Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию детей с ТМНР. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанники данной нозологической группы, в пределах когнитивного развития, обучаемы, хотя могут овладеть элементарными навыками в минимальной степени, и зависимы от взрослого. Вся работа с этим контингентом строится на постоянной помощи, поддержке со стороны педагога, а также требует ухода и сопровождения.
Ключевые слова: социальные коммуникации, группы долговременного ухода, воспитанники, развивающий уход, коррекционно-развивающая среда, тактильный контакт.
Педагоги, работающие с детьми с ТМНР, понимают, что никакое обучение, даже самым простейшим навыкам, невозможно без установления контакта с ребенком, без вовлечения его в процесс взаимодействия. Таким образом, навык взаимодействия лежит в основе навыков всех остальных функциональных сфер. Все социальные способности так же базируются на взаимодействии и социальных коммуникациях. Начинающим педагогам знакома картина, когда ребенок смотрит в сторону и не реагирует на взрослого, как бы он не выплясывал перед ним. Все планы и учебные конспекты, подготовленные ранее, сразу теряют свою значимость и смысл. Какое уж тут занятие, когда тебя попросту не замечают. Одним педагогам удается быстрее вовлечь ребенка в процесс взаимодействия, у других может и вовсе не получиться, особенно, если речь идет о группах долговременного ухода в специализированных реабилитационных центрах. Есть категория педагогов, которая приходит и живет вместе с этими детьми, вливаясь в их жизнь, не разделяя себя и воспитанника, как мы живем дома, со своими собственными детьми. Забывая, что находятся на работе, они полностью погружаются в интересы воспитанников, искренне желая понять и помочь. Они оказываются успешнее, так как им удается быстрее построить доверительные отношения с воспитанником. Ребенок, как дома, чувствует себя в безопасности, быстрее начинает испытывать положительные эмоции от присутствия взрослого и идет на контакт.
До появления понятия «развивающий уход» и реализации инновационных проектов в этой области, дети с ТМНР считались необучаемыми. Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию этой категории детей. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанники данной нозологической группы, в пределах когнитивного развития, обучаемы, хотя могут овладеть элементарными навыками в минимальной степени, и зависимы от взрослого. Вся работа с этим контингентом строится на постоянной помощи, поддержке со стороны педагога, а также требует ухода и сопровождения. Ежедневная кропотливая работа специалистов показала, что это дети с нераскрытым до конца потенциалом развития, а использование жизненно значимых, учебно-тренировочных ситуаций позволяет формировать желание общаться.
Вот некоторые из основных направлений работы по развитию навыков взаимодействия детей с ТМНР:
Развитие способности познавать себя. Что включает: установление телесного, зрительного и речевого контакта, умение справляться с собственным психофизическим напряжением. На первоначальном этапе работы можно использовать следующие упражнения для установления зрительного и телесного контакта: «Щекотки», «Прятки с платком», различные игровые приемы с игрушками, музыкальными инструментами.
Наверняка всем знакомо упражнение «Передвижной заборчик» для самостоятельно передвигающихся детей. Игра эффективна в работе с детьми с аутизмом. Эту же игру можно адаптировать для детей, передвигающихся на колясках. В этом случае один взрослый передвигает коляску по комнате, а другой изображает заборчик.
– Следующее направление — развитие умения концентрировать внимание на окружающих при обращениях. Для этого можно использовать следующие приемы: комментировать происходящее в текущий момент; применять тактильный контакт; давать ребенку время ответить на обращение; изменять тон голоса; показывать радость от общения с ребенком эмоциями.
Развитие умения воспринимать речь. Умение необходимо для понимания других людей и установления с ними контакта.
Важнейшую роль на занятиях по развитию общения играет развитие умения подражать или копировать. Подражание — особый вид поочередного совершения действий.
Упражнение «Соберем пирамидку».
Задание: сохранять ожидательный период минимум в течение 3 секунд и получать радость во время простой контактной игры.
Ребенок и педагог садятся за стол напротив друг друга. На столе пирамидка, которую нужно разобрать и собрать. Поочередно снимают кольцо педагог и воспитанник (при необходимости сопряженно), помощник сдерживает воспитанника при попытке совершения внеочередного действия. После того, как пирамидка разобрана, предлагается ее собрать в такой же последовательности (при условии, что ребенок не устал и проявляет интерес к происходящему). Действия сопровождаются фразами: «Сережа надевает колечко, я (имя педагога) жду», «Я надеваю колечко, Сережа ждет», «Сережа молодец».
Несмотря на ограниченный диапазон жестов и слов, имеющихся у ребенка с ТМНР, его можно обучить пользоваться определенными умениями для выражения социальных, эмоциональных и физических потребностей: умение требовать; умение просить о помощи; умение отказываться; умение здороваться и прощаться; умение делиться информацией.
Эффективна в работе по формированию навыков взаимодействия программа Floortim (букв. — время, проведенное на полу) — это когда мы вместе с ребенком сидим или лежим на полу и проводим занятие. Это особая философия двусторонней коммуникации, которая пронизывает все виды занятий с ребенком. Программа включает в себя два принципа одного развивающего процесса. Первый принцип — это принцип следования за ребенком. Второй заключается в том, чтобы, входя в мир ребенка и разделяя его мир, вовлекать его в совместное со взрослым пространство, поднимать его на следующий уровень развития, пример тому — история Сергея С.
Сергей очень любил пластмассовый конструктор. Перекладывал его из одного контейнера в другой. Он никого не замечал, ни на кого не смотрел, а если ему подкладывали какой-то другой предмет под руку, выбрасывал подальше. Сергей не шел на контакт со взрослым, да и с детьми тоже не контактировал. Что только не делали воспитатели, чтобы привлечь внимание Сергея: пели, шумели музыкальными инструментами, садились в поле зрения Сережи с игрушкой, после чего мальчик сразу начинал громко кричать. Если его гладили или обнимали, он просто отворачивался, пытаясь освободиться. Но однажды, сидя на полу рядом с качающимся Сергеем воспитатель поставила неваляшку в поле зрения Сергея. Яркого, красного цвета. Сергей хотел оттолкнуть игрушку, но она качнулась, издав мелодичный звук, и встала на место. Так несколько раз. На 5 раз Сергей подполз ближе, взял неваляшку и отбросил её. В следующий раз воспитатель подбросила неваляшку в поле зрения Сергея так, что он был вынужден опять ползти к ней. Сергей оттолкнул игрушку. В этот раз он задержал взгляд на игрушке чуть дольше обычного. Затем были разные игрушки, все заметили, что Сергей с интересом стал смотреть на музыкального мишку, который пел разные песенки. И вот однажды он достал игрушку, но не отбросил ее как обычно, а сел на пол и стал с ней играть. Сергей оттягивал лапы, прокручивал их, нажимал на кнопочки. Когда он привык к мишке и уже искал его глазами на полу, или на полке, игрушка оказалась на столе, так Сергей впервые оказался за столом и играл с игрушкой довольно длительное время, хотя до этого случая, он не проводил за столом и двух минут. Он меньше стал держать пальцы во рту, так как в манипуляциях с игрушками были задействованы обе руки, у него уменьшилась саливация. Диапазон интересов Сергея постепенно увеличивался, как и пространство, в котором он чувствовал себя комфортно.
Конечно, достижение положительных результатов требует терпения и порой довольно длительного времени, но эти результаты всегда радостное событие для всего социального окружения ребенка. Каждая новая, пусть даже маленькая ступенька, на которую поднимается ребенок, строится целой командой педагогов и родителей, благодаря их сплоченности, целеустремленности и огромной любви.
Таким образом, можно сделать вывод, что, работая с детьми с ТМНР системно, терпеливо и последовательно, педагоги и родители совместными усилиями могут обучить их эффективным способам общения и взаимодействия, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.
Литература:
- А. В. Рязанова Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями 2015г. Москва
- Светлана Морозова: Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Владос, 2010 г.
- Ветрова М. А., Ветров А. О. Дети с тяжелыми множественными нарушениями обзор зарубежной литературы. Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), г. Москва, Российская Федерация 2022.
- Стенли Гринспен, Сирена Уидер: На ты с аутизмом. Москва Теревинф, 2016 г.
- Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0–6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH. Минск: Издательство БелАПДИ «Открытые двери», 1997.