Коммуникативная компетенция является одной из ведущих при изучении иностранного языка. Существует множество различных методик ее развития, например, через использование коммуникативных ситуаций, что способствует развитию навыка говорения. В статье предлагаются новые пути к формированию навыка говорения у студентов с высоким уровнем знания иностранного языка. К рассмотрению также предлагаются инновационные технологии использования аутентичных материалов в контексте развития коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, навык говорения, TED talk, публичные выступления .
Говорение является одним из важнейших навыков при развитии коммуникативной компетенции. Для эффективной коммуникации важно развивать следующие навыки:
— структурирования информации — выражать идеи логично и последовательно;
— понимания и адаптации — не только речи, но и интонаций, специальной лексики, присущей культуре народа изучаемого языка;
— речевого творчества;
— риторические навыки — умение убеждать и поддерживать беседу [1].
Существует две формы говорения: диалогическая и монологическая речь. Несмотря на то, что наиболее популярным методом обучения данному навыку является типичная коммуникативная ситуация, где студенты призваны поддержать реальный диалог в рамках типичных социальных ролей и речевого поведения, публичные выступления также могут выступать эффективным методом развития говорения. Публичное выступление включает в себя элементы как диалога (оратор — слушатели), так и монолога — в зависимости от формы проведения.
Монологическая речь занимает важное место в процессе развития коммуникативной компетенции, в особенности у студентов с высоким уровнем знания иностранного языка. В попытке доказать данное утверждение, следует отметить несколько ключевых факторов:
1) «монологическая речь помогает в развитии понимания и оценки информации; призывая студентов выразить идеи с помощью монолога, преподаватель способствует развитию аналитических способностей студентов, а также критического мышления;
2) практика монологической речи способствует улучшению грамматических и фонетических навыков, также как и в рамка диалога;
3) монологическая речь требует связанности и последовательности изложения идей, чем способствует развитию навыка логичного повествования;
4) студент, обладающий навыками высказывания мыслей в формате монолога, приобретает уверенность в себе при возникновении коммуникативной ситуации» [2, c.4].
Данный вопрос вызывает большой интерес исследователей, появляются новые подходы в обучении говорению и развитии коммуникативной компетенции.
На сегодняшний день одним из примеров инновационных методов в развитии коммуникативных навыков является использование аутентичных материалов — таких как выступления TED talk.
Существует множество положительных сторон использования формата TED talk, а именно:
— доклады на TED представляют собой образцы аутентичной речи на английском языке от спикеров со всего мира; для студентов это возможность понимать естественный ритм, интонацию, лексику, акцент;
— предлагаемые доклады предполагают различный выбор тем, что позволит преподавателю подобрать соответствующий материал;
— использование материалов от TED позволит поддерживать интерактивность на занятиях, студенты будут оставаться более вовлеченными.
Говоря о положительных сторонах формата, стоит отметить, что он также является эффективным при развитии навыка говорения. Публичные выступления, выступая эффективным методом развития говорения, могут быть созданы с использованием шаблона формата TED talk. Публичные выступления формата TED talk предоставляют отличную возможность практики устной речи, умение выступать перед аудиторией способствует развитию самоуверенности у студентов, кроме того, развиваются навыки презентации в зависимости от аудитории и ее реакции. Публичные выступления способны подготовить студентов к коммуникативной ситуации: как реагировать на провокационные вопросы и комментарии аудитории. Обучение публичному высказыванию в формате TED talk в соответствии с коммуникативным подходом учитывает особенности реального коммуникативного события и модели реального выступления [3].
В заключение, несмотря на некоторые минусы использования формата TED talk, а именно: сложность лексико-грамматического материала, содержание неспецифичного для обучения материала, что требует затрачивания большего времени преподавателя на подготовку и адаптацию текста, данный формат все еще вызывает большой интерес являясь аутентичным и одним из ведущих жанров коммуникации. Преподавателям следует обратить на него внимание, как вариант дополнения учебного процесса с целью развития навыков говорения. Данный формат развития навыка говорения путем публичных выступлений является одним из продуктивных способов формирования коммуникативной компетенции у студентов с повышенным уровнем владения английским языком.
Литература:
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.
- Тарлаковская Е. А. Приемы обучения воздейственной стороне монологической речи в условиях модернизации содержания образования [Электронный ресурс]. — 2013. — 4 c. — Режим доступа: http://www.teoria-practi-ca.ru/-4–2013/pedagogics/tarlakovskaya.pdf.
- Goldstein J. Public Speaking: A Meta-Communicative Approach. Routledge, 2017. 729 p.