Особенности совладающего поведения у сотрудников правоохранительных органов с разным стажем профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 17.12.2023

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Зайцева, О. М. Особенности совладающего поведения у сотрудников правоохранительных органов с разным стажем профессиональной деятельности / О. М. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 437-439. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109292/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная статья посвящена исследованию особенностей совладающего поведения сотрудников правоохранительных органов с различным стажем профессиональной деятельности. Полученные экспериментальным путем данные могут быть использованы для организации профилактической и коррекционной работы с сотрудниками в целях оптимизации их служебной деятельности.

Ключевые слова: сотрудники правоохранительных органов, стаж профессиональной деятельности, совладающее поведение, копинг-стратегия, стратегия совладания.

Работа в правоохранительных органах во все времена и во всех странах мира относилась и относится к виду деятельности, связанной с высоким уровнем стрессовых нагрузок. При исследовании психологии сотрудников правоохранительных органов на сегодняшний день одним из самых актуальных направлений является изучение используемых сотрудниками стратегий совладающего поведения. Проведенными исследованиями были выявлены связи копинг-стратегий, используемых сотрудниками правоохранительных органов с профессиональной успешностью [6, с. 59], удовлетворенностью службой [3, с. 115], специализацией [4, с. 75], мотивацией, эмоциональным интеллектом и стажем службы [5, с. 31].

Нам наиболее интересным представляется исследование особенностей совладающего поведения сотрудников правоохранительных органов с различным стажем профессиональной деятельности. Стаж службы можно с уверенностью отнести к факторам, которые определяют качество выполнения сотрудником своих задач. С учетом профессионального опыта и приобретенных навыков выполнение служебных обязанностей становится более эффективным. Сотрудник приобретает возможность прогнозировать возникающие стрессовые ситуации и реагировать на них наиболее оптимальным способом.

Принимая во внимание результаты исследований В. А. Бодрова, который пришел к выводу, что «профессиональный опыт может влиять на систему оценки человеком стресса и стратегию его преодоления»[1, с. 114], можно предположить, что совладающее поведение у сотрудников правоохранительных органов с различным стажем профессиональной деятельности имеет определенные различия.

Целью нашего эксперимента было: изучить и проанализировать особенности совладающего поведения сотрудников правоохранительных органов с разным стажем профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: изучить восприимчивость к организационному стрессу сотрудников правоохранительных органов на различных этапах профессионализации; определить стиль преодолевающего поведения в стрессовой ситуации у сотрудников с разным стажем профессиональной деятельности; оценить показатели проактивного совладающего поведения у сотрудников правоохранительных органов с различным стажем профессиональной деятельности.

Исследование проводилось среди сотрудников правоохранительных органов Самарской области. В эксперименте приняли участие 80 сотрудников следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области и 30 сотрудников Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области в возрасте от 23 до 56 лет, с различным профессиональным стажем (от нескольких месяцев до 27 лет). Все участники эксперимента имеют высшее образование и занимают аттестованные должности. Должностные обязанности всех испытуемых включают в себя ненормированный рабочий день, выезды на осмотры мест происшествий, служебные командировки, принятие решений в строго установленные сроки.

Для проведения эксперимента были использованы следующие методики:

— методика «Шкала организационного стресса» А. Маклина в адаптации Н. Е. Водопьяновой;

— методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер в адаптации Т. А. Крюковой;

— методика «Опросник проактивного совладающего поведения» Э. Грингласс, С. Тауберг, Р. Шварцер в адаптации Е. С. Старченковой.

Из участников эксперимента были сформированы три группы в соответствии со стажем профессиональной деятельности. Первую группу составили сотрудники со стажем до 3-х лет, средний возраст в данной группе — 25 лет. Во вторую группу вошли сотрудники со стажем от 5 до 10 лет, средний возраст в данной группе составил 31 год. Третья группа была сформирована сотрудниками со стажем от 15 лет, средний возраст в данной группе составил 43 года. В каждой из сформированных групп процентное соотношение мужчин и женщин составило 70 % и 30 % соответственно.

В результате проведенного эксперимента было установлено следующее.

У сотрудников правоохранительных органов на различных этапах профессионализации восприимчивость к организационному стрессу не имеет статистически значимых различий. Однако, если проанализировать в процентном соотношении в каждой группе количество участников, имеющих повышенную восприимчивость к стрессу, то можно заметить, что самый низкий процент сотрудников, склонных к поведению типа «А» (по Фридману) [2, с. 63] наблюдается в группе № 1 (стаж до 3-х лет), а самый высокий — в группе № 2 (стаж от 5 до 10 лет).

По результатам исследования стиля преодолевающего поведения в стрессовой ситуации у сотрудников с разным стажем профессиональной деятельности выявлено, что во всех группах преобладающей является стратегия, ориентированная «на решение проблемы» и статистически значимых различий при ее использовании не выявлено. Также не было выявлено различий при использовании стратегии «на эмоции», которая оказалась в числе наименее используемых. При этом, были выявлены статистически значимые различия по использованию таких стратегий как «избегание», «отвлечение» и «социальная поддержка». Установлено следующее:

— сотрудники со стажем от 15 лет реже используют стратегию «избегание» по сравнению с сотрудниками со стажем до 3-х лет;

— сотрудники со стажем от 15 лет реже используют стратегию «избегание» по сравнению с сотрудниками со стажем от 5 до 10 лет;

— сотрудники со стажем от 15 лет реже используют стратегию «отвлечение» по сравнению с сотрудниками со стажем до 3-х лет;

— сотрудники со стажем от 15 лет реже используют стратегию «социальная поддержка» по сравнению с сотрудниками со стажем от 5 до 10 лет.

По результатам исследования показателей проактивного совладающего поведения у сотрудников правоохранительных органов с различным стажем профессиональной деятельности не было выявлено статистически значимых различий по таким показателям как проактивное совладание, рефлексивное совладание, стратегическое планирование, превентивное преодоление. При этом, выявлены статистически значимые различия по таким показателям, как инструментальная поддержка и эмоциональная поддержка. Установлено следующее:

— сотрудники со стажем от 15 лет реже используют стратегию «инструментальная поддержка» по сравнению с сотрудниками со стажем до 3х лет;

— сотрудники со стажем от 15 лет реже используют стратегию «эмоциональная поддержка» по сравнению с сотрудниками со стажем до 3х лет.

Таким образом, у сотрудников правоохранительных органов с различным стажем профессиональной деятельности существуют различия в использовании стратегий совладающего поведения. Выявленные факты могут быть полезны психологам и работникам кадровых подразделений при организации оказания психологической помощи сотрудникам, выполняющим свои обязанности в условиях стресса, а также в целях оптимизации служебной деятельности.

Литература:

  1. Бодров В. А., Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006.
  2. Водопьянова Н. Е., Психодиагностика стресса. СПб, 2009.
  3. Кущев П. М., Психологические особенности совладающего поведения сотрудников МВД России // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2017. № 54.
  4. Молчанова Е. Ю. Стратегии совладающего поведения и критерии психического здоровья сотрудников органов внутренних дел // Вестник Краснодарского университета МВД России. Краснодар, 2016. № 2.
  5. Рогачёв В. А., И. Н. Коноплева. Взаимосвязь копинг-стратегий и личностных ресурсов стресс-преодолевающего поведения сотрудников правоохранительных органов // Электронный научный журнал «Медицинская психология в России». 2015. № 2.
  6. Рябченко И. В. Психология совладающего поведения сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2007. № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, сотрудник, стаж, различный стаж, орган, группа, поведение сотрудников, различие, Самарская область, стратегия.


Похожие статьи

Темперамент служебных собак и его особенности

Данная статья посвящена вопросу темперамента и его особенностей у служебных собак. Тема темперамента служебных животных не теряет своей актуальности и по сей день, изучение данного вопроса дает возможность подойти к более качественному подбору рабоче...

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе

В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной компетентности студентов лечебного факультета на разных курсах обучения. Исследование показало, что у студентов доминирует ориентация на качественное выполнение профессиональ...

Педагогические основы развития психологической устойчивости на занятиях физической подготовкой военнослужащих войск национальной гвардии РФ

В статье показано значение основных психологических и педагогических принципов в физическом воспитании военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья может быть полезна преподавателям физической культуры для организации и пров...

Планирование и контроль как главные инструменты обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы в школе

Целью работы является обоснование важности планирования и контроля в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса. Методами исследования являются изучение научной литературы по заданной проблеме, а также анализ практического отечественно...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Актуализация вопросов формирования готовности медицинских кадров к педагогическому виду деятельности

Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества подготовки врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности, включая педагогический аспект. В статье представлено обоснование для разработки более совершенной модели формирования го...

Профессионально важные качества сотрудников следственных органов

В статье рассматриваются необходимые качества как личностные, так и профессиональные, которыми должен обладать следователь для эффективного осуществления своей деятельности. Исследуются технологии формирования необходимых профессиональных качеств у с...

Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...

Анализ отношения студентов к профессии социального педагога

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отношения молодёжи к профессии социального педагога. На основе анализа данных анкетирования авторами предпринимается попытка выявить особенности отношения как у студентов, приобретающих професс...

Профессионально-коммуникативная компетентность военнослужащих по контракту и выпускников военных образовательных учреждений

В статье представлены результаты исследования рефлексивности в коммуникативной модели компетентности военнослужащих по контракту, проведен сравнительный анализ этих характеристик у военнослужащих, имеющих специальное военное образование и не имеющих ...

Похожие статьи

Темперамент служебных собак и его особенности

Данная статья посвящена вопросу темперамента и его особенностей у служебных собак. Тема темперамента служебных животных не теряет своей актуальности и по сей день, изучение данного вопроса дает возможность подойти к более качественному подбору рабоче...

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе

В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной компетентности студентов лечебного факультета на разных курсах обучения. Исследование показало, что у студентов доминирует ориентация на качественное выполнение профессиональ...

Педагогические основы развития психологической устойчивости на занятиях физической подготовкой военнослужащих войск национальной гвардии РФ

В статье показано значение основных психологических и педагогических принципов в физическом воспитании военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации. Статья может быть полезна преподавателям физической культуры для организации и пров...

Планирование и контроль как главные инструменты обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы в школе

Целью работы является обоснование важности планирования и контроля в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса. Методами исследования являются изучение научной литературы по заданной проблеме, а также анализ практического отечественно...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Актуализация вопросов формирования готовности медицинских кадров к педагогическому виду деятельности

Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества подготовки врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности, включая педагогический аспект. В статье представлено обоснование для разработки более совершенной модели формирования го...

Профессионально важные качества сотрудников следственных органов

В статье рассматриваются необходимые качества как личностные, так и профессиональные, которыми должен обладать следователь для эффективного осуществления своей деятельности. Исследуются технологии формирования необходимых профессиональных качеств у с...

Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...

Анализ отношения студентов к профессии социального педагога

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме отношения молодёжи к профессии социального педагога. На основе анализа данных анкетирования авторами предпринимается попытка выявить особенности отношения как у студентов, приобретающих професс...

Профессионально-коммуникативная компетентность военнослужащих по контракту и выпускников военных образовательных учреждений

В статье представлены результаты исследования рефлексивности в коммуникативной модели компетентности военнослужащих по контракту, проведен сравнительный анализ этих характеристик у военнослужащих, имеющих специальное военное образование и не имеющих ...

Задать вопрос