Публичное выступление как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 18.12.2023

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Татаринова, Д. А. Публичное выступление как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов / Д. А. Татаринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 114-115. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109231/ (дата обращения: 16.11.2024).



Коммуникативная компетенция является одной из ведущих при изучении иностранного языка. Существует множество различных методик ее развития, например, через использование коммуникативных ситуаций, что способствует развитию навыка говорения. В статье предлагаются новые пути к формированию навыка говорения у студентов с высоким уровнем знания иностранного языка. К рассмотрению также предлагаются инновационные технологии использования аутентичных материалов в контексте развития коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, навык говорения, TED talk, публичные выступления .

Говорение является одним из важнейших навыков при развитии коммуникативной компетенции. Для эффективной коммуникации важно развивать следующие навыки:

— структурирования информации — выражать идеи логично и последовательно;

— понимания и адаптации — не только речи, но и интонаций, специальной лексики, присущей культуре народа изучаемого языка;

— речевого творчества;

— риторические навыки — умение убеждать и поддерживать беседу [1].

Существует две формы говорения: диалогическая и монологическая речь. Несмотря на то, что наиболее популярным методом обучения данному навыку является типичная коммуникативная ситуация, где студенты призваны поддержать реальный диалог в рамках типичных социальных ролей и речевого поведения, публичные выступления также могут выступать эффективным методом развития говорения. Публичное выступление включает в себя элементы как диалога (оратор — слушатели), так и монолога — в зависимости от формы проведения.

Монологическая речь занимает важное место в процессе развития коммуникативной компетенции, в особенности у студентов с высоким уровнем знания иностранного языка. В попытке доказать данное утверждение, следует отметить несколько ключевых факторов:

1) «монологическая речь помогает в развитии понимания и оценки информации; призывая студентов выразить идеи с помощью монолога, преподаватель способствует развитию аналитических способностей студентов, а также критического мышления;

2) практика монологической речи способствует улучшению грамматических и фонетических навыков, также как и в рамка диалога;

3) монологическая речь требует связанности и последовательности изложения идей, чем способствует развитию навыка логичного повествования;

4) студент, обладающий навыками высказывания мыслей в формате монолога, приобретает уверенность в себе при возникновении коммуникативной ситуации» [2, c.4].

Данный вопрос вызывает большой интерес исследователей, появляются новые подходы в обучении говорению и развитии коммуникативной компетенции.

На сегодняшний день одним из примеров инновационных методов в развитии коммуникативных навыков является использование аутентичных материалов — таких как выступления TED talk.

Существует множество положительных сторон использования формата TED talk, а именно:

— доклады на TED представляют собой образцы аутентичной речи на английском языке от спикеров со всего мира; для студентов это возможность понимать естественный ритм, интонацию, лексику, акцент;

— предлагаемые доклады предполагают различный выбор тем, что позволит преподавателю подобрать соответствующий материал;

— использование материалов от TED позволит поддерживать интерактивность на занятиях, студенты будут оставаться более вовлеченными.

Говоря о положительных сторонах формата, стоит отметить, что он также является эффективным при развитии навыка говорения. Публичные выступления, выступая эффективным методом развития говорения, могут быть созданы с использованием шаблона формата TED talk. Публичные выступления формата TED talk предоставляют отличную возможность практики устной речи, умение выступать перед аудиторией способствует развитию самоуверенности у студентов, кроме того, развиваются навыки презентации в зависимости от аудитории и ее реакции. Публичные выступления способны подготовить студентов к коммуникативной ситуации: как реагировать на провокационные вопросы и комментарии аудитории. Обучение публичному высказыванию в формате TED talk в соответствии с коммуникативным подходом учитывает особенности реального коммуникативного события и модели реального выступления [3].

В заключение, несмотря на некоторые минусы использования формата TED talk, а именно: сложность лексико-грамматического материала, содержание неспецифичного для обучения материала, что требует затрачивания большего времени преподавателя на подготовку и адаптацию текста, данный формат все еще вызывает большой интерес являясь аутентичным и одним из ведущих жанров коммуникации. Преподавателям следует обратить на него внимание, как вариант дополнения учебного процесса с целью развития навыков говорения. Данный формат развития навыка говорения путем публичных выступлений является одним из продуктивных способов формирования коммуникативной компетенции у студентов с повышенным уровнем владения английским языком.

Литература:

  1. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.
  2. Тарлаковская Е. А. Приемы обучения воздейственной стороне монологической речи в условиях модернизации содержания образования [Электронный ресурс]. — 2013. — 4 c. — Режим доступа: http://www.teoria-practi-ca.ru/-4–2013/pedagogics/tarlakovskaya.pdf.
  3. Goldstein J. Public Speaking: A Meta-Communicative Approach. Routledge, 2017. 729 p.
Основные термины (генерируются автоматически): TED, коммуникативная компетенция, монологическая речь, иностранный язык, студент, английский язык, высокий уровень знания, коммуникативная ситуация, развитие навыка говорения, эффективный метод развития говорения.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции будущих учителей иностранного языка с использованием искусственного интеллекта

В статье рассматривается использование искусственного интеллекта (ИИ) в процессе формирования коммуникативной компетенции будущих учителей иностранного языка. Анализируются возможности ИИ-инструментов для развития навыков аудирования, говорения, чтен...

Метод проектов как средство формирования коммуникативной мобильности студентов при обучении иностранному языку

В статье рассматривается коммуникативная мобильность как важная составляющая современного специалиста. Определено понятие «коммуникативная мобильность». Представлена актуальность формирования коммуникативной мобильности, в том числе на иностранном яз...

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Развитие коммуникативной компетенции посредством межкультурного диалога на уроках английского языка

В данной статье автор рассматривает проблематику развития коммуникативной компетенции посредством межкультурного диалога на уроках английского языка. Первоначально обоснована актуальность выбранной темы, а затем представлено четыре разработки урока д...

Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах

В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...

Применение элементов коммуникативного подхода в обучении французскому языку на практике в школе

Ввиду международных контактов изучение иностранного языка занимает ведущую роль в образовательном процессе. На сегодняшний день ученые, работающие в области методики преподавания, отдают свое предпочтение коммуникативному подходу, как одному из основ...

Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов

Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется развитию критического мышления, аналитически...

Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...

Стратегии студента в овладении иностранным языком

В данной статье рассматривается использование различных материалов из языкового портфеля; как студент может использовать свои возможности при сопоставлении своего уровня владения английским языком с другими уровнями своих сокурсников в учебной группе...

Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования речевых навыков и умений и пути преодоления трудностей, с которыми сталкиваются студенты при обучении навыку говорения на занятиях английского языка. Особое внимание уделяется применению диск...

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции будущих учителей иностранного языка с использованием искусственного интеллекта

В статье рассматривается использование искусственного интеллекта (ИИ) в процессе формирования коммуникативной компетенции будущих учителей иностранного языка. Анализируются возможности ИИ-инструментов для развития навыков аудирования, говорения, чтен...

Метод проектов как средство формирования коммуникативной мобильности студентов при обучении иностранному языку

В статье рассматривается коммуникативная мобильность как важная составляющая современного специалиста. Определено понятие «коммуникативная мобильность». Представлена актуальность формирования коммуникативной мобильности, в том числе на иностранном яз...

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Развитие коммуникативной компетенции посредством межкультурного диалога на уроках английского языка

В данной статье автор рассматривает проблематику развития коммуникативной компетенции посредством межкультурного диалога на уроках английского языка. Первоначально обоснована актуальность выбранной темы, а затем представлено четыре разработки урока д...

Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах

В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...

Применение элементов коммуникативного подхода в обучении французскому языку на практике в школе

Ввиду международных контактов изучение иностранного языка занимает ведущую роль в образовательном процессе. На сегодняшний день ученые, работающие в области методики преподавания, отдают свое предпочтение коммуникативному подходу, как одному из основ...

Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов

Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется развитию критического мышления, аналитически...

Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...

Стратегии студента в овладении иностранным языком

В данной статье рассматривается использование различных материалов из языкового портфеля; как студент может использовать свои возможности при сопоставлении своего уровня владения английским языком с другими уровнями своих сокурсников в учебной группе...

Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования речевых навыков и умений и пути преодоления трудностей, с которыми сталкиваются студенты при обучении навыку говорения на занятиях английского языка. Особое внимание уделяется применению диск...

Задать вопрос