В статье рассматривается влияние лидерских качеств геймеров на эффективность командного взаимодействия путём проведения регрессионного анализа показателей используемых методик.
Ключевые слова: командное взаимодействие, лидерские качества.
Возрастающая популярность киберспорта послужила причиной для формирования вопроса о том, каким образом проходят соревновательные матчи на непрофессиональном уровне, где команды формируются преимущественно методом случайного подбора, а среди воздействующих факторов зачастую отсутствует условие с наличием предварительной подготовки команды.
В связи с рассмотрением упомянутого выше вопроса была сформирована гипотеза: лидерские качества геймеров положительно сказываются на эффективности командного взаимодействия, при условии оценки её путём изучения процента побед в матчах.
С целью подробного изучения специфики командного взаимодействия в соревновательных компьютерных играх нами было проведено эмпирическое исследование, рассматривающее влияние коммуникативных и организаторских склонностей, лидерских качеств и психологического типа личности на процент побед людей, увлекающихся соревновательными компьютерными играми.
Для исследования упомянутых ранее свойств личности нами были использованы следующие методики: тест Е. Жарикова и Е. Крушельницкого «Диагностика лидерских способностей», КОС-1, тест Кейрси.
Всего в исследовании приняли участие 71 человек.
Для проверки сформированной гипотезы и подробного изучения данных, полученных в ходе проведения эмпирического исследования, было принято решение провести множественный регрессионный анализ данных, результаты анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Множественный регрессионный анализ влияния показателей выраженности лидерских качеств, коммуникативных и организаторских склонностей на процент побед
Модель «Процент побед» |
||||||
Модель |
Нестандартизованные коэффициенты |
Стандартизованные коэффициенты |
t |
p |
||
β |
Стандартная ошибка |
β |
||||
1 |
(Константа) |
0,538 |
0,722 |
0,744 |
0,459 |
|
Коммуникативные склонности |
0,025 |
0,041 |
0,087 |
0,616 |
0,540 |
|
Организаторские склонности |
0,041 |
0,047 |
0,114 |
0,869 |
0,388 |
|
Выраженность лидерских качеств |
0,061 |
0,030 |
0,275 |
2,015 |
0,048 |
|
a. Зависимая переменная: Процент побед |
||||||
Переменная «Процент побед» была отнесена к зависимой переменной, а показатели выраженности лидерских качеств, коммуникативных и организаторских склонностей к независимым переменным, то есть определяющими процент побед игрока. В результате регрессионного анализа была получена 1 регрессионная модель.
При анализе регрессионной модели «Процент побед» удалось обнаружить положительный β-коэффициент по показателю «Выраженность лидерских качеств» (β=0,275; при p≤0,05), это означает, что более высокая степень проявления лидерских качеств может благоприятно сказаться на эффективности командного взаимодействия, однако, важным будет отметить и то, что критически высокие значения по данному показателю, отражающие склонность к своего рода диктатуре, могут создать противоположный эффект, в случае, если командный коллектив не будет достаточно подготовлен для взаимодействия с авторитарным стилем управления, что дополнительно подчёркивает важность точного планирования проведения адаптационного периода в формировании команды, но стоит и выделить, что качественное построение плана развития коллектива в рассматриваемой сфере компьютерных игр применимо скорее к уровню киберспорта, нежели к случайному подбору, изучаемому в данном исследовании.
Уместно будет подробнее остановится на анализе показателя «Выраженность лидерских качеств». Для подробного его изучения и выявления переменных, способных на него повлиять был проведён множественный регрессионный анализ данных, результаты которого представлены в таблице 2.
Таблица 2
Множественный регрессионный анализ влияния показателей психологического типа личности, коммуникативных и организаторских склонностей на выраженность лидерских качеств
Модель «Выраженность лидерских качеств» |
||||||
Модель |
Нестандартизованные коэффициенты |
Стандартизованные коэффициенты |
t |
p |
||
β |
Стандартная ошибка |
β |
||||
1 |
(Константа) |
1,654 |
0,381 |
4,338 |
0,000 |
|
I |
-0,068 |
0,030 |
-0,277 |
-2,260 |
0,027 |
|
N |
-0,014 |
0,023 |
-0,084 |
-0,589 |
0,558 |
|
F |
-0,029 |
0,023 |
-0,187 |
-1,244 |
0,218 |
|
P |
-0,004 |
0,019 |
-0,026 |
-0,217 |
0,829 |
|
Коммуникативные склонности |
0,020 |
0,020 |
0,134 |
0,997 |
0,322 |
|
Организаторские склонности |
0,042 |
0,024 |
0,223 |
1,740 |
0,087 |
|
a. Зависимая переменная: Уровень выраженности лидерских качеств |
||||||
Переменная «Уровень выраженности лидерских качеств» была отнесена к зависимой переменной, а показатели психологического типа, коммуникативных и организаторских склонностей к независимым переменным, то есть определяющим рассматриваемое свойство личности. В результате регрессионного анализа была получена 1 регрессионная модель.
При анализе показателя «I» (β=-0,277; при p≤0,05) нами был получен отрицательный β-коэффициент на достоверном уровне значимости, следовательно, более высокая степень развитости интроверсии игрока может неблагоприятно сказаться на уровне выраженности его лидерских качеств, анализ показателя «Организаторские склонности» (β=0,223; при p≤0,1) позволил выявить положительный β-коэффициент на уровне статистической тенденции, основываясь на этом, мы можем сделать вывод о том, что при определенных условиях и воздействии дополнительных факторов существует определенная вероятность того, что организаторские склонности окажут влияние на проявление лидерских качеств.
Подводя итог проведённого исследования, можно сделать вывод о том, что гипотеза, предполагающая влияние лидерских качеств на процент побед, как результат эффективного взаимодействия команды в компьютерных играх находит своё подтверждение.
Литература:
- Мансурова, К. Д. Развитие киберспорта в России / К. Д. Мансурова, Н. А. Красулина, А. П. Смирнова // Вестник молодого ученого УГНТУ. — 2022. — № 2(18). — С. 81–84.