Статья посвящена особенностям логопедической работы по формированию у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи функционального базиса чтения. В ней рассмотрены механизмы, лежащие в основе процесса чтения, условия формирования функционального базиса чтения, причины трудностей освоения этого процесса у детей с общим недоразвитием речи, особенности протекания этого процесса у детей с разной степенью указанного речевого нарушения. Проанализированы условия коррекционно-развивающей работы по формированию функционального базиса речи, рассмотрены методические рекомендации специалистов в области логопедии по организации данной работы.
Ключевые слова: логопедическая работа, общее недоразвитие речи, функциональный базис чтения, механизмы процесса чтения, звукобуквенный и лексико-грамматический анализ и синтез, сукцессивные процессы, вербальный и невербальный компоненты функционального базиса чтения.
В основе процесса чтения, согласно исследованиям Б. Г. Ананьева, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». Ученый указывает, что по своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, но при этом оно не может рассматриваться вне связи, вне единства письменной и устной речи [1].
А. Н. Корнев указывает, что согласно статистике, около 60 % детей приходят в школу с нарушениями устной речи, приводящими к замедлению процесса чтения [2].
Понятие «функциональный базис чтения» используется специалистами при определении уровня готовности ребенка к школьному обучению. В его структуру входят не только собственно языковые компоненты речи [3].
Р. И. Лалаева, выделяют следующие условия формирования функциональной основы чтения, которые способствуют более успешному и устойчивому овладению данным навыком:
— сформированность вокализирующей стороны речи;
— сформированность звукопроизношения;
— развитые фонематическое восприятие (умение дифференцировать и разделять фонемы) и фонематический анализ (умение выделять звуки из речевого потока);
— способность к звукобуквенному и лексико-грамматическому анализу и синтезу (способность ребенка определять сходство и различие букв, запоминать визуальный образ буквы)
— сформированность пространственно-временных представлений;
— развитая познавательная сфера (обладание ребенком развернутых представлений об окружающем мире);
— способность ребёнка к концентрации, распределению и переключению внимания [4].
А. Н. Корнев считает необходимым включать в структуру работы по развитию «функционального базиса чтения» не только формирование реальных языковых компонентов речи, но и работу по развитию пространственных представлений, зрительного восприятия и зрительной памяти, слухового восприятия, фонематических процессов, мелкой моторики и графомоторных навыков, зрительной и моторной координации, произвольного внимания [2].
В. К. Воробьева, Л. Р. Давидович, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, С. Н. Шаховская указывают, что устойчивые трудности при обучении чтению дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлены недостаточной сформированностью фонетических, семантических и грамматических компонентов языковой системы, нарушением коммуникативной способности в целом, снижением мотивации к письменной и устной речи, трудностями реализации языковых средств [5].
Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина отмечают, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР недостаточно подготовлены к необходимым для чтения операциям, у них недостаточно сформированы механизмы внимания, восприятия, памяти.
А. Р. Лурия указывает, что «возникающие трудности обусловлены также сложностью психофизиологической структуры процесса чтения, необходимостью взаимодействия слухозрительного, речедвигательного и других анализаторов» [6].
При первом и втором уровнях общего недоразвития речи дети оказываются не в состоянии овладеть чтением и письмом в условиях общеобразовательной школы. Дети с третьим уровнем ОНР могут в первом классе овладеть элементарными навыками чтения и письма, но делают большое количество специфических ошибок, которые обусловлены нарушениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя [4].
Таким образом, детям с ОНР необходима целенаправленная систематическая работа по формированию функционального базиса чтения, которая строится с учетом следующих условий:
— комплексности мероприятий;
— взаимодействии всех специалистов дошкольной образовательной организации;
— включении родителей в коррекционную работу [2].
Существуют разные методики формирования функционального базиса чтения у старших дошкольников с ОНР. Рассмотрим одну из наиболее доступных, разработанную Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной. Её целью является формирование у детей необходимой базы готовности к обучению чтению и письму. На начальном этапе она предусматривает коррекцию звукопроизношения нарушенных звуков и уточнение артикуляции имеющихся. Параллельно идет работа по развитию фонематического восприятия и слуховой памяти. Одновременно осуществляется процесс развития артикуляционных навыков и фонематического восприятия и работа по развитию анализа и синтеза звукового состава речи. Уточняется, что использование упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения будут способствовать более успешному овладению звуками речи, так как помогут нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты [7].
Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются устойчивые трудности при обучении чтению, поэтому необходимо уже с детьми старшего дошкольного возраста проводить коррекционно-развивающую работу по формированию функционального базиса чтения, обязательным условием которой будет комплексность и взаимодействие всех специалистов дошкольной организации, а также включение родителей в коррекционную работу. В ходе логопедической коррекции параллельно организуется работа по развитию звукопроизношения, анализа и синтеза звукового состава речи фонематических процессов, слуховой и зрительной памяти, внимания, восприятия и познавательной сферы. Только при соблюдении данных условий будет обеспечена эффективность логопедического воздействия и подготовлена база для освоения детьми с ОНР чтения, что обусловит успешность дальнейшего школьного обучения.
Литература:
- Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев. — М.: Просвещение, 2000. — 223с.
- Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. — СПб., 2003. — 83с.
- Зубкова Е. Г. Формирование функционального базиса чтения у старших дошкольников с системными нарушениями речи / Е. Г. Зубкова// Ребенок — дошкольник в современном образовательном пространстве. — 2022. — № 3. — С. 30–33.
- Лалаева Р. И. Нарушения чтения / Р. И. Лалаева. — СПб,1998. — 116с.
- Левина Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. — М.: Просвещение, 2009. — 159 с.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. — М.: Академия, 2003. — 433 с.
- Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М.: Издательство «Альфа», 1993.– 123 с.
- Шруб М. В. Особенности формирования функционального базиса навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / М. В. Шруб, Л. Б. Лифенко // Международный научный журнал «Вестник науки». — 2022. — № 11 (56). — Т. 2. С. 102–106.