В статье автор рассматривает актуальные проблемы полномочий прокурора по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также предлагает возможные пути их законодательного решения.
Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре», одной из основных ее функций является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее — ОРД), дознание и следствие, в предмет которого входит согласно ст. 29 данного Закона «соблюдение прав и свобод человека и гражданина, выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность». Однако при этом, данная функция прокурорской деятельности имеет множество актуальных проблем, возникающих в ходе реализации прокурорских полномочий.
П. И. Иванов в своем исследовании приводит в качестве одного из главных факторов эффективности прокурорского надзора за ОРД законодательное закрепление содержания прокурорского надзора, в том числе — полномочий [1, с. 123].
Среди проблемных вопросов, требующих скорейшего решения, это — совершенствование правового регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД. Так, исследователи, изучая и подвергая к анализу состояние прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД, констатируют наличие множества нерешенных здесь проблем.
В частности, Г. В. Дытченко в своей монографии акцентирует внимание читателей на такие проблемы, как некорректное законодательное определение предмета и пределов надзора, отсутствие законодательной регламентации полномочий прокурора и отсутствие на законодательном уровне правового регулирования организации и порядка осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД [2, с. 41].
Отчасти, данные пробелы могут быть вызваны пределами прокурорского надзора в данной отрасли, определяемыми в первую очередь совместным указанием Генпрокуратуры России и МВД России № № 215/69, 1/7818 от 29 сентября 2008 г., которое устанавливает, что вопросы, касающиеся организации, тактики, методов и средств в предмет прокурорского надзора не входят, также не входит в предмет и надзор за исполнением ведомственных нормативных правовых актов МВД России.
Таким образом, анализ теоретических и правовых проблем обеспечения законности ОРД средствами прокурорского надзора позволяет подвести итог о необходимости серьезного всестороннего подхода к решению проблемных аспектов данного направления деятельности прокуратуры. Так, решение прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства в сфере оперативно-розыскной деятельности может быть достигнуто лишь при расширении круга компетенций прокурора в данной области, что отмечает в том числе Д. А. Бабичев [3, с. 48].
Также нельзя не отметить уже длительное время отмечающуюся многими учеными проблему отсутствия выделения прокурорского надзора за ОРД в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора несмотря на ее значительные отличия от прокурорского надзора за дознанием и следствием, входящих на сегодняшний день в один предмет. Так, данное мнение также разделяет и О. А. Кожевников, предлагая по опыту соседних Беларуси и Казахстана выделить данное направление в самостоятельную отрасль прокурорского надзора [4, с. 59].
Отдельно стоит отметить конкретные предложения по расширению данных полномочий. Так, например, М. Д. Шишкин предлагает предоставить прокурорам полномочия по отмене решений по заведению или прекращению дел оперативного учета в целях ускорения устранения нарушений закона [5, с. 257]. Ю. Ю. Тищенко отмечает, что практически надзирающие прокуроры также высказывают мнение о полноте планирования и возможностях выполнения плана ОРМ, несмотря на отсутствие таких полномочий, исходя из чего предлагает целесообразным законодательное закрепление данной возможности прокурора [6, с. 467].
Таким образом, можно прийти к выводу, что полномочия прокурора при осуществлении надзора за органами, осуществляющими ОРД представляется необходимым реформировать.
Во-первых, целесообразным видится выделение данного прокурорского надзора в качестве самостоятельной отрасли.
Во-вторых, в целях повышения эффективности прокурорского надзора за органами, осуществляющими ОРД имеет смысл расширить прокурорские полномочия, закрепив их в отдельной главе ФЗ «О прокуратуре», в частности, отметив такие положения, как возможность отмены решений по заведению или прекращению дел оперативного учета прокурором, участие в планировании и выполнении плана ОРМ и ряд других полномочий, имеющих принципиальное значение.
Литература:
- Иванов П. И. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (проблемы и пути их решения) // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 1 (65). С. 112–121.
- Дытченко Г. В. Развитие прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: моногр. / Г. В. Дытченко. М.: КНОРУС. 2020. 181 с.
- Бабичев Д. А. Прокурорский надзор в сфере оперативно-розыскной деятельности: к расширению границ правоприменения // Человек: преступление и наказание. 2019. Т. 27. № 1. С. 47–51.
- Кожевников О. А. Полномочия прокурора в надзоре за законностью оперативно-розыскной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 3. С. 58–63.
- Шишкин М. Д. Оперативно-розыскная деятельность как объект прокурорского надзора // Вестник науки. 2022. № 12 (57). С. 256–260.
- Тищенко Ю. Ю. О предмете прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 3. С. 466–469.