В данной публикации исследуются исторические аспекты появления холдинговых организаций в мире, а также их черты в современной России.
Ключевые слова : холдинг, организация, компания, управление, юридическое лицо.
Холдинговые компании обязаны своим появлением развитой правовой системе США, где они образовались на рубеже 19–20 веков. Причиной возникновения подобного рада организаций стал поиск легальной возможности монополизации рынка, который бы позволял существенно ограничить конкурентоспособность партнеров и достичь доминирования на рынке. Таким образом, холдинговая форма ведения бизнеса позволила многим крупным корпорациям избежать нормативного запрета на ограничение конкуренции, который содержался в законе Шермана (англ. Sherman Act )., который был принят в США 2 июля 1890 года представителем штата Нью-Йорк Джоном Шерманом. Данный нормативный правовой акт стал первым антимонопольным законом США, и его суть сводилась к противодействию явных ограничений свободы торговли. Подобного рода нарушения закон относил к категории преступлений и предписывал федеральным прокурорам их выявлять и пресекать, при этом были установлены виды и размеры наказаний за них, начиная от штрафов и заканчивая лишением свободы на срок до 10 лет. Таким образом, большинство трестов видоизменились в холдинговые компании, и уже к 1930 году в США насчитывалось более полутысячи таких корпоративных организаций.
Однако говорить о том, что данная модель ведения бизнеса была в тот период времени характерна только для США, не совсем верно, так как существует и вторая концепция происхождения холдинговых компаний, которая берет свое начало в Европе, а если конкретнее, то в Великобритании. Так, в конце 19 века, в Швейцарии были учреждены первые европейские холдинговые компании: «Банк восточных железных дорог» (1879 год) и «Швейцарский железнодорожный банк» (1890 год). Однако, юридическая природа образования европейских холдинговых компаний несколько отличалась от аналогичных американских корпоративных конструкций, так как их основная цель заключалась в оптимизации отдельных капиталов в общий, а также упорядоченном управлении дочерними обществами. В дальнейшем предусматривалась возможность расширения холдинговой компании за счет привлечения к ней дополнительных организаций.
Истрия появления холдинговых компаний в России начинается с имперского периода, при этом отличительной особенностью данного вида корпорации в советский период являлось их наличие в структуре государственных предприятий СССР. Однако, ее более оформленное положение было приобретено в период массовой приватизации государственной собственности (предприятий), происходящий в России в начале 90-х гг.
На сегодняшний день холдинговые компании в России представляют собой группу компаний, внутреннее руководство которыми осуществляет головная (материнская) компания, имеющая в своем активе контрольный пакет акций. Сущность деятельности данной организации сводится к упорядоченному управлению структурными звеньями компании, ее активами и инвестициями. Дочерние организации, являясь юридическими лицами, осуществляют коммерческую деятельность, в которой они полностью независимы и самостоятельны. При этом, управленческо-хозяйственные вопросы внутри холдинга отнесены к компетенции головной компании.
Холдинговые компании в России нашли свои ниши во всех отраслях народного хозяйства. Так, к числу крупнейших холдинговых корпораций в автопромышленном секторе можно отнести: Вольво Карс, ГК Мега-Авто, Сатурн-Р, Группа ГАЗ, КАМАЗ, АвтоГермес, Автодом, ГК Автомир, Группа Рольф, Компания СИМ-Авто, Мазда Мотор Рус (Mazda) и др. К числу крупнейших агрохолдингов (сектор сельского хозяйства) можно отнести: Сибирская аграрная группа, Артис-Агро Экспорт, Русагро, Таграс (ТНГ-Групп) и др. Отметим крупнейшие холдинги в сфере горной добычи и металлургии: Сибирская горно-металлургическая компания, А Групп, Восточная горнорудная компания, Евраз, Металлокомплект-М, Норникель, Русал, Северсталь и др. Выделим крупнейшие холдинги на инвестиционном рынке: Альфа-Страхование, АСТ Групп, Нафта Москва, Объединённая промышленная корпорация и др. Помимо перечисленных, холдинговые компании присутствуют на рынках информационных технологий, машиностроения, дерево обрабатывания, медиа-рынке, нефте-газовой отрасли, оборонно-промышленном комплексе, строительстве, телекоммуникации, транспорте, фармацевтики и многих других сферах.
Ключевая задача, которая ставится перед современной холдинговой компанией, — это повышение эффективности деятельности коммерческой организации, за счет укрепления ее экономического потенциала, что становится возможным при объединении дочерних компаний. Успех холдинга также зависит от того, насколько грамотно будут осуществляться управление и контроль внутри самой организации, для чего необходимо разработать перспективную стратегию развития холдинга, предусмотреть надежные механизмы инвестирования и осуществления внешнеэкономической деятельности.
Специалистами также отмечается, что холдинговая форма организации бизнеса может содержать и негативные стороны, например, масштабность созданной организации, наличие в ней большого числа дочерних компаний, снижают эффективность маневрирования и управления данной структурой. Этот факт может повлечь такие негативные последствия, как снижение ее быстрой адаптации к изменчивому рынку, возникновение разногласий между субъектами холдинга, которые в некоторых случаях заканчиваются судебными разбирательствами.
В этой связи, Р. В. Костина и А. И. Уколов характеризуют холдинговую организацию как «неповоротливую» структуру, что, по их мнению, обусловлено необходимостью соблюдения обязательных формальных действий внутри самой организации, которые предписаны действующим законодательством [2, с. 88]. С. Г. Шалумов к негативным моментам также относит полную зависимость дочерних организаций от материнской, которая сопровождается обязательным согласованием всех решений с головной организацией [1, с. 90].
В заключение данного исследования подведем итог и сделаем вывод о том, что холдинговые организации в России возникли в начале двадцатого века, после того, как данная форма организации бизнеса поучила признание в США и странах Европы. В своем первоначальном виде, данные корпорации преследовали цель усиления монополизации рынка, за счет объединения разрозненных компаний в одно целое, а также консолидацию капитала, что позволяло инвестировать деньги в свое же дальнейшее развитие. На сегодняшний день холдинговые организации в России достаточно прочно укрепились на рынке во всех сферах народного хозяйства. Характеризуя холдинг как удобную модель ведения бизнеса, также были отмечены и негативные стороны, такие как его масштабность, наличие сложных внутренних бюрократических процедур, возникновение несогласованностей между дочерними компаниями и пр.
Литература:
- Акулов В. Б. Теория экономической организации: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2017. — 278 с.
- Костина Р. В., Уколов А. И. Финансовые стратегии компании АПК: учебник. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2021. — 365 с.