За последнее время научный и практический интерес к проблеме эмоционального выгорания возрастает всё больше, особенно это касается индустриально развитых стран, в которых с каждым годом профессиональные требования только возрастают [1, с. 45].
Впервые термин «эмоциональное выгорание» (burnout (англ.) — выгорание). ввел H. Fredenberger в 1974 году. Во время работы врачом-психиатром, он наблюдал большое количество работников, испытывающих постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности.
Примерно в тоже время, социальный психолог C. Maslach опубликовала результаты своих исследований, в которых было установлено, что у работников «помогающих» профессий (учителя, медицинский персонал, социальные работники, работники правоохранительных органов, психологи и т. д.), вовлеченных в более глубокое эмоциональное взаимодействие с людьми, наблюдаются определённые отклонения (отрицательное отношение к работе, пониженная самооценка, утрата понимания и сочувствия) [1,3].
Синдром эмоционального выгорания — это симптомокомплекс, характеризующийся эмоциональным или физическим истощением, апатией, потерей мотивации в ответ на напряженную рабочую обстановку и высокую нагрузку, неудовлетворённостью профессиональными успехами, вытекающую из несоответствия ожиданий от реального результата, и как следствие потерю общей работоспособности [5,6].
Цель
Целью данной работы является, с помощью анкетирования, выявить количество студентов лечебного факультета ПГМУ им. академика Е. А. Вагнера, у которых синдром эмоционального выгорания появился после ДО и сравнить с количеством студентов, у которых синдром развился до начала дистанционного образования и во время.
Задачи
Для достижения поставленной цели, нами были определенны следующие задачи:
- Определить количество студентов с развившемся синдромом эмоционального выгорания во время ДО.
- Определить количество студентов с развившемся синдромом эмоционального выгорания после ДО.
- Отследить динамику развития синдрома эмоционального выгорания после окончания ДО.
- Сравнить полученные результаты с теми, которые были получены ранее.
Актуальность
Эпидемиологическая обстановка в мире сильно повлияла на всех студентов различных вузов, в особенности на тех, кто получает медицинское образование, и многие университеты были вынуждены перейти на формат дистанционного образования, что отразилось на успеваемости студентов и их мотивации.
Медицинское образование предусматривает не только изучение теории, но и освоение практических навыков в их полном объеме, но формат дистанционного обучения не позволяет это сделать, из-за чего у студентов наступает разочарование и может пропадать интерес к выбранной специальности.
Как известно, образовательная программа в медицинских университетах одна из самых сложных в освоении и уже с первого курса на студентов возлагают большую ответственность со стороны родных, преподавательского состава и окружающих людей. С переходом на дистанционное образование, многие студенты теряют стимул к изучению предметов, выполнению домашней работы и прочтению дополнительных источников литературы, вследствие некачественного контроля знаний, отсутствием должной проверки выученного материала и недостатка занятий, где теоретический материал можно применить на практике, из-за чего студенты расслабляются и привыкают к такому течению занятий.
Согласно исследованию, проведенному в 2020 году, количество студентов с синдромом эмоционального выгорания ПГМУ им. академика Е. А. Вагнера лечебного факультета с началом ДО возросло на 30 %, нежели до начала ДО [4, c. 428]
Предполагается что, с выходом на очные занятия, процент студентов с эмоциональным выгоранием значительно уменьшится, в сравнение с количеством студентов во время ДО, так как у студентов появилась возможность активно обсуждать и применять на практике изученную теорию, контактировать с реальными пациентами, а также лично общаться с одногруппниками и преподавателями.
Методы исследования
Для исследования в данной работе использовался тот же опросник для выявления уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко (в модификации Е. Ильина) [2, с. 467–468], что и в исследовании 2020 года [4]. Для того, чтобы определить уровень эмоционального выгорания после ДО, был повторно проведен опрос студентов, как они себя чувствовали во время дистанционного образования. Опрос проводился среди студентов с 3 по 6 курс лечебного факультета, анонимно, с помощью Google Формы, при этом предлагался ряд утверждений, которые затрагивали аспекты их обучения во время ДО и после.
Результаты
В опросе приняли участие 158 человек с 3 по 6 курс лечебного факультета .
На факультете во время ДО выгорание отсутствовало у 2 (1 %) студентов, начинающееся выгорание имели 10 (6 %), сформировавшееся выгорание 146 (92 %). После ДО: отсутствие выгорания — 0 (0 %), начинающееся выгорание — 2 (1 %) и сформировавшееся выгорание — 156 (99 %) студентов.
На 3 курсе опрошен 61 студент. Во время ДО отсутствие выгорания — у 0 (0 %) человек, начинающееся выгорание — у 5 (8 %), сформировавшееся выгорание — 56 (92 %). После ДО отсутствие выгорания у — 0 (0 %), начало выгорания — 0 (0 %), имеющееся выгорание — у 61 (100 %).
На 4 курсе опрошено 52 студента. Во время ДО: отсутствие выгорания — 0 (0 %) человек, начинающееся выгорание — у 1 (2 %), сформировавшееся — 51 (98 %). После ДО: отсутствие выгорания также у 0 (0 %) человек, начинающееся выгорание — у 2 (4 %), имеющееся выгорание — у 50 (96 %).
На 5 курсе опрошено 24 студента. Во время ДО: отсутствие выгорания у 1 (4 %) студента, начинающееся выгорание — у 2 (8 %), сформировавшееся выгорание — у 21 (88 %). После ДО: отсутствие выгорания у — 0 (0 %), начало выгорания — 0 (0 %), имеющееся выгорание — у 24 (100 %).
На 6 курсе опрошен 21 студент. Во время ДО: отсутствие выгорания у 1 (5 %) студента, начинающееся выгорание — у 2 (10 %), сформировавшееся выгорание — у 18 (86 %). После ДО: отсутствие выгорания у — 0 (0 %), начало выгорания — 0 (0 %), имеющееся выгорание — у 21 (100 %).
Выводы
Выход с дистанционного формата обучения на очный сильно сказался на развитии синдрома эмоционального выгорания у студентов всех курсов лечебного факультета. Так, в целом, количество студентов с отсутствием синдрома эмоционального выгорания до начала ДО составляло 56 %, во время ДО количество сократилось до 22 %, а после ДО составило 0 %. Число студентов, которые имели синдром эмоционального выгорания до начала ДО составляло 12 %, во время ДО число увеличилось до 42 %, после ДО количество студентов возросло до 99 %.
Сравнивая полученные результаты в динамике, наибольшая наблюдалась на 6 курсе, где количество студентов росло следующим образом: до начала дистанционного образования количество студентов с синдромом эмоционального выгорания составляло 14 %, во время ДО число увеличилось до 29 %, после ДО увеличилось до 100 %. Наименее выраженная динамика наблюдалась у студентов 5 курса: до начала ДО количество студентов с синдромом эмоционального выгорания было 45 %, во время ДО количество не изменилось, после ДО выросло до 100 %.
Литература:
- Баксанский О. Е., Сафоничева О. Г. Синдром эмоционального выгорания. Взгляд психолога и невролога (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. — 2021. — № 2. — С. 45–57.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2011. — 508 с.
- Орел. В. Е. Синдром психического выгорания личности. — М.: Институт психологии РАН, 2005. — 329 с.
- Перевощиков А. Н., Замкова И. А., Сединина Н. С. Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера // Молодой ученый. — 2020. — № 51. — С. 427–428.
- Ронгинская Т. И. Специфика синдрома выгорания в профессиях с высоким уровнем стресса // Вестник Санкт-петербургского университета. — 2016. — № 2. — С. 107–121.
- Чутко Л. С., Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания. — М.: МЕДпресс-информ, 2013. — 256 с.