Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском саду с использованием дидактических игр. Описываются педагогические методы и материалы, позволяющие детям активно участвовать в процессе обучения и познании реалий мира профессий. Отмечается, что дидактические игры способствуют развитию не только интеллектуальных навыков у детей, но и социально-эмоциональной сферы. В заключение, авторы подчеркивают важность использования дидактических игр в детском саду для знакомства детей с миром профессий и привитием уважения к труду взрослых.
Ключевые слова: труд, профессия, ранний дошкольный возраст.
В связи с модернизацией образовательного процесса, профессиональная ориентация сместилась на более ранний возраст. Раньше о профориентации с детьми речь шла не ранее начальной школы, сейчас появилась необходимость знакомить детей с профессиями уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из важнейших направлений в дошкольном образовании, на данный момент является ознакомление детей с профессиями взрослых, формирование положительного отношения к труду и первичному представлению о труде.
Любая профессия — это труд, который является социально важным явлением в мире и социуме. Труд, это проявление заботы людей друг о друге, т. е. это сознательная деятельность человека, направленная на благо общества. Дети постоянно сталкиваются с трудом взрослых, буль это детский сад, дом, магазин или просто улица. Поэтому очень важно развивать интерес у детей к труду начиная уже с раннего возраста. Данная задача ставит перед воспитателями цели: дать воспитанникам конкретные знания о труде и профессиях человека, воспитывать уважение к чужому труду, приучать к труду с раннего детства. Ранний дошкольный возраст охватывает период от 2 до 3 лет. В первые три года жизни человека, закладываются важнейшие индивидуальные способности, такие как познавательная активность, любознательность, воображение и мн. др. Процесс обучения детей раннего возраста происходит на основе подражания окружающим, поэтому он требует непременного участия взрослых. Ребенок 2-3 лет постоянно стремится подражать действиям взрослых, так как именно взрослый является для него источником новой информации об окружающем мире и социуме. В условиях детского сада, формирование первичных знаний о труде и профессиях начинается с знакомства детей с работниками учреждения, например с поваром, медсестрой, воспитателем, дворником, инструктором по физической культуре. В данный период очень важно участие воспитателей в процессе начального знакомства детей с профессиями, они должны подчеркивать значимость всех существующих профессий.
Одним из эффективных методов обучения и развития детей раннего возраста являются дидактические игры. Дидактические игры отличный способ развития малышей, однако, они требуют серьезной подготовки, так как дети раннего возраста еще не усидчивы, не всегда могут удерживать внимание на одной игре или игрушке, быстро меняют интересы к различным видам деятельности. Поэтому, программа воспитания и обучения ДОУ предъявляет серьезные требования к использованию дидактических игр в группах раннего возраста. Исходя из требований ФГОС, дидактические игры должны быть направлены на сенсорное развитие малышей, развивать мышление, речь, воображение, но при этом не вредить физическому и психическому здоровью ребенка. Дидактические игры могут быть как настольно-печатные, так и с использованием игрушек и различных атрибутов игры. Они позволяют детям активно участвовать в процессе обучения, познавать новую информацию и формировать первичные представления о видах профессий. При проведении дидактических игр, воспитатели могут использовать разнообразные материалы, игрушки, костюмы и реквизит, чтобы создать реалистичную атмосферу профессиональной деятельности. Например, к настольно-печатным играм относятся игры на липучках, такие как «Кому что нужно», «Профессии», где дети подбирают атрибуты профессий к картинкам самих представителей профессии (градусник и шприц приклеивают к картинке врача). К предметным играм относятся игры с использованием кукол, машинок, одежды и прочих атрибутов профессий. Очень интересна и полезна для развития моторики, а также направленная на профориентацию детей игра «Поехала машинка», где дети учатся наматывать веревочку, привязанную к машине, на палочку, чтобы машина двигалась вперед. А также игры, направленные на подражание действий взрослого, к примеру игра «Кто это делает?». Здесь дети учатся определять названия профессий по действиям воспитателя.
Любая дидактическая игра, в первую очередь заинтересовывает детей своим игровым действием, им интересно выполнять определенные задания, которые приведут к результату, а уже после идет познавательная активность. Для того, чтобы дети раннего возраста смогли уловить взаимосвязь своих действий с целью игры, им необходима помощь взрослого. Дидактическая задача в таком случае завуалирована в игровой форме и решается ребенком более успешно, так как все его внимание направленно выполнение игровых действий. Воспитателю важно осуществлять процесс обучения через дидактические игры последовательно и систематично, поддерживая живой интерес детей.
В процессе игры, дети не только знакомятся с различными профессиями взрослых, но и развивают свои навыки и способности. Они учатся сотрудничать, коммуницировать, развивают свою фантазию и воображение. Играя в профессии, дети получают полезную информацию о труде взрослого, учатся сопереживать, любить и уважать любой труд человека. Все эти аспекты развития помогают малышам приобрести новые знания о профессиях, а также способствуют их развитию в различных сферах, интеллектуальной, эмоциональной, физической и т. д. Поэтому, использование дидактических игр в образовательном процессе раннего возраста необходимо. Дидактические игры способствуют формированию первичных представлений о профессиях у детей раннего возраста. Дет не только познают мир вокруг себя, но и развевают свои навыки, социализируются и формируют представление о собственном будущем.
Литература:
- Григорьева, О. А. Литвинова, Н.В Формирование представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста / О. А. Григорьева, Н. В. Литвинова, — Москва: Просвещение, 2006. — 74
- Лебедева, О. В. Формирование первичных представлений о профессиях у младших дошкольников средствами игровой деятельности. О. В. Лебедева, — Вестник Волгоградского государственного университета, 2019. -132–135.
- Сиротюк, А. Л. Сенсомоторное развитие дошкольников: практическое пособие / А. Л. Сиротюк. — Москва: Директ-Медиа, 2014. — 80 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: http://biblioschool.ru/index.php?page=book&id=238366.