В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.
Ключевые слова: дошкольное образование, духовно-нравственное воспитание дошкольников, ценности, педагогические принципы и технологии.
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на современном этапе развития системы образования является одной из главных задач в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время создание поликультурной среды в каждой образовательной организации стало актуальной темой в вопросах реализации Федеральной образовательной программы, одной из задач которой является: «приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей»
Дошкольный возраст играет важнейшую роль в развитии ребенка. Именно на этом этапе ребенок приобщается к общественным ценностям и входит в огромный и удивительный мир. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру. В этом возрасте формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. Нравственное воспитание дошкольника — это направленная педагогическая работа по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в обществе через различные виды деятельности.
Особое место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма имеет множество аспектов: это любовь к родным местам, к природе, ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром, гордость за свой народ, желание приумножать богатства своей страны. Однако, чувство патриотизма начинает формироваться у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма и других духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования закреплен принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
Процесс организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников начинается с анализа их индивидуальных потребностей и возможностей, нами уделяется особое внимание созданию доверительной и комфортной атмосферы, так что каждый ребенок ощущает, что его принимают и ценят именно таким, каким он есть [2].
В работе широко применяются игровые и практические методики, круглые столы, дискуссии, чтение художественной литературы и другие формы, содействующие активной жизненной позиции ребенка и его участие в социально-культурной жизни.
Кроме того, важным компонентом нашей работы является вовлечение родителей и других взрослых в процесс духовно-нравственного воспитания. Родительская поддержка и сотрудничество играют решающую роль в успешности данного процесса, поэтому проводятся регулярные родительские собрания, мастер-классы и консультации, на которых родители получают информацию о ходе работы, обсуждают с педагогами свои вопросы и проблемы, а также обмениваются опытом и рекомендациями.
Благодаря налаженной системе оценки и контроля, регулярным обратной связи, мы убеждены в эффективности предложенных подходов и методик, которые способствуют повышению качества работы и достижению желаемых результатов.
В формировании нравственных представлений также важную роль играет художественная литература, особенно в произведениях устного народного творчества (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.), наиболее доступных для понимания дошкольников. Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В ходе ознакомления детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками в детском саду происходит приобщение их к национальным и общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества человека, высмеиваются человеческие недостатки. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает восхищение мастерством человеческих рук, уважительное отношение к труду. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовно-нравственного воспитания и развития детей [3].
Важную роль в введении ребенка в народную культуру играют тематические праздники, организуемые в детском саду. Они являются выражением национального характера и уникальности времени, а также представляют собой яркую форму культурного взаимодействия педагогов, родителей и детей. В нашем детском саду проводятся такие тематические праздники, как «Праздник осени», «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «Масленица», «Пасха», «День Победы», «День России».
Большую роль в духовно-нравственном воспитании играет не только дошкольное учреждение, которое посещает ребенок, но и семья. Необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими предками.
В детском саду проводятся экскурсии к памятникам воинской славы, посещаются музеи (краеведческий, народной культуры), как тур выходного дня с родителями.
Для воспитания духовных ценностей и нравственных качеств в нашем детском саду создано специальное образовательное, предметно-развивающее пространство, обеспечивающее формирование духовно-нравственных качеств. Группа оборудована зонами, содержащие разнообразные предметно-развивающие материалы (патриотические уголки) с государственной символикой.
В книжном уголке размещены книги русских народных сказок, рассказов детских писателей и поэтов. Они оформлены ярко, чтобы привлечь внимание детей. Также здесь находятся рисунки, картины и опорные схемы, помогающие ребенку самостоятельно рассказывать сюжет сказки или создавать собственные рассказы. Для прослушивания художественных произведений используются различные технические средства (флеш-накопители, музыкальные колонки).
В уголке природы дети учатся ухаживать за цветами, растениями и проявлять заботу о окружающей природе. Эта деятельность воспитывает добрые чувства у детей и наполняет их духовный мир желанием заботиться о природе и о человеке, как части природы.
В целом, благодаря эффективным подходам в организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, нами достигнуты значительные результаты в формировании личностного роста воспитанников, укреплении моральных ценностей, их социальной адаптации.
Литература:
- Выготский Л. С. «Развитие личности и мировоззрения ребенка». В книге «Психология личности», под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и А. А. Пузырея, с. 161–165. Изд-во МГУ, 1982.
- Ермолаева С. А. «Тенденции развития методологических подходов к исследованию проблем духовно-нравственного воспитания обучающихся». В сборнике «Современные векторы в образовании: теория и практика», материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 24 декабря 2020, с. 121–127. Под общ. ред. дпн, проф. С. А. Ермолаевой. Коломна: ГСГУ, 2021.
- Ушинский К. Д. «О нравственном элементе в русском воспитании». В книге «Педагогические сочинения», в 6 томах. Том 2, с. 27–58. М.: Педагогика, 1988.