Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 16.12.2023

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Степанова, Н. П. Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса / Н. П. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109237/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влияние на развитие творческого потенциала обучающихся.

Ключевые слова: дополнительное образование, педагогическое мастерство, педагог дополнительного образования, творческий педагог, художественно-творческая деятельность, творческий потенциал обучающихся.

На современном этапе развития общества возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к решению различных вопросов, находить нестандартные способы достижения целей, нетрадиционно и качественно решать различные проблемные ситуации. Именно творческие, креативные люди вносят наибольший вклад в экономический рост страны, генерируют новые знания и технологии, способны решать сложные задачи и приводить к положительным изменениям в обществе.

Поэтому современное образование сегодня делает существенный вклад в развитие творческих способностей обучающихся, учитывая их интересы и склонности к творческой деятельности. Разумеется, далеко не все дети могут стать творческими личностями, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе можно воспитать в каждом из них.

Бесспорно, существенную роль в развитии творческого потенциала обучающихся играет педагог. Именно ему принадлежит миссия выявить задатки своих учеников, помочь им найти себя в этом мире, раскрыть их способности и таланты. Всё это требует от педагога знаний, навыков и педагогического мастерства.

Существует распространенное мнение, что каждый педагог должен учить и воспитывать детей только через призму того, чем он сам увлечен. Плутарх говорил: «Ребенок — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».

С этим утверждением трудно не согласиться, ведь только творчески настроенный педагог способен воспитать творческих учеников.

Важная роль в формировании творческой личности всегда принадлежала педагогам дополнительного образования. Поскольку и сама система дополнительного образования, при определенных педагогических условиях, оказывает заметное влияние на процесс творческого развития личности ребенка, и педагог дополнительного образования владеет широким спектром возможностей для эффективного развития творческого потенциала обучающихся. Для педагогов дополнительного образования — это основная задача.

Важно отметить, что развитие творческого потенциала требует постоянного совершенствования со стороны педагога. Он должен быть готов к постоянному обучению, изучению новых методов и подходов, а также к саморазвитию. Он должен вдохновлять и мотивировать детей на творческую деятельность, понимать и поддерживать их индивидуальные потребности и интересы. В контексте дополнительного образования, это может означать использование интерактивных форм обучения, внедрение игровых методик, использование мультимедийных технологий и других нестандартных подходов.

Такое творчество педагога дополнительного образования будет способствовать не только усвоению новых знаний и умений, но и развитию мотивации к выбранной детьми творческой деятельности, формированию гибкого мышления, навыков самостоятельной работы и многих других компетенций, которые необходимы в современном мире.

Этого подхода я придерживаюсь в своей профессиональной деятельности в качестве педагога дополнительного образования и руководителя детского объединения «Волшебное рукоделие».

В объединении обучающиеся осваивают различные виды декоративно-прикладного и изобразительного творчества. Предлагаемый мной широкий спектр различных техник позволяет обучающимся выбрать то направление, которое им ближе всего, и выполнять творческие работы в данном направлении.

Кроме того, для достижения поставленных целей в своей работе использую различные технологии творческого развития обучающихся.

Апробация данных технологий позволила выделить наиболее эффективные из них: технологию детского дизайна, проектную технологию, игровые технологии, технологию развития изобразительной и художественно — творческой деятельности.

Технология детского дизайна. Дизайн (ит. disegno — замысел, намерение, модель, шаблон, композиция) — это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов. 1

Данная технология включает в себя деятельность обучающихся по созданию сувениров, декоративных украшений для дома, подарков и т. д. Главная задача, которую я здесь ставлю — развитие художественных способностей и креативного мышления детей в процессе детской дизайнерской деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей среде.

В рамках данной деятельности обучающимися объединения «Волшебное рукоделие» были реализованы различные творческие проекты, включая проект «Узоры и орнаменты на посуде», в котором дети украшали разнообразные предметы посуды, используя различные техники декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. В рамках проекта «Мастерская Деда Мороза» изготавливали предметы для декорирования интерьера к новогодним и рождественским праздникам: ёлочные игрушки, гирлянды, декоративные композиции, упаковку для подарков и т. д. Участвуя в проекте «Эко Дизайн», обучающиеся познакомились с принципами эко дизайна, используемыми технологиями и материалами, изготовили декоративные предметы для интерьера.

Проектная технология является еще одним эффективным способом развития креативности обучающихся. Творческие проекты способствуют развитию художественного восприятия и творческого потенциала обучающихся, а также создают гармоничную взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

Как руководитель объединения «Волшебное рукоделие», реализовала с детьми несколько творческих проектов: «Живой урок в музее», «Ярмарка мастеров» (совместно с детской библиотекой), «Рукотворцы» (совместно с обучающимися объединения «Волшебный занавес») и т. д.

Технология развития изобразительной и художественно-творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности направлена на развитие эмоциональной отзывчивости, эстетической восприимчивости, обеспечение условий развития изобразительной и художественно-творческой деятельности обучающихся и формирования их потребности в творческой активности. Данная технология способствует создать условия для развития личности каждого обучающегося и его творческого самовыражения.1

В рамках данной деятельности использую такие техники как граттаж, ниткография, декупаж, кляксография, набрызг, трафаретная живопись, штамповое рисование и т.д.

Игровые педагогические технологии в первую очередь направлены на личностно ориентированное взаимодействие с обучающимися и включают достаточно обширную группу используемых мной методов и приемов организации педагогического процесса. Игровые технологии позволяют ребятам совместно творить, общаться, проявлять фантазию и творчество в процессе игры.

Я считаю, что в творческом развитии ребенка важную роль должны играть не только творческие педагоги, но и родители. Поэтому я провожу мастер-классы, праздники, конкурсные программы, выставки, творческие встречи, чтобы организовать совместную деятельность родителей и детей.

Исследования показывают, что совместное творчество детей и родителей способствует установлению доверительных отношений и благоприятно влияет на развитие детей, участвующих в этом процессе. Кроме того, такой подход учит ребенка сотрудничать и работать в команде. Родители часто используют работы своих детей для декорирования дома или организации семейных праздников.

Таким образом, творческий подход к своей профессиональной деятельности, использование в работе разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяет мне не только раскрывать свой творческий потенциал, повышать педагогическое мастерство, но и добиваться достижения высоких творческих результатов обучающихся.

Литература:

  1. Инновационные технологии творческого развития воспитанников ДОО: Методические рекомендации//Авт.- сост. Зимина Ю. Н. — Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. — 38 с.
  2. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. / Н. В. Матяш. — 3. — 2014: Академия, 2014. — 160 c. — Текст: непосредственный.
  3. Яковлева, Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е. Л. Яковлева. — Текст: непосредственный // Вопросы психологии. — 1996.. — № 3. — С. 28.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, творческий потенциал обучающихся, ребенок, творческая деятельность, педагог, педагогическое мастерство, детский дизайн, проектная технология, профессиональная деятельность, творческий подход.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся,...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Поддержка развития творческих способностей детей в условиях инновационной деятельности в дошкольном образовании

Отражение инновационного опыта дошкольного образовательного учреждения в поиске эффективных способов формирования и развития творческих способностей в системе дошкольного образования.

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Педагогическое мастерство учителя как составляющая здоровьесберегающих образовательных технологий

Статья посвящена вопросу об использовании здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе современной школы, как обязательном условии его организации. Показано, что педагогическое мастерство учителя является ключевой составля...

Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки будущих учителей к развитию творческой активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Описываются полученные экспериментальные данные по определению творческих и креативных способностей студентов.

Комфортная профессиональная среда как фактор мотивации педагога к инновационной деятельности

Статья посвящена вопросу влияния комфортной профессиональной среды на совершенствование личности педагога и его инновационную активность.

Дидактическое проектирование как условие успешной профессиональной деятельности педагога

Совершенствование качества обучения в образовательных учреждениях напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Возможность использования их творческого потенциала выражается в подготовке и внедрении ими в образовательный процесс разнообразных дид...

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся,...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Поддержка развития творческих способностей детей в условиях инновационной деятельности в дошкольном образовании

Отражение инновационного опыта дошкольного образовательного учреждения в поиске эффективных способов формирования и развития творческих способностей в системе дошкольного образования.

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Педагогическое мастерство учителя как составляющая здоровьесберегающих образовательных технологий

Статья посвящена вопросу об использовании здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе современной школы, как обязательном условии его организации. Показано, что педагогическое мастерство учителя является ключевой составля...

Условия обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки будущих учителей к развитию творческой активности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Описываются полученные экспериментальные данные по определению творческих и креативных способностей студентов.

Комфортная профессиональная среда как фактор мотивации педагога к инновационной деятельности

Статья посвящена вопросу влияния комфортной профессиональной среды на совершенствование личности педагога и его инновационную активность.

Дидактическое проектирование как условие успешной профессиональной деятельности педагога

Совершенствование качества обучения в образовательных учреждениях напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Возможность использования их творческого потенциала выражается в подготовке и внедрении ими в образовательный процесс разнообразных дид...

Задать вопрос