В современном мире происходит интенсивная перестройка многих областей существования общества, на передний план выходит тема социальных конфликтов. Возрастание интереса к данной теме обуславливается обширным распространением конфликтов в общественной жизни, что сопровождается ростом стрессового воздействия на молодых людей. Конфликты являются существенным условием социального развития, они неизбежны в студенческой среде.
Межличностные конфликты не обязательно приводят к негативным последствиям, согласно ряду теорий, конфликты ведут к развитию личности (В. С. Мерлин, Э. Эриксон), что зачастую зависит от способа разрешения конфликта. Перед современной наукой встает задача по формированию конструктивных стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Для выполнения данной задачи требуются исследования стратегий действия в конфликте, причинах выбора определенной стратегии поведения и связано ли это с личностными характеристиками, что поможет прогнозировать поведение в конфликте студентов, формировать более конструктивные формы межличностного взаимодействия.
Конфликты, его сущность, структуру и типологию изучались в работах А. Я. Анцупова, Н. В. Гришиной, Н. И. Леонова и др. К. Томас в своей теории конфликта выделяет 5 видов стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление [4]. Студенты с отличными индивидуально-психологическими особенностями по-разному воспринимают ситуации противоречий и действуют в них.
Исследованием личностных особенностей занимались такие ученые, как В. Н. Мясищев, В. М. Русалова, Б. М. Теплов, Г. Айзенк, К. Леонгард, К. Юнг. Важными особенностями личности, связанными с поведением в конфликтной ситуации, являются акцентуации характера.
Акцентуации — варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Выделяют явные акцентуации — крайние варианты нормы, которые в случае действия факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут приводить к дезадаптации личности. Что же до скрытых акцентуаций, то это скорее обычные проявления нормы. В работах К. Леонгарда темперамент и характер не всегда строго разделяются; он использует также выражение «акцентуированная личность» [3, с. 182].
Объектом нашего исследования служат акцентуации характера студентов.
В нашем исследовании принимали участие студенты 1 и 2 курсов в количестве 141 человека в возрасте от 17 до 20 лет.
Диагностический инструментарий исследования составили тест на акцентуации характера Г. Шмишека — К. Леонгарда и методика К. Томаса «Стиль поведения в конфликте».
В ходе эмпирического исследования были выявлены типы акцентуаций характера у студентов вуза и степень их выраженности.
35,5 % имеют скрытые акцентуации характера (максимальный показатель по типу акцентуаций 8–18 баллов по шкале опросника);
64,5 % имеют ярко выраженные акцентуации характера (максимальный показатель по типу акцентуаций 19–24 баллов по шкале опросника).
Выраженность акцентуаций характера представлена на рисунке 1.
По результатам проведенного исследования по тесту-опроснику К. Леонгарда — Х. Шмишека было выявлено, что преобладающими типами акцентуаций в исследуемой группе студентов являются гипертимность, зкзальтированность, эмотивность, циклотимность; наименее встречаемвый тип акцентуации дистимный. Гипертимность свидетельствует о повышенной активности студентов, инициативности, изобретательности; циклотимность характеризуется сменой настроения, вызываемой как внешними событиями, так и совершенно обособленно; высокий уровень эмотивности и зкзальтированности указывает на повышенную эмоциональность, отзывчивость, бурную реакцию на жизнь.
Исследование поведения студентов в конфликтных ситуациях по тесту К. Томаса показало, что студенты более склонны разрешать конфликты с помощью компромисса и менее склонны с помощью соперничеств (рисунок 1), что можно объяснить возрастными особенностями испытуемых.
Рис. 1. Доминирующий тип поведения в конфликте у студентов со скрытыми и явными акцентуациями характера
Для выявления достоверности различий стратегий поведения в конфликте у студентов со скрытыми акцентуациями и акцентуациями ярко выраженными нами был использован метод математической обработки данных t-критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Стратегии поведения в конфликте у студентов со скрытыми и явными акцентуациями
Скрытые акцентуации |
Явные акцентуации |
tЭмп |
|
Соперничество |
4,7 |
4,36 |
0.6 |
Сотрудничество |
5,84 |
6,04 |
0.7 |
Компромисс |
8,3 |
7,23 |
3.4 ** |
Избегание |
5,8 |
6,33 |
1.4 |
Приспособление |
5,26 |
6,07 |
2 * |
** Кoрреляция знaчимa нa урoвне 0,01
* Кoрреляция знaчимa нa урoвне 0,05
t Кр = 1.97, при p≤0.05
t Кр = 2.61, при p≤0.01
Сравнив стратегии поведения у студентов со скрытыми и явными акцентуациями, мы видим, что обладатели скрытых акцентуаций чаще вторых выбирают конструктивную стратегию «компромисс», студенты с явными акцентуациями чаще первых выбирают деструктивный тип стратегии «приспособление».
Для выявления взаимосвязи между личностными особенностями и доминирующей стратегией выхода из конфликтных ситуаций мы воспользовались методом Спирмена (таблица 2 и таблица 3).
Таблица 2
Показатели связи типов акцентуаций студентов со стратегиями выхода из конфликтных ситуаций (для студентов со скрытыми акцентуациями)
Соперничество |
R = 0.308 * |
Демонстративность |
R = 0.479 ** |
Возбудимость |
|
Сотрудничество |
R = 0.365 ** |
Гипертимность |
R = 0.333 * |
Экзальтировнность |
|
Приспособление |
R = 0.419 ** |
Эмотивность |
R = 0.331 * |
Экзальтированность |
** Кoрреляция знaчимa нa урoвне 0,01
* Кoрреляция знaчимa нa урoвне 0,05
Таблица 3
Показатели связи типов акцентуаций студентов со стратегиями выхода из конфликтных ситуаций (для студентов с явными акцентуациями)
Сотрудничество |
R = 0.214* |
Дистимность |
Избегание |
R =-0.265* |
Демонстративность |
Приспособление |
R =0.285** |
Эмотивность |
R =0.263* |
Экэальтированность |
Данные исследования свидетельствуют о том, что из 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации только 3 имеют взаимосвязь с акцентуациями характера студентов.
У студентов со скрытыми акцентуациями характера обнаружена взаимосвязь между стратегией поведения в конфликтной ситуации.
1) «Соперничествово» взаимосвязано с демонстративным и возбудимым типами акцентуаций. Это объясняется тем, что реакции возбудимых личностей импульсивны. Если что-либо им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. Демонстративность может способности убеждать и — в определенных случаях — о выраженности манипулятивного поведения.
2) «Сотрудничество» взаимосвязано с гипертимным и экзальтированным типами акцентуаций. Гипертимность может свидетельствовать как об общей энергичности и деятельной роли человека, предприимчивости, высокой коммуникабельности, что дает возможность договориться с оппонентом. Экзальтация связана с тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными, что может способствовать сотрудничеству
3) «Приспособление» с эмотивным и экзальтированным типом акцентуаций. Эмотивность и экзальтация свидетельствуют о глубине переживаний человека. Эмотивность указывает на соотнесенность переживания с личностными смыслами, а экзальтация на соотнесенность переживания со внешними событиями. Эмотивность часто проявляется в форме эмпатичности, способности к сопереживанию, важность межличностных отношений. Экзальтация может свидетельствовать о привязанности к близким и друзьям. Для сохранения отношений эти студенты готова приспосабливаться.
У студентов с явными акцентуациями характера обнаружена взаимосвязь между стратегией поведения в конфликтной ситуации.
1) «Сотрудничество» и дистимный тип акцентуации. Это объясняется тем, что в нашем исследовании уровень дистимности у акцентуированных личностей не достигает максимальнах значений. Серьезная настроенность дистимной личности ведет к формированию серьезной этической позиции, что способствует сотрудничеству.
2) «Избегание» и демонстративный тип акцентуации. При чрезмерно высоком уровне демонстративности студент может отвергаться группой, восприниматься как «неискренний», его роль будет заметна, выпячиваться, отторгаться. В этом случае студент может выбирать избегающий тип поведения.
3) «Приспособление» с эмотивным и зкзальтированным типом акцентуации. Акцентуации эмоциональной сферы, такие как эмотивность и экзальтированность в обоих случаях взаимосвязаны со стратегией «приспособление».
Таким образом, скрытые акцентуации характера и явные акцентуации характера влияют на выбор стратегиями поведения в конфликте по-разному. При чрезмерно выраженных акцентуациях характера у студентов меньше возможностей соперничать и договариваться, они предпочитают избегание и приспособление в конфликтной ситуации.
Специалистам психологических служб вуза в своей деятельности необходимо учитывать не только типы акцентуаций характера, обратившихся за психологической помощью, но и степень их выраженности.
На наш взгляд, исследование поможет участникам образовательных отношений грамотно разрешать конфликтные ситуации, учитывая особенности характера участников конфликта. Данная работа вносит свой вклад в продуктивное психолого-педагогическое сопровождения участников образовательных отношений вуза путем создания социально-психологических условий для развития личности студентов.
Литература:
1. Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер. — М.: Идея-Пресс, 2000. — 205 с.
2. Леоенгард. К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 191 с.
3. Нартова-Бочавер С. Психология личности и индивидуальных различий: учебное пособие для вузов / С. Нартова-Бочавер. — СПб.: Питер, 2023. — 432 с.
4. Thomas K. W. Conflict and conflict management / K. W. Thomas // Handbook of industrial and organizational psychology. — Chicago: Rand McNally, 1976. — P. 889–935.