В данной статье теоретически раскрыта сущность понятий «жизнестойкость» и «самосознание», рассмотрены основные модели становления самосознания в онтогенезе. Представлены результаты практического исследования с целью определения самосознания у детей старшего и младшего школьного возраста, чьи родители обладают разным уровнем жизнестойкости.
Ключевые слова : жизнестойкость, жизнестойкость родителей, самосознание, самосознание детей, самооценка детей старшего дошкольного возраста, самооценка детей младшего школьного возраста, принятие себя у детей старшего дошкольного возраста, принятие себя у детей младшего школьного возраста.
Жизнестойкость представляет собой способность личности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения успешности деятельности [1].
Сформированность жизнестойкости личности становится необходимым условием в периоды социальных перемен, экономических и иных кризисов. Условия современной жизни по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Поэтому современные психологи проявляют повышенный интерес к изучению жизнестойкости человека и ее роли в выборе стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях [2].
Передача новым поколениям жизнестойкости возможна через развитие самосознания детей, которое позволяет человеку адекватно оценивать и самих себя и окружающих людей.
Самосознание — это относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, о своих телесных и психических состояниях. Самосознание вытекает из сознания и формируется в процессе взаимодействия человека с обществом [3].
В психологической литературе самосознание рассматривается как фундаментальная часть структуры личности.
В качестве критериев самосознания в психологи выделены следующие:
— обособленность личности от окружающей среды (материальной и социальной);
— понимание возможности управления самим собой — поступками и мыслями;
— примерка на себя видимых качеств других людей;
— способность видеть свои потребности и глубинные мотивы поступков;
— осознание собственных черт характера и признаков личности, как имеющихся, так и желаемых [4].
Д. Марсия выделяет 4 возможных варианта становления самосознания:
- Предрешенность. Принятие индивидом обязанностей, соответствующих полу и возрасту, без прохождения кризиса выбора, то есть принятие того, что за него решили родители или другие люди. Для такой личности свойственны низкая самооценка, низкий уровень самоуважения, конформность.
- Диффузия. При данной форме самосознания личность отличается непостоянством, желанием пробовать все подряд, отсутствием жизненных планов, мотивов и целей. Как правило, это люди, которые избегают ответственности и при этом не хотят быть изгоем в сообществе.
- Мораторий. Это активные люди, находящиеся на стадии поиска себя, своего призвания и предназначения. Они всегда находятся перед необходимостью принятия решений и совершения выбора. Для них характерна повышенная эмоциональность и эмоциональная окрашенность всех их действий.
- Сама идентичность. Это высшая ступень развития. Индивиды, находящийся на данной стадии, отличаются определенностью в жизни, высокой степенью ответственности за свою жизнь, стремлением жить в соответствии с собственными убеждениями [3].
В детском возрасте становление самосознания начинается с младенческого возраста и активно развивается до старшего дошкольного возраста. Важное значение для формирования самосознания в детском возрасте имеет окружение ребенка, отношение к нему со стороны значимых взрослых, семейная ситуация. Про влияние жизнестойкости родителей на формирование самосознания в детском возрасте в научной литературе недостаточно исследований, что обусловило необходимость проведения собственного исследования
Исследование проведено на базе СОШ № 11 им С. К. Костина (г. Рыбинск), Детский сад № 18 (г. Рыбинск).
Выборку исследования составили 70 детей в возрасте от 5 до 10 лет (мальчики и девочки) и их матери в количестве 70 человек (от 25 до 42 лет).
Для достижения цели исследования использованы методики «Лесенка») в модификации Н. В. Нижегородцевой), «Представление ребенка о себе» (в модификации Н. В. Нижегордцевой), «Тест жизнестойкости (адаптация опросника HardnessSurvey) для родителей» (С. Мадди, в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой). Для определения различий в уровне сформированности самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, чьи родители обладают разным уровнем жизнестойкости, был применен t-критерий Стьюдента.
В результате количественного анализа получены данные о том, что у большинства старших дошкольников преобладает средний уровень сформированности самооценки (21 ребенок — 60 %). Представления о себе у старших дошкольников сформированы на уровне ниже среднего, т. к. у 18 старших дошкольников (51 %) набрали баллы ниже среднего.
В группе младших школьников преобладает средний уровень развития самооценки — у 23 респондентов (66 %) и средний уровень сформированности представлений о себе — у 18 респондентов (51 %).
Для определения наличия или отсутствия статистически значимых различий в самооценке и представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста и детей младшего школьного возраста полученные данные были подвержены сравнительному анализу с применением t-критерия Стьюдента.
Сравнительный анализ показал, что t эмп =0,926 при р=0,05 для самооценки и t эмп =0,793 при р=0,05 для представлений о себе, что указывает на отсутствие значимых различий в сформированности самооценки и представлений о себе у детей в сравниваемых группах. То есть, у детей старшего дошкольного возраста и у младших школьников самооценка и представления о себе имеют приблизительно одинаковые качественные и количественные показатели.
На рисунке 1 графически отражены результаты оценки жизнестойкости родителей старших дошкольников и младших школьников.
Рис. 1. Уровень выраженности жизнестойкости у родителей старших дошкольников и младших школьников
Количественный анализ показал, что у 4 родителей (11 %) младших школьников и у 11 родителей старших дошкольников (31 %) жизнестойкость выражена на высоком уровне.
Качественный анализ ответов данных родителей показывает, что они отличаются уверенностью в себе и собственных решениях, чувствуют свою значимость и нужность окружающим. Они энергичны, активны, постоянно заняты делами, инициативны, готовы к переменам. Легко адаптируемы. Не довольствуются меньшим, стремятся достичь большего в жизни. Они ставят перед собой достаточно сложные цели и прилагают все усилия для их достижения.
Для 31 родителя младших школьников (89 %) и 24 родителей старших дошкольников (69 %) характерен низкий показатель жизнестойкости. Качественная характеристика ответов данных родителей показывает, что они отличаются неуверенностью в себе, чувством неполноценности и ненужности. Интерес к жизни и деятельности у них слабый, они все выполняют через усилие. Предпочитают «плыть по течению» и довольствоваться малым. Жизненные трудности их утомляют и выбивают из колеи. Для них характерна усталость, в результате чего интерес к жизни падает, снижается желание познавать новое, ставить сложные цели и проявлять инициативу для их достижения.
Полученные данные указывают на то, что в обеих группах родителей преобладает низкий уровень жизнестойкости.
В результате сравнительного анализа выраженности жизнестойкости в двух группах родителей (критерий t-Стьюдента) получены данные о том, что t эмп =0,025 находится в зоне значимости при р=0,01, что указывает на наличие статистически значимых различий в сформированности жизнестойкости у родителей старших дошкольников и младших школьников: у родителей старших дошкольников уровень жизнестойкости статистически значимо выше, чем у родителей младших школьников.
Также в рамках данного исследования был произведен сравнительный анализ сформированности самооценки и представлений о себе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, чьи родители имеют разный уровень жизнестойкости. Был осуществлен сравнительный анализ самосознания следующих групп детей:
— самооценка у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста родителей с низким уровнем жизнестойкости;
— представления о себе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста родителей с низким уровнем жизнестойкости;
— самооценка у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста родителей с высоким уровнем жизнестойкости;
— представления о себе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста родителей с высоким уровнем жизнестойкости;
— самооценка у детей младшего школьного возраста родителей с низким и высоким уровнем жизнестойкости;
— представления о себе у детей младшего школьного возраста родителей с низким и высоким уровнем жизнестойкости;
— самооценка у детей старшего дошкольного возраста родителей с низким и высоким уровнем жизнестойкости;
— представления о себе у детей старшего дошкольного возраста родителей с низким и высоким уровнем жизнестойкости.
Сравнительный анализ показал, что существуют статистически значимые различия в самооценке старших дошкольников родителей с низкой и высокой жизнестойкостью (t эмп =0,009 при р=0,01). То есть, у родителей с высоким уровнем жизнестойкости дети старшего дошкольного возраста имеют более высокий уровень самооценки, чем дети родителей с низкий уровнем жизнестойкости.
В остальных группах детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, чьи родители имеют разный уровень жизнестойкости, статистически значимых различий в уровне самооценки и формировании представлений о себе не выявлено.
Таким образом, в результате исследования с применением статистического метода получены следующие данные:
— самооценка и принятие себя у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста выражены преимущественно на среднем уровне и не имеют статистически значимых различий;
— у родителей старших дошкольников уровень жизнестойкости статистически значимо выше, чем у родителей младших школьников;
— у родителей с высоким уровнем жизнестойкости дети старшего дошкольного возраста имеют более высокий уровень самооценки, чем дети родителей с низкий уровнем жизнестойкости.
Литература:
- Ашихмина, Ю. В. Жизнестойкость как ресурс совладения со стрессом / Ю. В. Ашихмина // Психология экстремальных ситуаций: человек в меняющемся мире материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.– 2014.– С. 12–19.
- Брагина, Н. В. Жизнестойкость личности и типы индивидуального опыта / Н. В. Брагина. — Текст: непосредственный // Наука и мир.– 2014. — № 3.– С.152.
- Суворова, С. Д. Становление и развитие самосознания и самооценки человека / С. Д. Суворова // Профессиональная самореализация личности в современном социуме: сборник научных трудов по материалам III Международного форума, Екатеринбург, 20 марта 2014 года. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. — С. 156–160.
- Халиуллина, Г. Г. Развитие самосознания и становление самооценки у детей дошкольного возраста / Г. Г. Халиуллина, И. С. Солодкова // Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в современных условиях: XVI Межвузовская научно-практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей (с международным участием): в 2 частях, Казань, 22 апреля 2016 года / Министерство образования и науки Республики Татарстан; Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан; УВО «Университет управления «ТИСБИ». Том Часть I. — Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2016. — С. 422–425.