В данной статье рассмотрены особенности трудовых отношений в государственных корпорациях.
Ключевые слова: госслужащий, официальные сведения, акционерные общества, нормы закона, сотрудники, ограничения, трудовой контракт, правовой статус, государство, госкорпорации.
This article discusses the features of labor relations in state corporations.
Keywords : civil servant, official information, joint stock companies, legal norms, employees, restrictions, employment contract, legal status, state, state corporations.
Государственная корпорация относится к официальным понятиям современного российского законодательного поля. Данное словосочетание имеет несколько смыслов, в частности — корпорация, имеющая прямое подчинение государству. С другой стороны, госкорпорация обычно существует в формате акционерного общества (АО), где ценные бумаги принадлежат государству.
В этой статье рассмотрим некоторые правовые особенности статуса сотрудников госкорпораций, их права, обязанности и связанные трудовой деятельностью ограничения.
Законодательные нормы
Стоит отметить, что акционерные общества в формате «государственной корпорации» существуют во многих современных государствах. Обычно госкорпорации занимают особое место в экономической системе страны. При этом в 90 % случаев госкомпании имеют прямое подчинение к федеральным органам власти.
В каждой стране мира, где функционируют госкорпорации, используется свой особый подход к определению термина, а также отношение его в категорию юрлиц. В России применяются стандартные нормы на основании ФЗ-7 от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях».
Следуя нормам закона, мы понимаем, что: государственная корпорация — является компанией, имеющей некоммерческий статус, где государство имеет 100 % ценных бумаг. Изначально госкорпорации создаются РФ для реализации социально-управленческих и прочих функций, решающих интересы общества и государства. Разумеется, учреждение госкорпорации возможно только с учетом требований действующего федерального закона (ст. 7.1 7-ФЗ).
Интересно отметить, что с момента действия закона, создание юрлиц в форме госкорпорации применялось лишь несколько раз, в том числе для учреждения Агентства страховых вкладов в 2007 году. При этом массовую организацию госкорпораций можно было наблюдать до 2010 года. На тот момент были образованы известные структуры: «Роснано», «Росатом», «Внешэкономбанк», «Роскосмос» и прочие.
Исследуя действующий закон и особенности создания госкорпораций, можно выделить несколько характерных особенностей урегулирования государственных образований:
1) Государственные корпорации обладают целым рядом полномочий, которые по своему определению имеют отношение к органам государственной власти, хотя таковыми не являются.
2) Особенность учреждение госкорпорации заключается в полном отсутствии уставов и прочих учредительных документов. По сути, все основные функции выполняет назначенный федеральный орган.
3) Ликвидировать госкорпорацию можно только на основании специфического федерального закона. При этом государственная компания не может объявить о своем банкротстве самостоятельно. Данные нормы в отношение госкомпаний не применяются.
В итоге мы получаем довольно необычную с точки зрения правой оценки ситуацию: юрлица имеют право осуществлять коммерческую деятельность не на основании ГК РФ, а на базе специальных законов и положений. В результате чего, не всегда такая деятельность осуществляется на равных правилах.
Соответственно, работники таких организаций должны понимать, что их трудовая деятельность будет связана с рядом ограничений.
Трудовые отношения в государственных корпорациях
В первую очередь правовой статус работников госкорпорации напрямую связан с рядом ограничений и запретов. Все основные нормы и определения трудовых отношений прописаны в ст. 349.1 ФЗ-437 от 29.12.2010 «Особенности регулирования труда работников госкорпораций». Статья относится к особым правовым нормам, так как имеет отношение только к сотрудникам госкорпораций и компаний.
На момент создания положения данной статьи в российском правовом поле не существовало подобных нововведений. Важно обратить внимание на положения ст. 7.1 и 7.2 ФЗ-7 от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», которые тесно связаны со статусом работника госкорпорации.
Статьи определяют, что любой сотрудник госкорпорации (компании) имеет прямое отношение к некоммерческой организации, которая была создана на основании ФЗ. Данное понятие тесно связано с понятием государственного служащего. В свою очередь, последний является работником государственной организации, которая была создана РФ.
Государственный гражданский служащий является гражданином России, который по собственной воле берет на себя обязательства по прохождению службы в гражданских организациях. Госслужащий имеет право осуществлять профессиональную деятельность с учетом норм и правил ТК РФ, а также служебных обязанностей. При это заработную плату и денежное содержание работник получает напрямую из государственного бюджета (федерального или местного значения).
Обязанности сотрудников госкорпораций устанавливают в стандартном порядке, а также с учетом действующих законов и нормативно-правовых актов Правительства РФ:
1) Предоставление информации об имуществе, ценностях, доходах и расхода, а также имуществе (доходах и расходах) близких родственников. Речь идет о декларировании доходов и расходов супругов и детей.
2) В обязательном порядке предоставлять информацию руководству госкорпорации о личной заинтересованности в трудовой деятельности, которая может повлечь за собой конфликт интересов. В данном случае закон не допускает трудоустройство работников, которые имеют родственные связи в госпредприятии.
Кроме того, в действующем законе поясняется, что под личным интересом следует понимать ситуации, при которых работник может влиять на получение незаконного дохода, ценностей и имущества с учетом особенностей своей профессиональной деятельности. Довольно завуалированная формулировка намекает на риски, связанные с родственными связями, которые могут привести к коррупции на предприятии.
В разрезе особенностей правовых отношений сотрудников госкорпораций следует обратить внимание на запреты для работников. К ограничениям можно отнести:
1) Не допускается осуществление деятельности, связанной с бизнесом и предпринимательством.
2) Получение денежных средства, в том числе подарков, вознаграждений и прочих материальных ценностей в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей.
3) Руководить напрямую или через третьих лиц коммерческими организациями без согласования со стороны руководства госкорпорации.
4) Использовать должность, имущество и связи в целях, не связанных с деятельностью госкорпорации.
5) Разглашать информацию и сведения, передавать третьим лицам данные, которые имеют отношение к служебной информации.
6) Выполнять функции поверенного лица в госкорпорации для решения личных интересов (исключение — согласование деятельности со стороны руководства корпорации).
7) Принимать участие в деятельности иностранных компаний и государств, принимать звания, материальную помощь и прочие награды.
8) Осуществлять деятельность от лица или в интересах политических формирований, партий и фракций, в том числе религиозных организаций.
9) Создавать внутри госкорпорации партии, общественные и религиозные организации, а также содействовать деятельности таких структур внутри корпорации.
Как можно заметить, законодательный статус сотрудников госкорпораций и госкомпаний напрямую связан с правовым статусом госслужащих. При этом сам процесс найма новых специалистов основан на общих правилах, а именно статьях Трудового кодекса РФ.
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 21.08. 2012 № 841 «О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации».
- Федеральный закон от 27.07.2007 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
- Статья: Особенности правового статуса работников государственных корпораций (Кудашкин В. В.) «Журнал российского права», 2011.
- Федеральный закон от 7.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц иметь счета (вклады) иностранных банках».
- Конституция Российской Федерации.