресса рассмотрена в работах следующих отечественных авторов: Н. Е. Водопьянова, В. А. Абабков, В. В. Бодров, А. В. Вальдман, М. М. Козловская, О. С. Медведев, Н. Е. Водопьянова, Т. С. Кабаченко, О. В. Лозгачева, В. М. Смирнов, Л. А. Китаев-Смык, А. А. Криулина, А. Б. Леонова, В. Л. Марищук и другие авторы. В работах Л. Л. Анцыферова, Л. С. Выготского, В. А. Пономаренко [6].

Психологическое предназначение преодолевающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации путем овладения, ослабления или смягчения этих требований, тем самым редуцируется стрессовое воздействие ситуации.

Ведущий тип совладающего поведения в проведенном исследовании, который можно определить по взаимосочетанию «проактивного», «просоциального» и «асоциального» копинг-стратегий является маркером уровня жизненного функционирования человека [7].

В результате исследования сделан вывод, что гипотеза о наличии значимых связей в стратегиях преодоления профессионального стресса и степени толерантности к стрессу подтверждена. Об этом свидетельствуют результаты корреляционного анализа: было подтверждено наличие взаимосвязей между общим уровнем толерантности к стрессу и стратегиями стресс совладания (при значениях уровня толерантности к профессиональному стрессу, вошедших в зону значимости при *р≤0,05, **p≤0,01), а значит, ранее выдвинутая гипотеза является подтвержденной.

Обнаружены различия по стратегии «Поиск социальной поддержки»; по стратегии «Асоциальные действия» различия можно считать значимыми на уровне тенденции. Были обнаружены значимые различия в использовании пяти копинг-стратегий: Агрессивные действия, Асоциальные действия, Ассертивные действия, Импульсивные действия, Непрямые (манипулятивные) действия. При выстраивании психологической помощи лицам со сниженным индексом толерантности к профессиональному стрессу необходимо учитывать сформированность тех или иных стратегий преодоления, делать акцент на внутренние ресурсы.

Эмпирическое исследование позволило выделить основные трудности сотрудников МинГОЧС, связанные с подбором и применением конструктивных моделей совладающего поведения при профессиональном стрессе. Данные результаты полностью подтверждают выдвинутые до психодиагностики исследования гипотезы. На основе полученных данных было выбрано направление группового психологического консультирования с целью просветительской деятельности по проблеме профессионального стресса и путей совладания с ним. Также в рамках данного направления была разработана и апробирована программа тренинговых занятий с участием аппаратных методик, направленных на профилактику, снижение степени выраженности восприимчивости к профессиональному стрессу и выработки конструктивных копинг- стратегий. Проведен второй этап исследования динамики уровня профессионального стресса путём применения и закрепления конструктивных моделей совладания с профессиональным стрессом, в результате которого все ранее выдвинутые в исследовании гипотезы нашли своё подтверждение и в результате успешной реализации программы группового психологического консультирования особо восприимчивые к профессиональному стрессу респонденты проявили достаточно высокие показатели адаптации и устойчивости к профессиональному стрессу.

Обобщая, можно сказать, что существует множество взглядов и концепций совладающего поведения в научной психологической литературе и все изложенные подходы гармонично дополняют друг друга. При этом, суть копинга остается той же: копинг — это действия, направленные на то, чтобы человек либо полностью смог преодолеть негативные жизненные трудности, либо уменьшил их отрицательное влияние на организм. Копинг-стратегии способствуют снижению негативного влияния стрессора и изменению ситуации в лучшую сторону. Активное преодоление в совокупности с положительным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоустойчивость человека.

Считаем, что данное исследование имеет дальнейшие перспективы эффективной разработки и внедрения программы психологической профилактики и сопровождения работников экстремальных профессий в вопросах совладания с профессиональным стрессом.

Литература:

  1. Водопьянова, Н. Е. Стресс-менеджмент: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Водопьянова — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 283 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс).
  2. URL: https://psytests.org/ (дата обращения: 25.11.2023). — Текст: электронный.
  3. Е. П. Белинская, А. В. Вечерин. Адаптация диагностического инструментария: опросник «Проактивный копинг» // Социальная психология и общество, 2018. № 3.
  4. Селье, Ганс (1907–1982). Стресс без дистресса: [перевод с английского] / Г. Селье; общ. ред. Е. М. Крепса. — Москва: Прогресс, 1982. — 124 с.: ил.; 20 см. — (Общественные науки за рубежом).
  5. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении. М.: Наука, 2006. — 154 с.
  6. Монина Г. Б., Раннала Н. В. Ресурсы стрессоустойчивости. СПб.: Речь, 2012. — 327 с.
  7. Абросимова Н. Н. Личностная временная организация трудовой деятельности как основа классификации профессионалов (на примере труда программистов, инженеров конструкторов и операционистов банка) // Журнал прикладной психологии. — 2004. — № 6. — С. 51–55.
  8. URL: https://www.takzdorovo-to.ru/ (дата обращения: 12.11.2023). — Текст: электронный.
  9. Старченкова Е. С. Ресурсы проактивного совладающего поведения // Вестник СПбГУ. 2012. Сер. 12. Вып. 1. С. 51–61.
  10. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 304 с.
  11. Ерзин А. И. О проактивном совладающем поведении // Психолог. — 2013. — № 1. — С. 89–100.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный стресс, экстренная служба, групповое психологическое консультирование, индекс толерантности, оператор, оператор службы, ситуация, Приморский край, стратегия преодоления, математическая статистика.


Задать вопрос