Нормативно-правовое регулирование статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации представляет собой сложный и комплексный процесс совместной деятельности многих субъектов — разработки законов и правил в порядке общественных отношений в данной сфере.
Здесь можно остановиться на соотношении конституционно-правовых норм о статусе судьи и нормативно-правовых положений подзаконных актов, на основе которых они сформировались.
«Рассмотрение конституционных прав самих по себе, изолированно, в отрыве от всех тех правовых норм текущего законодательства, которые призваны юридическими средствами обеспечивать реализацию, охрану и защиту этих прав, в значительной степени способствует неправильному пониманию последних, этому в какой-то мере способствует и то, что конституционные субъективные права обеспечены такими юридическими средствами в различной степени, а порой эти средства длительное время отсутствуют» [1, с. 208]. Патюлин В. А отметил это более сорока лет назад, но оно полностью характеризует современное состояние правового регулирования в исследуемой сфере правоотношений.
В общей теории права под предметом правового регулирования понимаются «разнообразные общественные отношения, которые объективно, но по своей природе могут «поддаваться» нормативно-организационному воздействию и в данных социально-политических условиях требуют такого воздействия, осуществляемого при помощи юридических норм, всех или иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования» [2, с. 95].
Статус судьи не может быть реализован без создания определенной теоретической основы статуса судьи, включая изучение целей правового регулирования статуса судьи, вопросов мотивации и квалификации профессиональной деятельности судьи, а также создания научной базы для осуществления государственной службе Российской Федерации.
Понятие нормативно-правового регулирования статуса судей в Российской Федерации является производной от общей концепции правового регулирования общественных отношений.
Основы правового статуса судьи Конституционного Суда РФ в юридической литературе сводят к совокупности положений Конституций РФ об их независимости, несменяемости и неприкосновенности. Также нужно отметить, что статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием.
Судебная власть является воплощением права. Она не только создает правовые нормы, но и регулирует правоотношения путем применения правовых норм. Судебная власть является воплощением права, поскольку она не только создает правовые нормы, но и регулирует правоотношения посредством применения правовых норм.
В этом отношении суды существенно отличаются от других органов государственной власти тем, что сочетают в своей деятельности как нормотворческую, так и правоприменительную деятельность. Таким образом, суды сочетают в себе полномочия законодательной и исполнительной власти, формируя при этом собственную власть. Однако в большинстве случаев судебные акты носят индивидуальный характер и не содержит правовых норм.
В связи с большим количеством федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществляющих правовое регулирование статуса судей в Российской Федерации, многие из этих правовых норм либо буквально дублируют друг друга, либо отсылают к другим федеральным конституционным законам и федеральным законам, либо регулируют одни и те же правоотношения, но в целях единообразия правоприменения, а фактически содержат разные редакции, требующие дополнительного разъяснения. В некоторых случаях отдельные правовые нормы прямо противоречат положениям Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 Закона о судебной системе все судьи в Российской Федерации имеют одинаковый статус и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Таким образом, статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации является особым по отношению к единому статусу судей, так как статус судьи Конституционного Суда имеет свои особенности, обусловленные ролью, местом и значением в общей судебной системе.
Статус судьи Конституционного Суда РФ выражается, прежде всего в его независимости и несменяемости. Однако, стоит отметить, что независимость при вынесении приговоров предполагает, что они несут ответственность за свои решения, а за принятие этих решений отвечает государство. Только так конституционный принцип независимости судей может быть реализован на практике. В противном случае эта независимость — миф.
Общество и государство имеют право и обязаны устанавливать высокие стандарты для судей и их профессиональной деятельности, обеспечивая при этом дополнительные гарантии надлежащего осуществления судебной власти. Конституционный статус судей включает в себя и особый статус судей Конституционного суда РФ в будущей отставке, который является гарантией надлежащего отправления правосудия, создает основу для предъявления высоких требований к судьям, поддерживает уверенность в их компетенции, независимости и беспристрастности.
Для изучения вопроса статуса судьи КС РФ в отставке обратимся к позиции самого судьи Конституционного Суда Российский Федерации в отставке — Михаила Ивановича Клеандрова. По его мнению, элементами статуса судьи являются взаимодополняющие друг друга правовой, моральный, этический, психический, физиологический, социальный и иные компоненты, при этом, некоторые из них не облечены в правовую форму. Таким образом, статус включает в себя положение судьи в обществе. При этом правовой статус регламентируется совокупностью нормативных актов, нормы которых устанавливают особенности их правового положения [3, с. 68].
Основы правового статуса судей КС РФ непосредственно отражены в Основном законе, где подчеркивается важное положение судей как представителей судебной власти.
Согласно ст. 9 Закона о статусе судей независимость судьи обеспечивается: процедурой осуществления правосудия, запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, установленным порядком приостановления и прекращения полномочий суди, правом судьи на отставку, неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества, предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Несменяемость — одна из гарантий независимости судьи. Полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком, без перевыборов и переназначения. Предельный возраст пребывания в должности составляет семьдесят лет — из этого вытекает, что право на пожизненное занятие должности — несменяемость — не тождественная бессрочности пребывания в должности судьи.
Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда РФ — это оплата труда, предоставление ежегодного отпуска, социальное обеспечение, обязательное страхование жизни и здоровья судьи, а также собственности, принадлежащей судье и его семье.
При приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации судья не лишается неприкосновенности, членство в судейском сообществе не прекращается, не влечет за собой прекращения выплат денежного вознаграждения и не снижает уровень социального и материального обеспечения, но он не вправе осуществлять правосудие, в том числе участвовать в коллегиальных судебных заседаниях, а вынесенный с его участием акт — будет являться незаконным.
Неприкосновенность — одна из существенных гарантий статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Литература:
- Патюлин В. А. Государство и личность в СССР: правовые аспекты взаимоотношений. — М., 1974.
- Алексеев С. С. Теория права. — М.: БЕК, 1994.
- Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. — М.: Норма, 2008.