В статье рассматриваются меры профилактики по работе с подростками, входящими в зону риска, связанного с появлением суицидального поведения.
Ключевые слова: суицид, подростки, профилактика, взрослый, педагог, семья.
Суицид является преднамеренным самоповреждением, чаще всего со смертельным исходом. В настоящее время в нашей стране, к сожалению, отмечается рост случаев суицида среди подростков. За последние двадцать лет они выросли примерно в два раза, и наша страна занимает одно из первых мест по их встречаемости. Причин подростковых суицидов множество: неблагополучный, негативный опыт межличностных взаимодействий, как в семье, так и среди сверстников (особенно противоположного пола), педагогов (конфликтный опыт; недовольство результатами экзаменов); отсутствие умения верно устанавливать цель в своей жизни, а также обозначить пути её претворения в жизнь; низкая самооценка; саморазрушающее поведение, характеризующееся употреблением запрещённых веществ; а также отсутствие общей идеологии в обществе.
Во избежание подростковых суицидов необходимо вести активную профилактическую работу, основной целью которой будет являться формирование, поддержание, а также развитие психологического здоровья подростка.
Профилактические меры по выявлению подростков, входящих в зону риска, включают в себя, в первую очередь, своевременное, оперативное обнаружение подростков, имеющих личностные нарушения (особенно депрессивные черты), таким детям крайне важно оказать необходимую им психологическую поддержку. Также, важно и необходимо создавать, устанавливать с подростками близкие, доверительные отношения, как и членам семьи, так и педагогам, важно демонстрировать им свою заинтересованность, а также стремление понять и оказать необходимую помощь [4].
Очень важно вести профилактическую работу в направлении важности ведения здорового образа жизни, поскольку в значительной степени это оказывает влияние на развитие суицидальных наклонностей у подростков. Наличие лишнего, избыточного веса, злоупотребление алкоголем, курение, употребление различных наркотических веществ, отсутствие здорового сна, отклоняющееся, девиантное поведение — всё это оказывает влияние на психическое состояние личности [3].
Близким взрослым (членам семьи), а также педагогам, работающим с подростками, крайне необходимо быть внимательными и наблюдательными по отношению к ним, во многом благодаря этому, можно своевременно обнаружить, выявить имеющиеся у них суицидальные наклонности и намерения. Изменение поведения подростка, несомненно, должно насторожить взрослого. Также, и родитель, и педагог должен обратить своё внимание на то, если у подростка начинает падать посещаемость, он начинает прогуливать занятия, не выполняет домашние задания, прогуливает занятия.
Взрослым также нужно обращать своё внимание на подростков, имеющих различные нарушения межличностных отношений — такие подростки либо одиноки, либо имеют конфликты с педагогами, в результате чего падает их успеваемость. К сожалению, в последнее время также растёт число подростков, идущих на суицид, перед или после Государственной Итоговой Аттестации в девятом классе, или Единого Государственного Экзамена в одиннадцатом классе. Также, у таких подростков часто возникают внутрисемейные конфликтные ситуации, или же они уходят из семьи или переживают развод родителей. Необходимо наблюдать и вести целенаправленную психологическую работу и с подростками, в чьих семьях уже встречались случаи суицида, к сожалению, подросткам свойственно перенимать не только «хорошее» поведение [1].
В зону риска попадают и подростки, излишне критично относящиеся к себе. У них могут не совпадать собственные ожидания (например, ситуации успеха) и реально имеющиеся у них достижения. Суициду могут быть подвержены и подростки, перенёсшие трагические утраты, имеющие хронические заболевания, страдающие смертельными болезнями [2].
Предотвратить подростковый суицид можно и нужно, для этого необходимо со всей серьёзностью относиться ко всем имеющимся постоянным особенностям личности подростка, а также ко всем приобретённым поведенческим. В первую очередь, важно вести работу с подростками, имеющими депрессивные наклонности, а также сниженное настроение. Для этого важно разговаривать в позитивном ключе о будущем, добиваться того, чтобы подросток был уверен в том, что он может прийти к тому, чтобы добиться собственных целей. Ни в коем случае не проводить сравнения с другими подростками, особенно более успешными, поскольку это, вероятнее всего, ударит по самооценке ребёнка, что ещё более усугубит положение. Сравнивать можно, но только те результаты, которых достиг и достигнет данный, конкретный подросток.
Профилактика суицидального риска подростков включает в себя также ориентир на познание чего-то нового. Разнообразие должно увлечь подростка, а также настроить его на позитивный лад. Можно разнообразить его досуг — посещать выставки, ходить в театры, кино, в кружки по интересам, или же вместе ходить в тренажёрный зал, например. Важно следить за тем, как подросток соблюдает режим дня, переутомляется ли он, высыпается ли, правильно и своевременно ли питается, в достаточной ли мере находится на свежем воздухе, подвижен ли он.
В школе педагогам важно вести целенаправленную работу по урегулированию межличностных отношений в классе, как между сверстниками, так и между подростками и учителями. Стиль межличностного общения, конечно же, оказывает влияние на желание подростка учиться, узнавать новое, приходить каждый рабочий день в учебное заведение, видеть и взаимодействовать со сверстников и педагогами, не испытывая негативных эмоций. Таким образом, педагогам, в первую очередь, необходимо быть спокойными, доброжелательно настроенными, готовыми всегда решить проблему каждого подростка. Во многом, именно благодаря взрослому подросток начинает верить в собственные возможности, силы, у него появляются надежды, планы, оптимизм. Качественная работа педагога в этом направлении предполагает проявление понимания, а также сочувствия, умения встать на место подростка. Грамотный педагог анализирует складывающиеся отношения сверстников друг с другом, а также с другими педагогами, контролирует поведение учащихся, направляет их. Таким образом, сотрудники образовательной организации обязательно должны проводить различные мероприятия, нацеленные на формирование положительных ценностных установок [1].
Литература:
- Практическая психология образования: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. — 592 с. 10. Профилактическая работа классных руководителей с подростками, склонных к суицидальному поведению / сост. М. И. Шиняев. Тамбов, 2012. — 52 с. 11. Федосенко Е. В. Психологического сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. СПб., 2006. — 192 с.
- Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи 13. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А. Г. Абрумова и В. А. Тихоненко. М., 1980.
- Кий Н. М. Диагностика суицидального поведения детей и подростков: в помощь школьному психологу // Педагогическая диагностика. — 2012. — № 3. — С. 59–83.
- Лаут Г. В. Коррекция поведения детей и подростков: практ. рук.: пер. с нем. / Г. В. Лаут, У. Б. Брак, Ф. Линдеркамп. М.: Академия, 2005. — 352 с.