Развитие сферы малого и среднего предпринимательства способствует экономическому росту государства, созданию среднего класса, как гаранта демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества. В этом контексте актуальным является обоснование решений, направленных на совершенствование деятельности институтов развития и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Всесторонняя поддержка представителей малого и среднего бизнеса осуществляется посредством инструментов государственной и муниципальной политики в Российской Федерации. Именно от компетентности органов власти разных уровней, от последовательности и логичности их действий зависит эффективность проводимой политики, направленной на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, муниципальные образование.
В статье 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] понятие малого предпринимательства отдельно не выделяется, а объединяется со средним предпринимательством: «субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства».
Компетенция органов местного самоуправления реализуется не только в решении вопросов местного значения, но и в самых разных сферах жизнедеятельности, в том числе и в экономике, где происходит содействие становлению и развитию предпринимательской инициативы. В современных условиях муниципальное управление является основой партнерства между институтами гражданского общества, коммерческими организациями и органами местной власти. Взаимодействие осуществляется в первую очередь для совместного решения задач социально-экономического развития территории муниципального образования. Вовлечение населения в определение возможностей и направлений развития местной территории является гарантом эффективности достижения намеченных целей, поскольку население, представители бизнеса, институты гражданского общества будут активно поддерживать собственные инициативы развития.
Инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства на государственном и муниципальном уровне хорошо развиты, постоянно расширяются и развиваются. Государственная поддержка МСП включает в себя широкий спектр мер, направленных на стимулирование предпринимательской активности, а также создание условий для успешного развития и коммерциализации инновационных проектов. Существует несколько инструментов государственной поддержки МСП, таких как кредитование, гранты, поддержка инкубаторов предпринимательства, обучающие программы и тренинги, налоговые льготы, конкурсы и программы поддержки и др. [5]
В регионах поддержка МСП осуществляется специальными фондами, департаментами, тогда как муниципалитеты в лице центров занятости оказывают финансовую поддержку, льготный и бесплатный аутсорсинг и пр., муниципальные фонды по развитию и поддержки МСП. Государственные программы подразумевают прямые, а также непрямые меры по оказанию поддержки СМП. Так, например, в качестве меры поддержки можно назвать такую безвозмездную финансовую помощь, как выдача грантов для субъектов МСП, которые больше всего пострадали в период пандемии; разного рода субсидии, льготы по налогообложению, консультационная помощь и т. д.
На муниципальном уровне (например, в муниципальных образованиях Московской области) взаимодействие с представителями малого и среднего бизнеса базируется на основании Закона Московской области от 16 июля 2010 г. № 95/2010-ОЗ «О развитии предпринимательской деятельности в Московской области» [2], принятом Московской областной Думой. Согласно этому документу, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области вправе формировать и реализовывать муниципальные программы (подпрограммы), содержащие мероприятия, которые направлены на развитие малого и среднего предпринимательства.
В рамках Подпрограммы III «Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области» государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья» [3], подмосковные предприниматели и самозанятые, реализующие товары собственного производства на маркетплейсах, а также предприятий общественного питания могут подать в Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области заявку и им будет компенсировано 50 % затрат на комиссию и рекламу размере до 500 тыс. рублей.
Реализация муниципальных программ в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Пермского края осуществляется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».
На базе Пермского городского бизнес-инкубатора (МКУ «Пермский центр бизнеса») ежегодно оказывается более 2 тыс. консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства [6]. Кроме того, ежегодно проводится порядка 100 мероприятий, направленных на развитие и популяризацию малого и среднего предпринимательства, совместно с Фондом содействия инновациям, Фондом развития интернет-инициатив, Пермским фондом развития предпринимательства и др.
Итак, в Пермском крае реализуется достаточное количество программ по поддержке МСП, что говорит о качественном подходе региональных органов власти к проблеме развития МСП, что подтверждается ежегодным увеличением уровня конкурентоспособности предпринимателей, а также принятием новых мер для их поддержки.
Развитие малого предпринимательства в Липецкой области связано во многом с ее географическим положением. Липецкая область характеризуется высокими показателями социально-экономического развития и относится к регионам-донорам. Организация мер поддержки и развития малого предпринимательства в Липецкой области осуществляется на основе программно-целевого метода. В Липецкой области реализуется государственная программа «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области», утвержденная Постановлением администрации Липецкой области от 7 ноября 2013 г. № 500. Цель данной программы — создание условий для модернизации существующих производств, стимулирование инновационной и экономической активности бизнеса [4].
Отличительной особенностью государственной поддержки малого предпринимательства в регионе является стратегическое планирование финансовых средств из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников на основе реализации государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области».
Анализ региональной программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса показывает, что деятельность в рамках нее финансируется из государственного бюджета и сосредоточена, главным образом, на обучении и бизнес-консалтинге, изучении их проблем, информации, публикации справочников, различных семинаров, конференции и форумов, и поддержании создания новых институтов поддержки инфраструктуры и т. д. Развитие малого предпринимательства определено в качестве стратегического приоритета государственной и муниципальной политики на территории Липецкой области.
Таким образом, государство и органы местного самоуправления предоставляют возможности для предпринимателей, которые, в свою очередь, формируют возможности для территорий, на которых они расположены, и для всего государства. Эффективность демонстрируемой тесной связи «государство-предприниматель» зависит от комплексности и эффективности имеющихся нормативных правовых актов, регулирующих взаимодействие государственной и муниципальной власти с представителями малого и среднего бизнеса.
Низкая доля малого и среднего предпринимательства в ВВП страны также указывает на неэффективное использование потенциала этого сектора. Для преодоления этих проблем необходимо разработать и реализовать эффективные стратегии развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Важно обратить внимание на создание благоприятной бизнес-среды, снижение административных барьеров, предоставление доступных финансовых инструментов и обучение предпринимателей современным навыкам и знаниям
В заключении стоит сделать вывод о текущем состоянии поддержки МСП. На сегодняшний день существует достаточное количество программ, однако недостаток информации о них может препятствовать участию в них молодыми предпринимателями. Поэтому, для эффективной поддержки молодежного предпринимательства, необходимо обеспечить распространение информации о доступных государственных и региональных программах.
Литература:
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 30.07.2007. № 31. Ст. 4006.
- Закон Московской области от 16.07.2010 № 95/2010-ОЗ «О развитии предпринимательской деятельности в Московской области» // Ежедневные новости. Подмосковье. № 134. 28.07.2010.
- Постановление Правительства МО от 22.05.2023 № 315-ПП «О внесении изменений в государственную программу Московской области «Предпринимательство Подмосковья» на 2023–2027 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2023, № 5000202305220002.
- Государственная программа Липецкой области «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области»: утв. постановлением администрации Липецкой области от 07.11 2013. № 500. // Липецкая газета. 2013. № 230.
- Хохлова Н. С. Реализация системного подхода в деятельности организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне // Baikal Research Journal. 2023. Т. 14. № 3. С. 943–960.
- Черняков М. К., Осипов А. А. Программы, направленные на поддержку малого бизнеса // Финансовые рынки и банки. 2020. № 2. С. 19–23.