Психофизиологические основы любви | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Биология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 17.12.2023

Статья просмотрена: 474 раза

Библиографическое описание:

Туркина, А. Д. Психофизиологические основы любви / А. Д. Туркина, Н. В. Репалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 45-50. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109223/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассмотрены психофизиологические основы формирования чувства любви. Описана роль различных структур ЦНС, гормонов, нейромедиаторов и различных биологически активных веществ в развитии данного чувства.

Ключевые слова: любовь, чувства, отношения, гормоны, нейромедиаторы, феромоны, ЦНС, ВНД.

Любовь — чувство, которое рассматривается такими науками, как философия, психология, культурология, психофизиология и др. Оно занимает главенствующую позицию среди остальных чувств, т. к. является основой для построения межличностных отношений не только с близкими людьми, но и с людьми в целом. Существует множество точек зрения на то, как любовь зарождается. Значим и гуманитарный, и естественнонаучный подход. В поле естественных наук изучаются различные анатомические структуры и химические вещества, которые оказывают влияние на возникновение этого чувства. Важным является синтез информации для формирования единого понимания данного вопроса.

Цель нашего исследования состоит в формировании психофизиологического взгляда на чувство любви с позиции нейрогуморальной регуляции и особенностей функционирования различных структур ЦНС.

Для начала стоит обратиться к определению термина «чувства». Чувства — «устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами» [8]. Е. П. Ильин четко разграничивает понятие чувств и эмоций. По его мнению, чувства выражаются в отношении определенного объекта с помощью эмоций. «Прямого соответствия между чувствами нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях» [8].

Чувства включают множество состояний, например: удовлетворенность, счастье, враждебность, зависть, и конечно любовь. Дать единую и полную характеристику любви крайне трудно, поэтому рассмотрим различные подходы к ее определению. Так, Э. Фромм в своей работе «Искусство любить» писал, что любовь подобна мастерству, которому необходимо учиться. В его понимании любовь это сила, которая не только объединяет индивида с другими, помогая тем самым преодолеть одиночество, но и сохраняет в человеке его целостность и личностную индивидуальность [16]. Он делает акцент на духовной природе любви. Немаловажен и ценностный аспект любви: «Если посмотреть на понимания любви, предлагаемые теми или иными исследователями, то обнаруживается один неизменный (инвариантный) элемент, присущий почти им всем, а именно: внутреннее ценностное отношение субъекта к объекту» [2]. П. В. Симонов рассматривает любовь как сформированную социумом потребность [14]. Любовь рождается из ситуативных чувств субъекта к объекту любви [1], представляет собой синтез чувств, рождающий прочное целостное отношение. Оно детерминирует поведение человека, побуждает его к целенаправленной деятельности по поддержанию данного состояния, продлению чувства [14, 20].

Как видим, понятий и определений любви множество. Однако сколько бы ни спорили философы, психологи, поэты и пр. о том, что же такое любовь, она остается результатом высшей нервной деятельности человека и имеет в своей основе психофизиологические механизмы, некоторые из которых мы и рассмотрим.

Одними из основных структур ЦНС, участвующих в формировании чувства любви, являются кора головного мозга и лимбическая система. Кора головного мозга осуществляет управление всеми нижележащими структурами, преимущественно отвечает за управление когнитивными процессами и высшими психическими функциями [6]. Префронтальная кора отвечает за социальное поведение и формирование эмоциональных связей, что служит основной для появления чувства любви. Она также отвечает за возникновение аттракции: активируясь в состоянии влюбленности, префронтальная кора получает информацию от органов чувств, анализирует и сопоставляет эту информацию с эмоциональной реакцией, формирует чувство симпатии или антипатии.

Одна из функций гиппокампа, гипофиза, гипоталамуса, поясной извилины, миндалевидного ядра — осуществление управления эмоциональными реакциями и состояниями, в том числе и чувствами [6]. В совокупности они образуют комплекс, ограничивающий медиальный край больших полушарий — лимбическую систему (ЛС) [15]. Л.С. регулирует половое поведение, влечения, аффективность высших психических функций (В. П. Ф.), социальную адаптацию. К В. П. Ф. относят память, речь и пр., их эмоциональная окраска способствует успешному взаимодействую человека с социумом, он понимает чувства и эмоции других (эмпатия), выражает свои, и так выстраивает межличностные отношения, эмоциональная связь в которых может послужить основой для дальнейшего формирования симпатии, а затем и влюбленности.

Кроме того, на индивидуальные характеристики любви оказывает влияние функциональная асимметрия головного мозга. Выделяют следующие виды асимметрии: моторную, сенсорную, и психическую [12]. Последняя представлена различиями в работе правого и левого полушарий в процессах высшей нервной деятельности, в том числе проявлении чувств. Например, правое полушарие отвечает за негативные чувства и эмоции, в то время как левое отвечает за положительные чувства и эмоции. Правое полушарие отвечает за выражение эмоций, левое — за формирование целостных и продолжительных эмоциональных состояний. Можно предположить, что в большей степени за чувство любви ответственно левое полушарие, т. к. любовь — длительное состояние положительной направленности. При этом правое полушарие отвечает за бессознательную предрасположенность к партнеру, поскольку активнее действует в процессе визуальной обработки (формирование зрительного образа другого человека), эмоционального распознавания (эмпатия), интуитивного мышления.

На биохимическом уровне чувство любви регулируется рядом гормонов, нейромедиаторов и биологически активных веществ. Согласно биологической теории выделяют три фазы любви: романтическая любовь, сексуальное влечение, привязанность [3, 10]. Как утверждают ученые, симпатия начинается с феромонов, выделяемых кожей человека. Андростенол присутствует как у мужчин, так и у женщин. Андростенол вызывает романтические чувства, дружескую симпатию, создает доверительное отношение к обладателю запаха. Создает ауру молодости и активности, которая воспринимается окружающими как готовность к воспроизведению потомства, что является дополнительным фактором привлечения сексуальных партнеров. Андростенон, феромон сексуальной привлекательности. Этот феромон создает агрессивную сексуальную доминанту обладателя запаха. Присутствует как у мужчин, так и у женщин, однако у женщин его концентрация очень мала. Мужчина, с высоким содержанием андростенона, всегда будет восприниматься женщинами как лидер и будет сексуально привлекать многих на инстинктивном уровне. Андростерон, чисто мужской феромон и создает ощущение силы мужчины, защищенности, безопасности, надежности, но не агрессии. Кроме того он усиливает действие других феромонов сексуального привлечения. Андростадиенон, еще один мужской феромон, который оказывает специфический эффект на мозговую деятельность женщины. Он может поднять настроение женщины, вызывает в ней желание близости, комфорта, увеличивает у женщины желание проявлять заботу, быть чувственной и нежной. Копулин, женский феромон, который увеличивает уровень тестостерона у мужчины до 150 %, что вызывает чувство возбуждения у мужчины в присутствии женщины. Эстратетраенол, так же женский феромон, который поднимает мужчине настроение, дает ощущение радости.

В романтическую фазу любви активно синтезируется дофамин. Дофаминергическая система оказывает значительное влияние на психофизиологическое состояние человека. Основная часть дофамина находится в хвостатом ядре, скорлупе, черном веществе среднего мозга [11]. Выделяют следующие дофаминовые пути: мезокортикальный, мезолимбический, нигростриатный [19]. Дофамин — нейромедиатор влюбленности и удовольствия [18]. Его главная функция — положительное подкрепление событий, реакций на значимых людей. Он участвует в выборе преимущественного партнера, вводит в состояние радостного возбуждения. Чувство, будто «сердце вот-вот из груди выпрыгнет» при контакте с объектом симпатий, также обусловлено влиянием дофамина, поскольку он повышает систолическое давление, увеличивает частоту и силу сердечных сокращений. Его выработка связана с формированием положительной ассоциации с возлюбленным, а также необходима для поддержания мотивации для достижения контакта с привлекательным для индивида субъектом. Надо сказать, что недавно в литературе появились сведения о том, что при влюбленности в мозге и других клетках организма вырабатываются факторы роста нервных волокон (нейротрофины), которые оказывают положительное влияние на когнитивные функции ЦНС.

Поведение человека во второй фазе (сексуального влечения) обусловлено половыми гормонами, наиболее значимый из них — тестостерон, причем у обоих полов. Он синтезируется у мужчин в семенниках, у женщин — в яичниках, небольшое количество — за пределами гонад (например, в жировой ткани). У женщин тестостерон поддерживает нормальный уровень либидо, кроме того, сниженный уровень гормона приводит к апатии, дисфорическим настроениям, тревоге, депрессии [9]. У мужчин тестостерон также связан с сексуальной функцией, а его недостаток характеризуется сексуальной пассивностью, угнетенным настроением [7]. На психологическом уровне тестостерон формирует чувство влечения. Переход на эту фазу осуществляется благодаря действию дофамина — он вызывает положительные эмоции «предвкушения», также его синтез увеличивается после полового акта, т. е. организм стремится повысить содержание гормона в крови.

Окситоцин — основной гормон третьей фазы у женщин. Повышение уровня окситоцина наблюдается при сексуальном контакте, т. е. начинается на предыдущем этапе. Основное количество окситоцина синтезируется в паравентрикулярных и супраоптических ядрах гипоталамуса. Это гормон привязанности, при его повышении возрастает уровень социального взаимодействия, что дает возможность выработать крепкую связь, причем не только в романтических отношениях, но и во взаимоотношениях матери и ребенка [17]. Он снижает активность миндалевидных тел, которые вызывают чувства страха и недоверия, стимулирует синтез эндорфинов, вызывающих чувства легкости и эйфории, счастья и мотивированности. Позволяет человеку делить окружающих на «своих» и «чужих» по степени доверия. Люди, у которых наблюдается высокая концентрация данного гормона в крови, сильнее зависят от своего предмета обожания, нуждаются в нем. У мужчин эту роль играет вазопрессин (синтезируется в паравентрикулярных и супраоптических ядрах гипоталамуса). Антидиуретический гормон модулирует реакции на стресс, влияет на взаимоотношение с противоположным полом, отвечает за моногамные отношения [4] [10]. Окситоцин и вазопрессин обеспечивают длительные и стабильные отношения, когда фаза яркой влюбленности проходит.

Однако вышеназванные вещества не единственные, влияющие на состояние любви. Так, серотонин (биологический амин), который называют «гормоном хорошего настроения» или «гормоном счастья», вырабатывается в организме в моменты экстаза и эйфории, и понижается во время депрессии. Кроме того, серотонин подавляет центры, ответственные за негативные эмоции, способствует появлению чувства удовлетворения [21]. Но существует физиологический парадокс, который носит название «антагонизм нейромедиаторов» [6]. Серотонин является антагонистом дофамина. Этим обусловлен тот факт, что после достижения цели, концентрация серотонина в крови возрастет, а количество дофамина, напротив, уменьшается, освобождая человека от желания продолжать активную деятельность и давая ему возможность насладиться результатом. Это может произойти и до достижения цели, когда и промежуточный результат общения приносят человеку достаточно удовлетворения, чтобы прекратить активные действия на выстраивание долгосрочных отношений. И наоборот, если человек не испытывает достаточного удовлетворения на пути к выстраиванию прочных отношений, то его охватывает чувство беспокойства, и он получает мощную мотивацию для активных действий, направленных на достижение желаемого. В этом случае уровень серотонина в крови падает, а уровень дофамина растет. Но важно отметить, что взаимодействие дофамина и серотонина не работает в обратную сторону: если дофамин падает, серотонин не повышается. Если человек на своем пути к крепким отношениям наталкивается на серьезное препятствие, то дофамин снижается, уровень серотонина не меняется, и желание двигаться к цели пропадает. Уровень серотонина также является индикатором верного движения к цели. Если на пути к ней его уровень остается постоянным или растет, то человек чувствует, что движется в правильном направлении. Если человек наталкивается на трудности, то уровень серотонина падает. Это на определенную величину вызывает рост дофамина и активизирует усилия человека на пути к результату. Однако чрезмерное падение серотонина вызывает состояние фрустрации и прекращение действий, хотя привлекательность цели от этого не снижается, а только возрастает. Причина антагонизма серотонина и дофамина вызвана действием 5HT2cрецепторов, которые расположены в сосудистом сплетении желудочков мозга, гиппокампе, переднем обонятельном ядре, черной субстанции, в нескольких ядрах ствола мозга, миндалинах и носовых пазухах. Рецептор 5НТ2с является одной из многих точек связывания серотонина и реагирует только на него, оставаясь инертным к дофамину. Но активация этого рецептора серотонином подавляет высвобождение дофамина и норадреналина в полосатом теле, префронтальной коре, ядре, гиппокампе, гипоталамусе, амигдале и прочих областях мозга.

Действие адреналина (гормон мозгового вещества надпочечников) на психическое состояние человека неоднозначно. С одной стороны, адреналин — гормон стрессовых реакций, страха и тревоги [13], но при этом он способствует мобилизации организма и регуляции поведения, направленного на создание положительного эффекта на человека. Норадреналин ответственен за проявление ревности, борьбу за внимание [10].

Высокий уровень пролактина (синтезируется в передней доле гипофиза) ассоциируется с укреплением материнских инстинктов, развивает привязанность к новорожденному, стимулирует чувство ответственности и формирует прочную эмоциональную связь матери с ребенком.

Гормоны регулируют поведение человека не по отдельности, а в своей совокупности, взаимодействуют между собой. Реакция на любимого человека как на значимый объект строится на работе трех гормонов: окситоцина, дофамина, серотонина и состоит из трёх этапов.

  1. Появление значимого человека управляется окситоцином. По принципу «свой — чужой», человек выбирает для взаимодействия конкретного человека среди других, т. к. чувствует к нему доверие.
  2. Дофамин позволяет выстроить систему действий, которые бы обеспечили успешный контакт с объектом внимания и позволили бы получить эмоциональный отклик.
  3. Серотонин повышается когда индивид достигает своей цели по взаимодействию. Возникает чувство значимости.

Повышение одного гормона ведёт к понижению предыдущего, это необходимо для формирования ведущей деятельности и однополярного, однозначного и сильного эмоционального состояния. Этот механизм можно представить в виде трех куполообразных кривых (рис. 1):

Отношение уровня нейромедиаторов при контакте с объектом влюбленности

Рис. 1. Отношение уровня нейромедиаторов при контакте с объектом влюбленности

Подведя итог всему вышесказанному, можно однозначно утверждать, что любовь это сложное, многогранное чувство, в основе которого лежат психофизиологические механизмы.

Литература:

  1. Байлук В. В. О гармонии и дисгармонии чувств, интеллекта и воли в саморазвитии личности // Педагогическое образование в России. 2019. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-garmonii-i-disgarmonii-chuvstv-intellekta-i-voli-v-samorazvitii-lichnosti (дата обращения: 02.12.2023).
  2. Баранов Е. В. Любовь как внутреннее отношение и внешние отношения любви: проблема соотношения / Баранов Е. В. // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке.. — 2019. — № 1А. — С. 158–169.
  3. Барыльник С. Н. Химико-биологические и психологические аспекты проявления любви в подростковом возрасте с учетом гендерных особенностей // БМИК. 2018. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/himiko-biologicheskie-i-psihologicheskie-aspekty-proyavleniya-lyubvi-v-podrostkovom-vozraste-s-uchetom-gendernyh-osobennostey (дата обращения: 02.12.2023).
  4. Белокоскова С. Г., Цикунов С. Г. Вазопрессин в механизмах реализации реакций на стресс и модуляции эмоций // Обзоры по клинич. фармакол. и лек.терапии. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vazopressin-v-mehanizmah-realizatsii-reaktsiy-na-stress-i-modulyatsii-emotsiy (дата обращения: 03.12.2023).
  5. Зверев Д. М. Нейрофизиологическая модель потребительского поведения // Практический маркетинг. 2019. № 10 (272). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyrofiziologicheskaya-model-potrebitelskogo-povedeniya (дата обращения: 11.12.2023).
  6. Винокуров А. А., Гужов В. И., Марченко И. О., Савин М. А. Пространственная локализация функций в коре головного мозга // ИВД. 2015. № 4–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvennaya-lokalizatsiya-funktsiy-v-kore-golovnogo-mozga (дата обращения: 02.12.2023). 7
  7. Ефремов Е. А., Шеховцов С. Ю., Бутов А. О., Хизриев Х. З., Кастрикин Ю. В., Толстов И. С. Современный взгляд на физиологические эффекты тестостерона у мужчин // ЭКУ. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-vzglyad-na-fiziologicheskie-effekty-testosterona-u-muzhchin (дата обращения: 03.12.2023).
  8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — 2-е изд. изд. — СПб.: Питер, 2013. — 782 с.
  9. Калинченко С. Ю., Тюзиков И. А., Тишова Ю. А., Ворслов Л. О. Роль тестостерона в женском организме. Общая и возрастная эндокринология тестостерона у женщин // Доктор.Ру. 2015. № 14 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-testosterona-v-zhenskom-organizme-obschaya-i-vozrastnaya-endokrinologiya-testosterona-u-zhenschin (дата обращения: 03.12.2023).
  10. Конова И. Г., Ковтун Е. С., Попов С. И. Биохимия любви // Экономика и социум. 2017. № 4 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biohimiya-lyubvi (дата обращения: 02.12.2023).
  11. Колотилова О. И., Коренюк И. И., Хусаинов Д. Р., Черетаев И. В. Дофаминергическая система мозга // Вестник БГУ. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dofaminergicheskaya-sistema-mozga (дата обращения: 03.12.2023).
  12. Красильников Г. Т., Косенко В. Г., КрачкоЭ.А., Агеев М. И., ШулькинЛ.М., Косенко Н. А., Захарова-Макагон Я. А. Психологическое и клиническое значение функциональной асимметрии головного мозга // Социальная и клиническая психиатрия. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-i-klinicheskoe-znachenie-funktsionalnoy-asimmetrii-golovnogo-mozga (дата обращения: 02.12.2023).
  13. Миханькова П. В., Бакр В. Ф. Роль адреналина в формировании поведенческих стереотипов // Акмеология. 2015. № 3 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-adrenalina-v-formirovanii-povedencheskih-stereotipov (дата обращения: 03.12.2023).
  14. Мотивированный мозг: высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии: [монография] / П. В. Симонов; ответственный редактор академик АМН СССР В. С. Русинов. — Изд. 2-е. — Москва: URSS, cop. 2021. — 266, [3] с.: ил., табл.; 22 см. — (Из наследия П. В. Симонова) (Из научного наследия).
  15. Торсунова Ю. П., Афанасьева Н. В. Морфология и функционирование лимбической системы: обзор литературы // Пермский медицинский журнал. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/morfologiya-i-funktsionirovanie-limbicheskoy-sistemy-obzor-literatury (дата обращения: 02.12.2023). 16
  16. Фромм Э. Искусство любить. — М.: АСТ, 2023. — 253 с.
  17. Циркин В. И., Трухина С. И., Трухин А. Н. Окситоцин: синтез, выделение, метаболизм и регуляция этих процессов (обзор) // Журнал медико-биологических исследований. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oksitotsin-sintez-vydelenie-metabolizm-i-regulyatsiya-etih-protsessov-obzor (дата обращения: 02.12.2023).
  18. Колотилова О. И., Коренюк И. И., Хусаинов Д. Р., Черетаев И. В. Дофаминергическая система мозга // Вестник БГУ. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dofaminergicheskaya-sistema-mozga (дата обращения: 11.12.2023).
  19. Шевцов А. А. Морфометрические характеристики некоторых структур лимбической системы головного мозга человека // Актуальніпроблемисучасноїмедицини: Вісникукраїнськоїмедичноїстоматологічноїакадемії. 2017. № 3 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/morfometricheskie-harakteristiki-nekotoryh-struktur-limbicheskoy-sistemy-golovnogo-mozga-cheloveka (дата обращения: 02.12.2023).
  20. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Прогресс книга, 2022. — 286 с.: ил., табл.; 24 см. — (Мастера психологии).
  21. М. Д. Каркусова Биологические эффекты серотонина (обзорная статья) // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2022. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biologicheskie-effekty-serotonina-obzornaya-statya (дата обращения: 12.12.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): чувство, гормон, любовь, головной мозг, дофамин, женщина, мужчина, поведение человека, правое полушарие, чувство любви.


Похожие статьи

Развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования кинезиологии

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Для развития данных функций предлагалось несколько видов развивающих технологий. Однако наиболее эффективной оказалась кинезиология. Кине...

Признаки стресса в поведении человека

В статье проанализированы стресс как медико-биологическое понятие, его сущность, фазы, проявления, факторы, которые инициируют реакцию на стресс, рассмотрены рекомендации Г. Селье по профилактике стресса.

Влияние адаптационных процессов на организм и здоровье человека

В статье показана специфика адаптационных процессов в организме человека, влияние физических упражнений на защитную функцию организма. Определены виды адаптационных процессов и их взаимосвязь с факторами внешней среды.

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Психофизиологические факторы, влияющие на эффективность изучения иностранного языка

В статье говорится о влиянии психоэмоциональных особенностей человека и физиологических процессов его нервной системы на процесс изучения иностранных языков.

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Влияние аэробики на функциональное состояние основных систем организма у студентов

В статье подробно рассматривается основополагающие факторы влияние оздоровительной аэробики на физиологическое влияние таких важных систем организма как сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата.

Анализ механизмов влияния сосудистого фактора на развитие психических расстройств

В статье рассмотрен механизм влияния взаимодействия сосудистого фактора на развитие психических расстройств, выделены основные патофизиологические механизмы, активирующие каскад развития сердечно-сосудистых и психических заболеваний. Рассмотрены меха...

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Основы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры

В статье автор устанавливает взаимосвязь поэтапного формирования восприятий и ощущений с основами психического развития детей младшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования кинезиологии

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Для развития данных функций предлагалось несколько видов развивающих технологий. Однако наиболее эффективной оказалась кинезиология. Кине...

Признаки стресса в поведении человека

В статье проанализированы стресс как медико-биологическое понятие, его сущность, фазы, проявления, факторы, которые инициируют реакцию на стресс, рассмотрены рекомендации Г. Селье по профилактике стресса.

Влияние адаптационных процессов на организм и здоровье человека

В статье показана специфика адаптационных процессов в организме человека, влияние физических упражнений на защитную функцию организма. Определены виды адаптационных процессов и их взаимосвязь с факторами внешней среды.

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Психофизиологические факторы, влияющие на эффективность изучения иностранного языка

В статье говорится о влиянии психоэмоциональных особенностей человека и физиологических процессов его нервной системы на процесс изучения иностранных языков.

Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста

В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Влияние аэробики на функциональное состояние основных систем организма у студентов

В статье подробно рассматривается основополагающие факторы влияние оздоровительной аэробики на физиологическое влияние таких важных систем организма как сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата.

Анализ механизмов влияния сосудистого фактора на развитие психических расстройств

В статье рассмотрен механизм влияния взаимодействия сосудистого фактора на развитие психических расстройств, выделены основные патофизиологические механизмы, активирующие каскад развития сердечно-сосудистых и психических заболеваний. Рассмотрены меха...

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Основы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста через дидактические игры

В статье автор устанавливает взаимосвязь поэтапного формирования восприятий и ощущений с основами психического развития детей младшего дошкольного возраста.

Задать вопрос