Ключевые слова: математика, танец, балет.
С древних времен искусство и наука являются великими сферами человеческой деятельности, и отлично дополняют друг друга.
Каждому человеку знакомо слово «танец». Каждый хоть раз в жизни танцевал: на утреннике, в клубе или дома. Однако, существуют профессиональные танцы. Один из таких — классический танец (балет). Это не просто танец, а завораживающее зрелище!
А что делает его таким сказочным? Красивые рисунки, музыка или легкость и изящность танцоров? С уверенностью можно сказать, что все вышеперечисленное. Но как у них это получается? В чем секрет? А секрет кроется в царице наук — математике…
Математика в музыке
Ритм, счет, размер, темп. Трудно представить музыку без этих составляющих.
В музыке используются длительности нот, они в свою в свою очередь являются обыкновенными дробями. Например, целая — 4/4; половинная 1/2; четвертая — 1/4.
Чередование сильных и слабых долей образует музыкальный размер. А он характеризует какую-либо разновидность танцы. Например, 3/4 — вальс; 2/4 — полька; 4/4 — марш.
Для того, чтобы научиться слышать и понимать ритм, темп и размер — надо для начала научиться считать.
Счет важен в каждом танце. Только благодаря счету, танцор правильно рассчитывает свои движения.
Геометрия в танце
Все мы привыкли наблюдать за красивыми рисунками на сцене, но никогда не задумывались, что это всего лишь геометрические фигуры: круг, ромб, квадрат, треугольник (См.рис.1).
Рис. 1. Круг в танце
Если углубляться в математику, то можно выделить пару терминов: симметрия, асимметрия, параллельность и перпендикуляр.
Симметрия — комфортный для наблюдения хореографический элемент, который необходим для создания базисной структуры танца (См. рис. 2).
Рис. 2. Симметрия в танце
Симметрия бывает разная. Это может быть симметрия позиций (ног, рук, тела), симметрия рисунка, симметрия движений.
Асимметрия — необычный хореографический элемент, делающий танец живым.
Параллельность позиций, партнеров и полу. Например, параллельность полу, это grand jeté — прыжок, при котором обе ноги танцора должны быть параллельны полу.
Перпендикулярность позиций и полу. Например, перпендикулярность полу, это элемент — grand batman.
Математика при вращении
32 fouetté, как зрелищно, а вы задумывались как у балерин получается вращать так долго?
Все просто. При вращении учитывается оборот вокруг своей оси (360℃), однако при выполнении fouetté нога при каждом повороте открывается на 45℃. Учитывается поворот головы, ось спины, угол ноги в пассе (См.рис.3).
Рис. 3. Поэтапное исполнение fouetté
Углы в танце
Градусные меры имеют прямое отношения к балету. Многие движения, связанные с поднятием ног, измеряются в градусах. В танце представлены следующие виды углов: batman tandu — 30°, batman tondu jet — 45°, batman develope — 90°, arabesque — 120° (См. рис. 4).
Рис. 4. Arabesque
Вот и весь секрет…
Балерины легко исполняют те или иные элементы, потому что знают на какой высоте их лучше выполнять, на сколько надо наклонить корпус, куда повернуть голову. Они точно знают, на какой счет делать движение, так как в уме уже считают дроби.
Конечно, это не все, что помогает танцовщицам, нельзя забывать о тяжелейших тренировках и репетициях. И об их любви к своему делу!