Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 17.12.2023

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Казанцева, А. А. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А. А. Казанцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 152-153. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109279/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена особенностям логопедической работы по формированию у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи функционального базиса чтения. В ней рассмотрены механизмы, лежащие в основе процесса чтения, условия формирования функционального базиса чтения, причины трудностей освоения этого процесса у детей с общим недоразвитием речи, особенности протекания этого процесса у детей с разной степенью указанного речевого нарушения. Проанализированы условия коррекционно-развивающей работы по формированию функционального базиса речи, рассмотрены методические рекомендации специалистов в области логопедии по организации данной работы.

Ключевые слова: логопедическая работа, общее недоразвитие речи, функциональный базис чтения, механизмы процесса чтения, звукобуквенный и лексико-грамматический анализ и синтез, сукцессивные процессы, вербальный и невербальный компоненты функционального базиса чтения.

В основе процесса чтения, согласно исследованиям Б. Г. Ананьева, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». Ученый указывает, что по своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, но при этом оно не может рассматриваться вне связи, вне единства письменной и устной речи [1].

А. Н. Корнев указывает, что согласно статистике, около 60 % детей приходят в школу с нарушениями устной речи, приводящими к замедлению процесса чтения [2].

Понятие «функциональный базис чтения» используется специалистами при определении уровня готовности ребенка к школьному обучению. В его структуру входят не только собственно языковые компоненты речи [3].

Р. И. Лалаева, выделяют следующие условия формирования функциональной основы чтения, которые способствуют более успешному и устойчивому овладению данным навыком:

— сформированность вокализирующей стороны речи;

— сформированность звукопроизношения;

— развитые фонематическое восприятие (умение дифференцировать и разделять фонемы) и фонематический анализ (умение выделять звуки из речевого потока);

— способность к звукобуквенному и лексико-грамматическому анализу и синтезу (способность ребенка определять сходство и различие букв, запоминать визуальный образ буквы)

— сформированность пространственно-временных представлений;

— развитая познавательная сфера (обладание ребенком развернутых представлений об окружающем мире);

— способность ребёнка к концентрации, распределению и переключению внимания [4].

А. Н. Корнев считает необходимым включать в структуру работы по развитию «функционального базиса чтения» не только формирование реальных языковых компонентов речи, но и работу по развитию пространственных представлений, зрительного восприятия и зрительной памяти, слухового восприятия, фонематических процессов, мелкой моторики и графомоторных навыков, зрительной и моторной координации, произвольного внимания [2].

В. К. Воробьева, Л. Р. Давидович, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, С. Н. Шаховская указывают, что устойчивые трудности при обучении чтению дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлены недостаточной сформированностью фонетических, семантических и грамматических компонентов языковой системы, нарушением коммуникативной способности в целом, снижением мотивации к письменной и устной речи, трудностями реализации языковых средств [5].

Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина отмечают, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР недостаточно подготовлены к необходимым для чтения операциям, у них недостаточно сформированы механизмы внимания, восприятия, памяти.

А. Р. Лурия указывает, что «возникающие трудности обусловлены также сложностью психофизиологической структуры процесса чтения, необходимостью взаимодействия слухозрительного, речедвигательного и других анализаторов» [6].

При первом и втором уровнях общего недоразвития речи дети оказываются не в состоянии овладеть чтением и письмом в условиях общеобразовательной школы. Дети с третьим уровнем ОНР могут в первом классе овладеть элементарными навыками чтения и письма, но делают большое количество специфических ошибок, которые обусловлены нарушениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя [4].

Таким образом, детям с ОНР необходима целенаправленная систематическая работа по формированию функционального базиса чтения, которая строится с учетом следующих условий:

— комплексности мероприятий;

— взаимодействии всех специалистов дошкольной образовательной организации;

— включении родителей в коррекционную работу [2].

Существуют разные методики формирования функционального базиса чтения у старших дошкольников с ОНР. Рассмотрим одну из наиболее доступных, разработанную Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной. Её целью является формирование у детей необходимой базы готовности к обучению чтению и письму. На начальном этапе она предусматривает коррекцию звукопроизношения нарушенных звуков и уточнение артикуляции имеющихся. Параллельно идет работа по развитию фонематического восприятия и слуховой памяти. Одновременно осуществляется процесс развития артикуляционных навыков и фонематического восприятия и работа по развитию анализа и синтеза звукового состава речи. Уточняется, что использование упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения будут способствовать более успешному овладению звуками речи, так как помогут нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты [7].

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются устойчивые трудности при обучении чтению, поэтому необходимо уже с детьми старшего дошкольного возраста проводить коррекционно-развивающую работу по формированию функционального базиса чтения, обязательным условием которой будет комплексность и взаимодействие всех специалистов дошкольной организации, а также включение родителей в коррекционную работу. В ходе логопедической коррекции параллельно организуется работа по развитию звукопроизношения, анализа и синтеза звукового состава речи фонематических процессов, слуховой и зрительной памяти, внимания, восприятия и познавательной сферы. Только при соблюдении данных условий будет обеспечена эффективность логопедического воздействия и подготовлена база для освоения детьми с ОНР чтения, что обусловит успешность дальнейшего школьного обучения.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев. — М.: Просвещение, 2000. — 223с.
  2. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. — СПб., 2003. — 83с.
  3. Зубкова Е. Г. Формирование функционального базиса чтения у старших дошкольников с системными нарушениями речи / Е. Г. Зубкова// Ребенок — дошкольник в современном образовательном пространстве. — 2022. — № 3. — С. 30–33.
  4. Лалаева Р. И. Нарушения чтения / Р. И. Лалаева. — СПб,1998. — 116с.
  5. Левина Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. — М.: Просвещение, 2009. — 159 с.
  6. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. — М.: Академия, 2003. — 433 с.
  7. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М.: Издательство «Альфа», 1993.– 123 с.
  8. Шруб М. В. Особенности формирования функционального базиса навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / М. В. Шруб, Л. Б. Лифенко // Международный научный журнал «Вестник науки». — 2022. — № 11 (56). — Т. 2. С. 102–106.
Основные термины (генерируются автоматически): функциональный базис чтения, общее недоразвитие речи, ребенок, устная речь, фонематическое восприятие, зрительная память, коррекционная работа, лексико-грамматический анализ, логопедическая работа, старший дошкольный возраст.


Ключевые слова

общее недоразвитие речи, логопедическая работа, функциональный базис чтения, механизмы процесса чтения, звукобуквенный и лексико-грамматический анализ и синтез, сукцессивные процессы, вербальный и невербальный компоненты функционального базиса чтения

Похожие статьи

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Оценка уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье описываются технологии оценки уровня сформированности пространственных представлений. Приводятся методические рекомендации по проведению скрининговой диагностики предрасположенности к возникновению нарушений письменной речи. Рассматривается ...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения

В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...

Психолого-педагогические условия изучения интонационной выразительности речи у старших дошкольников со стертой дизартрией

Данная статья направлена на повышение значимости диагностики интонационной выразительности речи у детей с речевой патологией. В этой статье мы рассмотрим понятие «интонация», как способ организации речевых высказываний. Основные просодические компоне...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционно-речевой и педагогической практике специалистами ДОУ

Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений включается многими педагогами в реабилитационную методику воспитания и обучения детей с различными аномалиями развития, особенно у детей с речевой патологией. Коррекц...

Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка)

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ, составление описательных р...

Коррекция моторной дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы

В данной статье рассматривается проблема моторных трудностей у младших школьников общеобразовательной школы с дисграфией. Трудности, которые связаны с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации,...

Особенности развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с стертой дизартрией

В статье раскрываются особенности развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Интонационная выразительность является одним из основных компонентов полноценного развития речи детей, подготовки их к ...

Похожие статьи

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Оценка уровня сформированности пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье описываются технологии оценки уровня сформированности пространственных представлений. Приводятся методические рекомендации по проведению скрининговой диагностики предрасположенности к возникновению нарушений письменной речи. Рассматривается ...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения

В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...

Психолого-педагогические условия изучения интонационной выразительности речи у старших дошкольников со стертой дизартрией

Данная статья направлена на повышение значимости диагностики интонационной выразительности речи у детей с речевой патологией. В этой статье мы рассмотрим понятие «интонация», как способ организации речевых высказываний. Основные просодические компоне...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционно-речевой и педагогической практике специалистами ДОУ

Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений включается многими педагогами в реабилитационную методику воспитания и обучения детей с различными аномалиями развития, особенно у детей с речевой патологией. Коррекц...

Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка)

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ, составление описательных р...

Коррекция моторной дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы

В данной статье рассматривается проблема моторных трудностей у младших школьников общеобразовательной школы с дисграфией. Трудности, которые связаны с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации,...

Особенности развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с стертой дизартрией

В статье раскрываются особенности развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Интонационная выразительность является одним из основных компонентов полноценного развития речи детей, подготовки их к ...

Задать вопрос