В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влияние на развитие творческого потенциала обучающихся.
Ключевые слова: дополнительное образование, педагогическое мастерство, педагог дополнительного образования, творческий педагог, художественно-творческая деятельность, творческий потенциал обучающихся.
На современном этапе развития общества возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к решению различных вопросов, находить нестандартные способы достижения целей, нетрадиционно и качественно решать различные проблемные ситуации. Именно творческие, креативные люди вносят наибольший вклад в экономический рост страны, генерируют новые знания и технологии, способны решать сложные задачи и приводить к положительным изменениям в обществе.
Поэтому современное образование сегодня делает существенный вклад в развитие творческих способностей обучающихся, учитывая их интересы и склонности к творческой деятельности. Разумеется, далеко не все дети могут стать творческими личностями, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе можно воспитать в каждом из них.
Бесспорно, существенную роль в развитии творческого потенциала обучающихся играет педагог. Именно ему принадлежит миссия выявить задатки своих учеников, помочь им найти себя в этом мире, раскрыть их способности и таланты. Всё это требует от педагога знаний, навыков и педагогического мастерства.
Существует распространенное мнение, что каждый педагог должен учить и воспитывать детей только через призму того, чем он сам увлечен. Плутарх говорил: «Ребенок — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».
С этим утверждением трудно не согласиться, ведь только творчески настроенный педагог способен воспитать творческих учеников.
Важная роль в формировании творческой личности всегда принадлежала педагогам дополнительного образования. Поскольку и сама система дополнительного образования, при определенных педагогических условиях, оказывает заметное влияние на процесс творческого развития личности ребенка, и педагог дополнительного образования владеет широким спектром возможностей для эффективного развития творческого потенциала обучающихся. Для педагогов дополнительного образования — это основная задача.
Важно отметить, что развитие творческого потенциала требует постоянного совершенствования со стороны педагога. Он должен быть готов к постоянному обучению, изучению новых методов и подходов, а также к саморазвитию. Он должен вдохновлять и мотивировать детей на творческую деятельность, понимать и поддерживать их индивидуальные потребности и интересы. В контексте дополнительного образования, это может означать использование интерактивных форм обучения, внедрение игровых методик, использование мультимедийных технологий и других нестандартных подходов.
Такое творчество педагога дополнительного образования будет способствовать не только усвоению новых знаний и умений, но и развитию мотивации к выбранной детьми творческой деятельности, формированию гибкого мышления, навыков самостоятельной работы и многих других компетенций, которые необходимы в современном мире.
Этого подхода я придерживаюсь в своей профессиональной деятельности в качестве педагога дополнительного образования и руководителя детского объединения «Волшебное рукоделие».
В объединении обучающиеся осваивают различные виды декоративно-прикладного и изобразительного творчества. Предлагаемый мной широкий спектр различных техник позволяет обучающимся выбрать то направление, которое им ближе всего, и выполнять творческие работы в данном направлении.
Кроме того, для достижения поставленных целей в своей работе использую различные технологии творческого развития обучающихся.
Апробация данных технологий позволила выделить наиболее эффективные из них: технологию детского дизайна, проектную технологию, игровые технологии, технологию развития изобразительной и художественно — творческой деятельности.
Технология детского дизайна. Дизайн (ит. disegno — замысел, намерение, модель, шаблон, композиция) — это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов. 1
Данная технология включает в себя деятельность обучающихся по созданию сувениров, декоративных украшений для дома, подарков и т. д. Главная задача, которую я здесь ставлю — развитие художественных способностей и креативного мышления детей в процессе детской дизайнерской деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей среде.
В рамках данной деятельности обучающимися объединения «Волшебное рукоделие» были реализованы различные творческие проекты, включая проект «Узоры и орнаменты на посуде», в котором дети украшали разнообразные предметы посуды, используя различные техники декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. В рамках проекта «Мастерская Деда Мороза» изготавливали предметы для декорирования интерьера к новогодним и рождественским праздникам: ёлочные игрушки, гирлянды, декоративные композиции, упаковку для подарков и т. д. Участвуя в проекте «Эко Дизайн», обучающиеся познакомились с принципами эко дизайна, используемыми технологиями и материалами, изготовили декоративные предметы для интерьера.
Проектная технология является еще одним эффективным способом развития креативности обучающихся. Творческие проекты способствуют развитию художественного восприятия и творческого потенциала обучающихся, а также создают гармоничную взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
Как руководитель объединения «Волшебное рукоделие», реализовала с детьми несколько творческих проектов: «Живой урок в музее», «Ярмарка мастеров» (совместно с детской библиотекой), «Рукотворцы» (совместно с обучающимися объединения «Волшебный занавес») и т. д.
Технология развития изобразительной и художественно-творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности направлена на развитие эмоциональной отзывчивости, эстетической восприимчивости, обеспечение условий развития изобразительной и художественно-творческой деятельности обучающихся и формирования их потребности в творческой активности. Данная технология способствует создать условия для развития личности каждого обучающегося и его творческого самовыражения.1
В рамках данной деятельности использую такие техники как граттаж, ниткография, декупаж, кляксография, набрызг, трафаретная живопись, штамповое рисование и т.д.
Игровые педагогические технологии в первую очередь направлены на личностно ориентированное взаимодействие с обучающимися и включают достаточно обширную группу используемых мной методов и приемов организации педагогического процесса. Игровые технологии позволяют ребятам совместно творить, общаться, проявлять фантазию и творчество в процессе игры.
Я считаю, что в творческом развитии ребенка важную роль должны играть не только творческие педагоги, но и родители. Поэтому я провожу мастер-классы, праздники, конкурсные программы, выставки, творческие встречи, чтобы организовать совместную деятельность родителей и детей.
Исследования показывают, что совместное творчество детей и родителей способствует установлению доверительных отношений и благоприятно влияет на развитие детей, участвующих в этом процессе. Кроме того, такой подход учит ребенка сотрудничать и работать в команде. Родители часто используют работы своих детей для декорирования дома или организации семейных праздников.
Таким образом, творческий подход к своей профессиональной деятельности, использование в работе разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяет мне не только раскрывать свой творческий потенциал, повышать педагогическое мастерство, но и добиваться достижения высоких творческих результатов обучающихся.
Литература:
- Инновационные технологии творческого развития воспитанников ДОО: Методические рекомендации//Авт.- сост. Зимина Ю. Н. — Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. — 38 с.
- Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. / Н. В. Матяш. — 3. — 2014: Академия, 2014. — 160 c. — Текст: непосредственный.
- Яковлева, Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е. Л. Яковлева. — Текст: непосредственный // Вопросы психологии. — 1996.. — № 3. — С. 28.