Эмоции дошкольников играют важную роль в жизни детей. В детстве эмоции доминируют над другими сферами жизни ребенка. Дошкольный возраст — это время, когда формируются основные эмоциональные и волевые качества детей. Эмоциональный мир дошкольников меняется и расширяется быстрыми темпами. Дети переживают все новые события эмоционально. На этапе дошкольного развития особенно важно уделять большое внимание эмоциональному фону ребенка.
Целью нашего эмпирического исследования было осуществление сравнительного анализа особенностей эмоциональной сферы у детей с логоневрозом и детей без логоневроза. Была выдвинута гипотеза, что существуют различия в эмоциональной сфере детей с логоневрозом и детей без логоневроза. В качестве выборки исследования выступили дети старшего дошкольного возраста (6–7 лет), 30 детей с логоневрозом и 30 детей без логоневроза.
Уровень эмоционального интеллекта у детей с логоневрозом и без логоневроза представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень эмоционального интеллекта у детей с логоневрозом и без логоневроза
По результатам методики «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций» мы обнаружили, что большинство детей в обеих группах имеют низкий показатель по уровню эмоционального интеллекта: 77 % детей с логоневрозом и 47 % детей без логоневроза. В их рисунках чаще изображены предметы или животные, то есть основная ориентация на вещи. Это свидетельствует о том, что детям трудно определять эмоции. Средний уровень был выявлен у 17 % детей с логоневрозом и у 33 % без логоневроза. В их рисунках обычно изображено лицо, то есть выражена ориентация на людей, что свидетельствует об их способности отреагировать и воспринимать эмоциональное состояние свое и другого человека. Высокие показатели определились у 6 % детей с логоневрозом и 20 % детей без логоневроза. В их рисунках изображен человек, прорисованы его эмоции или движения, что говорит о способности воспринимать и отображать свое эмоциональное состояние и состояние своего собеседника.
Результаты исследования дошкольников по методике «Волшебная страна чувств» (Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов) представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Психоэмоциональное состояние у детей с логоневрозом и у детей без логоневроза
Психоэмоциональное состояние определяется активностью, самочувствием и настроением человека, влияет на развитие личностных качеств, физическое и психическое здоровье ребенка. Согласно полученным результатам выявлен нормальный уровень психоэмоционального состояния (гармоничный тип) у 47 % детей с логоневрозом и 70 % детей без логоневроза. Сниженный уровень психоэмоционального состояния (негармоничный тип) наблюдается у 53 % детей с логоневрозом и 30 % без логоневроза.
На рисунке 3 представлены результаты исследования дошкольников по тесту тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Рис. 3. Уровень тревожности у детей с логоневрозом и детей без логоневроза.
Согласно полученным результатам у детей с логоневрозом у 53 % проявляется высокий уровень тревожности, у 40 % детей с логоневрозом проявляется средний уровень тревожности и лишь у 7 % низкие показатели.
У детей без логоневроза у 17 % высокий уровень тревожности, у 30 % средний уровень тревожности, а у 53 % низкий уровень тревожности. Данные показатели характеризуют уровень эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
Для подтверждения гипотезы о существовании различий в особенностях эмоциональной сферы детей с логоневрозом и детей без логоневроза мы обратились к непараметрическому статистическому U-критерию Манна-Уитни, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа двух групп детей с помощью U-критерия Манна — Уитни
Дети с логоневрозом |
Дети без логоневроза |
U |
p |
Различия |
|
Эмоциональный интеллект |
0.00 |
1.00 |
345.0 |
0.07045 |
Отсутствуют |
Психоэмоциональное состояние |
1.00 |
2.00 |
398.0 |
0.43348 |
Отсутствуют |
Тревожность |
8.00 |
3.00 |
757.5 |
0.00001 |
Присутствуют |
Согласно полученным результатам, мы наблюдаем существенные различия по тесту тревожности, который определяет уровень эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе. Данные показатели свидетельствуют о том, что у детей без логоневроза меньший уровень тревожности, чем у детей с логоневрозом, которым достаточно трудно выстроить коммуникацию и повысить уровень эмоционального интеллекта.
Таким образом, наша гипотеза о наличии различий частично подтвердилась, т. к. было обнаружено различие по тесту тревожности.
Литература:
- Данилина Т. А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций.- М: Айрис Пресс, 2005. — 160 с.