В статье рассматриваются вопросы, связанные с законодательной техникой и ее влиянием на законодательный процесс.
Актуальность статьи обусловлена важностью соблюдения законодательной техники в законодательном процессе.
Под законодательной техникой понимается система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих:
— максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию;
— доступность, простоту и обозримость нормативного материала;
— исчерпывающий охват регулируемых вопросов.
От соблюдения правил законодательной техники во многом зависит степень совершенства законодательства, доходчивость нормативных актов, высокий уровень учета и систематизация законодательства.
Следует подчеркнуть, что законодательная техника не касается вопросов целесообразности, социальной справедливости, экономической обоснованности и тому подобных аспектов содержания принимаемого акта.
При подготовке законопроектов необходимо соблюдать следующие требования:
— логическую последовательность изложения;
— взаимосвязь нормативных предписаний, помещаемых в правовом акте;
— отсутствие противоречий внутри нормативного акта, в системе законодательства;
— максимальную компактность изложения норм права не в ущерб полноте отражения их содержания;
— ясность и доступность языка;
— определенность формулировок и терминов;
— сокращение количества актов по одному и тому же вопросу, укрупнение правовых актов [1].
На примере субъектов Российской Федерации рассмотрим правила законодательной техники Брянской области, Кемеровской области — Кузбасса и Республики Дагестан.
В соответствии со ст. 20 Закона Брянской области от 03.11.1997 № 28-З «О законах Брянской области и иных нормативных правовых актах Брянской области» под правилами законодательной техники понимаются следующие положения:
- Тексты законов области и иных нормативных правовых актов области излагаются простым и ясным литературным языком. Слова и выражения в законах области и иных нормативных правовых актах области используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, Уставе области. Не допускается употребление устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.
- В закон области, иной нормативной правовой акт области может включаться преамбула, содержащая в себе разъяснение мотивов и целей его издания. Нормативные предписания в преамбулу не включаются.
- В законах области нормативные предписания излагаются в виде статей, являющихся основными структурными единицами законов области.
Статья закона имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами с точкой, и, как правило, наименование.
Статья закона может состоять из пунктов, образуемых одним либо несколькими предложениями, одним абзацем либо несколькими абзацами одного предложения, и (или) частей, образуемых одним абзацем либо несколькими абзацами одного предложения.
Пункт статьи закона обозначается арабской цифрой с точкой и может включать в себя части.
Часть статьи закона или часть пункта статьи закона не имеют порядковых номеров или буквенных обозначений.
Пункт статьи закона может иметь подпункты, а часть статьи закона — пункты и подпункты, образуемые абзацами, отделяемыми друг от друга точкой с запятой, двоеточием, тире.
Подпункты пункта статьи закона, пункты и подпункты части статьи закона обозначаются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой без точки, строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой без точки.
Статья закона, пункт статьи закона, часть статьи закона, часть пункта статьи закона, а также подпункты в пункте статьи закона, пункты и подпункты в части статьи закона начинаются с абзацного отступа.
- Статьи близкого содержания значительных по объему законов объединяются в главы. В необходимых случаях главы могут объединяться в разделы. Разделы и главы имеют заголовки и нумеруются.
- Положение об отмене, признании утратившими силу, изменениях и дополнениях ранее принятых законов области, их отдельных частей включаются в текст соответствующего закона области, либо в текст специального закона области о внесении изменений и дополнений в действующие законы области, при этом указываются полное наименование, номер и дата изменяемого закона.
- Предложения и поручения отменить, изменить или дополнить ранее принятые законы области и иные нормативные правовые акты области в связи с принятием закона включаются непосредственно в текст данного закона области.
- Правила оформления нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) Губернатором Брянской области, Правительством Брянской области, иными исполнительными органами Брянской области, если иное не установлено законами Брянской области, утверждаются Губернатором Брянской области в соответствии с настоящим Законом [2].
В соответствии с гл. 17 Закона Кемеровской области — Кузбасса от 19.01.2004 № 1-ОЗ «О Законодательном Собрании Кемеровской области — Кузбасса и законодательной деятельности в Кемеровской области — Кузбассе» правила законодательной техники включают [3]:
1. Структуру закона области.
2. Порядковые номера и заголовки структурных элементов закона области.
3. Структуру статьи закона области.
4. Реквизиты закона области.
5. Официальное обозначение закона области.
В соответствии с гл. XIV Закона Республики Дагестан от 16.04.1997 № 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан» правила законодательной техники сформулированы следующими положениями:
- Нормативные правовые акты Республики Дагестан принимаются на русском языке и могут быть изложены на языках народов Дагестана.
- В нормативный правовой акт может включаться преамбула, содержащая разъяснение мотивов и целей его издания.
- Нормативные предписания в преамбулу не включаются.
- В Конституции Республики Дагестан и в законах Республики Дагестан нормативные предписания излагаются в виде статей, имеющих порядковый номер.
- Статьи законов Республики Дагестан могут подразделяться на части, обозначаемые арабскими цифрами с точкой. Части статей могут содержать пункты, которые обозначаются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, а пункты, в свою очередь, — подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой. Части, пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы.
- При ссылках на структурные единицы законов Республики Дагестан, внесении в них изменений, признании утратившими силу их структурных единиц применяются те обозначения структурных единиц, которые использовались в данных законах при их принятии.
- В иных нормативных правовых актах Республики Дагестан нормативные предписания излагаются в виде пунктов, имеющих порядковый номер. Пункты могут подразделяться на подпункты.
- Статьи (пункты) близкого содержания значительных по объему нормативных правовых актов объединяются в главы. В необходимых случаях главы могут объединяться в разделы. Разделы и главы имеют заголовки и нумеруются.
- В нормативных правовых актах даются определения вводимых в законодательство юридических, технических и других специальных терминов.
- В нормативных правовых актах не допускается употребление устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.
- В случае необходимости в нормативном правовом акте воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов более высокой юридической силы со ссылкой на такие нормативные правовые акты.
- В нормативных правовых актах, как правило, не воспроизводятся повторно нормативные предписания, содержащиеся в нормативных правовых актах той же юридической силы.
- Ссылки в статьях, пунктах или подпунктах нормативного правового акта на другие его статьи, пункты или подпункты, а также на иные нормативные правовые акты, их отдельные положения применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных предписаний либо избежать повторений.
Нормативные правовые акты Республики Дагестан имеют следующие реквизиты:
— наименование (вид и название);
— даты (дату) принятия, подписания, издания и номер;
— подписи лиц, полномочных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.
При издании республиканским органом исполнительной власти нормативного правового акта в нем указывается, во исполнение какого нормативного правового акта издается данный нормативный правовой акт.
В связи с принятием нормативного правового акта подлежат отмене или признанию утратившими силу ранее принятые нормативные правовые акты или их части, если они противоречат положениям принятого нормативного правового акта.
Положения об отмене, признании утратившими силу, изменениях и дополнениях ранее принятых нормативных правовых актов, их отдельных частей включаются либо непосредственно в текст нормативного правового акта, либо в текст нормативного правового акта о его вступлении в силу.
Предложения и поручения отменить, изменить или дополнить ранее принятые нормативные правовые акты в связи с принятием данного нормативного правового акта включаются либо непосредственно в текст нормативного правового акта, либо в текст нормативного правового акта о его вступлении в силу [4].
Рассмотрев вышеизложенные законы субъектов Российской Федерации, мы обобщаем информацию и представляем правила законодательной техники, выделив четыре группы (см. рис. 1):
Рис. 1. Правила законодательной техники
- По форме нормативно-правовых актов: наличие обязательных реквизитов (название, дата, принявший его орган, подпись соответствующего должностного лица).
- По структуре нормативно-правовых актов: разделы документа должны быть полными и расположены в соответствующем порядке.
- По содержанию нормативно-правовых актов: правильное изложение сути, не должно быть упущений и недоработок.
- По изложению нормативно-правовых актов: использование ясного и понятного языка, установление четких формулировок законов.
Выводы:
- Законодательная техника применяется на каждой стадии принятия закона.
- Для издания законодательных актов необходимо соблюдать установленные законодательством правила.
- Для использования законодательной техники в регионах следует тщательно изучить ее специфику и особенности.
- От точности и ясности выражений в законах будет зависеть эффективность их применения и результат.
Информация, изложенная в статье, не является исчерпывающей и будет дополняться.
Литература:
- Технология законотворчества (опыт Санкт-Петербурга) / под редакцией И. П. Михайлова. — СПб. : ИПЦ СПГУТД, 2006. С. 378.
- Закон Брянской области от 03.11.1997 № 28-З «О законах Брянской области и иных нормативных правовых актах Брянской области». Электронный ресурс http://docs.cntd.ru
- Закон Кемеровской области — Кузбасса от 19.01.2004 № 1-ОЗ «О Законодательном собрании Кемеровской области — Кузбасса и законодательной деятельности в Кемеровской области — Кузбассе». Электронный ресурс http://docs.cntd.ru
- Закон Республики Дагестан от 16.04.1997 № 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан». Электронный ресурс http://docs.cntd.ru