В статье автор рассматривает изменения в текущей образовательной системе и изучает вопрос модернизации системы повышения квалификации работников образования.
Ключевые слова: система образования, преподаватель, профессиональная компетенция, повышение квалификации.
Многочисленные изменения в социально-технологических аспектах жизни человека привели к необходимости реформации всей системы образования. Образование как важнейший элемент социализации индивида сегодня все в большей степени реформируется в связи с происходящими структурными изменениями в обществе, осуществляющимися под влиянием новых информационных технологий. Меняется вся парадигма образования, которая теперь основывается на принципах доступности, открытости и непрерывности.
Необходимость использования данных принципов определяется, прежде всего, в связи с изменениями, связанными со сроками старения информации, которые составляют сегодня от трех до пяти лет. Это обусловлено тем, что научно-технический прогресс не стоит на месте, а исходя из тенденции последних лет развивается галопирующими темпами, что влечет за собой создание и внедрение новых технологий. Из-за этого постоянно появляются новые практики, материалы и самое главное информация. Таким образом, ранее полученные знания в рамках устоявшегося традиционного образования очень быстро устаревают. Поэтому необходимо проводить постоянное обновление знаний специалистов в их профессиональной области, т. е. должно проводиться дополнительное профессиональное обучение (ДПО). Этот вид обучения и образования постепенно начинает занимать в информационном обществе лидирующие позиции. [1]
Организации, реализующие ДПО уже смогли показать эффективное использование дистанционного образования, которое значительно расширяет возможности и круг предоставляемых обучающимся образовательных услуг посредством использования системы гибкого непрерывного образования, гибких графиков проведения занятий в синхронном и асинхронном режимах. Основной особенностью гибких режимов обучения является то, что они не так жестко регламентируют временные и пространственные рамки проведения занятий и общения между педагогами и обучающимися. Неслучайно в деловых кругах столь живуч девиз: «Существовать — значит изменяться, существовать долго — значит изменяться часто». [1]
Очевидно, что реализация указанных выше принципов возможна только в том случае, если традиционное обучение будет дополнено дистанционным, основанным на современных виртуальных коммуникациях. В настоящее время разработаны и успешно используются различные системы дистанционного обучения (кейсовая, сетевая, телекоммуникационная и их варианты). Сегодня в мире насчитываются уже сотни миллионов человек, получающих образование и повышающих свою квалификацию с использованием дистанционных технологий.
Ключевая фигура в системе образования — педагог. Современные образовательные стандарты во многом сконцентрированы именно на педагоге, его личных и деловых качествах. Это не случайно, ведь успешность постижения знаний учениками напрямую зависит от личности учителя, уровня его творческого потенциала и наиболее важной составляющей — профессиональной компетентности. [2]
Профессиональная компетентность педагога — это способность решать профессиональные задачи с помощью собственного опыта, знаний и практических навыков. Ему необходимо осознавать свои профессиональные возможности, уметь подбирать методики и создавать условия для развития способностей каждого ученика, его личности, интеллекта и склонности к творчеству.
Современный педагог должен уметь приспосабливаться к стремительно меняющейся действительности. Этому способствует развитие уровня профессиональной компетентности — он должен развивать свою творческую индивидуальность, быть восприимчивым к педагогическим инновациям, уметь адаптироваться в меняющейся педагогической среде. [2] На основании требований, которые предъявляются педагогу, он может развивать свою профессиональную компетентность разными способами:
— повышать свою квалификацию в соответствии с имеющейся системой;
— проходить регулярные аттестации на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;
— заниматься самообразованием;
— участвовать в педсоветах, семинарах, конференциях, в том числе теоретических и научно-практических, мастер-классах, учительских съездах и других видах профессиональных активностей;
— совершенствовать свое владение образовательными технологиями, методическими и педагогическими приемами;
— расширять свои умения в области информационно-коммуникационных технологий;
— принимать участие в конкурсах и исследованиях;
— распространять собственный педагогический опыт, обучать коллег, создавать публикации.
Уже сейчас такие современные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке педагога, заявлены в национальном проекте «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 16 от 24 декабря 2018 г.) где отмечается, что основной задачей в реализации федерального проекта «Учитель будущего» является «внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций». Это, в свою очередь, предполагает, что и сам педагог должен заниматься самообразованием, а государство будет создавать необходимые условия для обеспечения непрерывного и планомерного повышения профессионального мастерства и квалификации работников системы образования.
К сожалению сейчас региональные институты развития образования, институты повышения квалификации и переподготовки работников образования и управленческих кадров и другие организации, которые должны обеспечивать повышение квалификации на необходимом государству уровне, не всегда обеспечивают такой всесторонний подход и не в состоянии мотивировать к профессиональному развитию педагогов, из-за того что содержание курсов повышения квалификации можно назвать устаревшим и не актуальным в современных реалиях, а также в системе профессионального развития работников образования и управленческих кадров не разрабатываются программы обучения так скажем «на опережение», которые учитывали бы современные тенденции и пытались бы предугадать изменения в системе образования.
Создание системы научно-методического сопровождения должно осуществляться посредством сбора ресурсов всех уровней в одну общую «копилку», что будет способствовать дальнейшему развитию, и тиражированию актуальных ресурсов и эффективных педагогических практик. [3]
На основании всего вышеизложенного можно отметить, что в условиях изменений, происходящих в социально-технологических аспектах жизни человека, а также преобразованиях в действующей системе образования необходима модернизация существующей системы повышения квалификации с учетом актуальных принципов педагогической деятельности. В качестве направлений решения данной проблемы предлагается разрабатывать принципиально новые информационные и методологические ресурсы, которые будут формироваться исходя из общего банка практик и методик, представленных самими преподавателями, а также создать новый организационный механизм, реализующий непрерывные форматы повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, путем сочетания традиционного очного образовательного процесса и дистанционных технологий.
Литература:
- Информатика для гуманитариев: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Г. Е. Кедровой. — М.: Издательство Юрайт, 2016. Серия: Бакалавр. Академический курс. — С. 51–55.
- Гулецкая, Е. А. Навыки человека ХХІ века в школьном образовании / Е. А. Гулецкая // журнал Пачатковая школа. — 2020. — № 4. — С. 23–29.
- Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-76 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников» (вместе с «Концепцией создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»). — [Интернет источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401683/].