STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 15.12.2023

Статья просмотрена: 425 раз

Библиографическое описание:

Позднякова, И. Г. STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста / И. Г. Позднякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109176/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по программированию с использованием мини-робота «Умная пчела» для детей 5–7 лет. Отмечено, что применение современных образовательных технологий в дошкольном образовании оптимизирует развивающую предметно-пространственную среду и способствует развитию детской инициативы в познавательной деятельности.

Ключевые слова: STEM-технологии, дошкольный возраст, информационное пространство, творческий потенциал, развитие навыков, игра, логическое мышление, образовательная деятельность.

Использование STEM-технологий в дошкольном возрасте содействует быстрой адаптации детей в информационном пространстве и практической реализации полученных знаний. Увлекательные игровые занятия способствуют раскрытию творческого потенциала ребенка и развитию дополнительных навыков, востребованных в современной жизни. В процессе создания собственных моделей дети научатся видеть взаимосвязь событий, освоят принципы логики и обнаружат что-то новое и оригинальное.

Новый подход к познавательным интересам развивает интеллектуальные способности и активизирует познавательную активность детей. Использование современных технологий, таких как мини-роботы, стимулирует применение знаний алгоритмического мышления и начального программирования [2].

Особенности мышления дошкольников заключаются в образном, а не абстрактном мышлении. Важно визуализировать материал для тренировки мышления детей, чтобы они могли сопоставлять и анализировать. Это способствует развитию словесно-логического мышления.

Игра является наилучшим способом развития детей. Через игровые задания для развития образного мышления ребенок научится систематизировать, анализировать и обобщать предметы.

Образовательная деятельность должна строиться на сотрудничестве взрослых и детей, поддерживать инициативу и самостоятельность, учитывать интересы и возможности детей.

В нашей современности всё популярнее становится внедрение робототехники в образование. Это обусловлено необходимостью в подготовке ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM- технологии.

Одним из компонентов робототехники является лого-робот «Bee-bot» Умная пчела.

Лого-робот «Умная пчела Bee-bot» — это программируемый детский мини-робот, который дружелюбен и легок в использовании. Изготовленный из прочных безопасных материалов, он является эффективным инструментом для развития информационно-коммуникационной грамотности детей дошкольного возраста.

Дизайн «Умной пчелы» дружелюбен и напоминает пчелу со сложенными крыльями. Мини-робот легко управлять с помощью кнопок на его спинке. Дети могут задавать маршрут движения робота с помощью этих кнопок. Робот откликается на команды и может двигаться вперед, назад, поворачиваться направо и налево на расстояние 15 см. Он способен запомнить более 40 команд. Роботы хранятся и заряжаются с помощью специальной подставки, которая обеспечивает надежность и быструю зарядку. Зарядку роботов можно производить через USB-порт компьютера или с помощью современных зарядных устройств для сотовых телефонов.

Управление роботом осуществляется с помощью звуковой и световой индикации. Роботы «Bee-bot» соответствуют гигиеническим, здоровьесберегающим, эстетическим и психолого-педагогическим требованиям в отношении детского игрового оборудования.

Для проведения различных обучающих задач с роботом используются специальные игровые поля — тематические коврики.

Большим преимуществом этого лого-робота является его универсальность — его можно использовать как для индивидуальных, так и для групповых игровых задач. Робот является инструментом, что с помощью него педагог может успешно организовать деятельность детей и решать любые задачи. До того, как дети начнут программировать робота и выполнять образовательные задачи, поставленные перед ними педагогом, им необходимо научиться планировать маршрут робота, используя настольные и напольные игры, созданные специально для игровой деятельности. Это дает детям возможность полностью погрузиться в процесс игры.

Из опыта работы стоит отметить, что я включаю в педагогическую деятельность основы начального программирования в разных видах совместной образовательной деятельности, в соответствии с образовательными областями Федеральной образовательной, в том числе и адаптированной, программы дошкольного образования.

Для примера, рассмотрим этапы работы по программированию с использованием мини-робота «Умная пчела» для детей 5–7 лет:

  1. Знакомство с мини-роботом «Bee-bot» (Умная пчела).
  2. Знакомство с карточками-алгоритмами (маршрутные листы).
  3. Ориентировка в пространстве на плоскости (игры с тематическими ковриками).
  4. Выполнение игровых заданий с использованием карточек-алгоритмов.
  5. Программирование мини-робота «Bee-bot» (творческие задания, игровые ситуации) [3].

Также стоит отметить, что применение STEM-технологий способствуют развитию связной речи. К примеру, в группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а именно с тяжелыми нарушениями речи, на занятиях используется программируемый лого-робот Bee-Bot (Умная Пчёлка). С помощью Пчёлки ребята путешествуют в Звукоград, выполняют грамматические задания, задания для развития и активизации речи. Пчёлка способствует пополнению словарного запаса. Ребята с лёгкостью проходят заданный маршрут, а также самостоятельно разрабатывают алгоритмы движения робота [1].

Поддержка детской инициативы в развитии алгоритмического мышления и формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения и простейшие умозаключения способствует развитию познавательной и речевой активности. Игровые технологии современных игрушек помогают развивать все образовательные области, что делает процесс обучения интересным и радостным, развивает инициативу и стремление углублять свои познания.

Использование таких современных образовательных технологий предполагают оптимизацию развивающей предметно-пространственной среды в воспитательно-образовательном процессе, а также содействие развитию и поддержке детской инициативы в познавательной деятельности.

Литература:

  1. Ананьева, Г. С. Развитие технологической компетентности дошкольников в рамках STEM-образования / Г. С. Ананьева // Проблемы современной педагогики. — 2016. — № 5. — С. 97–102.
  2. Алтухова, Т. Г. Внедрение технологий STEM-образования в коррекционной школе: опыт работы / Т. Г. Алтухова // Современное образование: проблемы и перспективы. — 2017. — № 1(5). — С. 17–22.
  3. Благодатских, О. С. Технологическое моделирование как средство развивающего обучения в STEM-образовании в начальной школе / О. С. Благодатских // Международный научно-исследовательский журнал. — 2019. — № 14(83). — С. 12–16.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, детская инициатива, информационное пространство, развитие, ребенок, Умная пчела, алгоритмическое мышление, дошкольное образование, начальное программирование, образовательная деятельность.


Похожие статьи

Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии

Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...

Применение передовых технологий, тренажёров на занятиях по физической культуре и спорту со студентами

В данной статье анализируется влияние передовых технологий и тренажеров на улучшение качества обучения студентов физической культуре и спорту. Освещается необходимость интеграции инноваций, таких как виртуальная реальность, мобильные приложения и тре...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

Развитие пространственного мышления как неотъемлемый компонент, способствующий изучению дошкольниками основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «Пиктомир»

Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими спос...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования

Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

Похожие статьи

Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии

Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...

Применение передовых технологий, тренажёров на занятиях по физической культуре и спорту со студентами

В данной статье анализируется влияние передовых технологий и тренажеров на улучшение качества обучения студентов физической культуре и спорту. Освещается необходимость интеграции инноваций, таких как виртуальная реальность, мобильные приложения и тре...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

Развитие пространственного мышления как неотъемлемый компонент, способствующий изучению дошкольниками основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «Пиктомир»

Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими спос...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования

Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

Задать вопрос