Договорные отношения государственного заказчика в контрактной системе в сфере закупок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 25.12.2023

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Шмидт, В. А. Договорные отношения государственного заказчика в контрактной системе в сфере закупок / В. А. Шмидт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 378-381. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109336/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья посвящена рассмотрению проблемного вопроса, связанного с договорными отношениями государственных заказчиков в сфере государственных закупок на оказание услуг страхования, а именно возникновения сложности при оплате государственными заказчиками цены контракта, сформированного посредством автоматизированных информационных систем (типовой контракт), на которых проводилась прямая закупка или закупка с неограниченным количеством участников (конкурентная закупка), на основании которой заключается государственный контракт.

Ключевые слова: контрактная система, государственные закупки, типовая форма контракта, договорные отношения, цена контракта, условия оплаты контракта, государственный заказчик, исполнитель.

This article is devoted to the consideration of a problematic issue related to contractual relations between government customers in the field of public procurement for the provision of insurance services, namely, the difficulty of paying government customers for the price of a contract formed through automated information systems (standard contract), on which direct procurement or procurement with an unlimited number of participants (competitive procurement) was carried out, on the basis of which a government contract is concluded.

Keywords: contract system, public procurement, standard contract form, contractual relations, contract price, contract payment terms, government customer, contractor.

Современная система контрактных отношений Российской Федерации может быть определена как совокупность целей, механизмов и способов осуществления бюджетных расходов РФ. В современном варианте контрактная система определяет механизмы дальнейшего развития системы российского прокьюремента.

Российский прокьюремент может быть охарактеризован как система методов и приемов, позволяющих максимально эффективно осуществлять закупочную деятельность государственных и муниципальных заказчиков Российской Федерации. В целом прокьюрементом могут быть названы государственные и муниципальные закупки, осуществляемые за счет средств бюджетной системы.

Актуальность темы обусловлена тем, что государственные закупки, как инструмент государственной власти, имеет большое значение в области обеспечения как населения, так и государственных органов необходимыми материальными ресурсами. Но эффективному функционированию данной системы мешают некоторые проблемы, в том числе связанные с правовым регулированием государственных закупок и пробелами в механизме регулирования договорных отношений, что может негативно сказаться на развитии экономики Российской Федерации.

Хронология зарождения госзакупок в Российской Федерации началась с принятия ФЗ № 60 от 13.12.1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», а также принятия Указа № 305 от 08.04.1997 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращения бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». В последующем вышеуказанные НПА заменил ФЗ № 94 от 21.07. 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд», который заложил основные принципы и способы осуществления госзакупок. В дальнейшем на смену данному закону пришел ФЗ № 44 от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), определяющий функционирование системы контрактных отношений в Российской Федерации на момент написания данной статьи.

В ходе развития системы контрактных отношений в РФ был выработан один из приемов, позволяющих повысить эффективность закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков, а именно: унификация государственного или муниципального контракта (гражданско-правового договора) (далее — Типовая форма контракта), заключаемого в соответствии с ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона о контрактной системе. Базовое определение контракта по Закону о контрактной системе закреплено в ст. 3 данного закона.

Типовая форма контракта выражается в том, что сам проект контракта, который прикладывается заказчиком к конкурсной документации к закупке, и который заключается на основании результатов проведения прямой закупки или закупки с неограниченным количеством участников (конкурентной закупки) по Закону о контрактной системе, формируется из автоматизированной информационной системы (электронной площадки, специализированной электронной площадки) и заказчику остается лишь определить перечень существенных условий, которые необходимо прописать в проекте контракта. Согласно п.1 ст. 432 ГК РФ существенными условиями контракта (договора) являются: условие о предмете договора; условия, которые названы в законе или иных НПА как существенные или необходимые для данного вида договоров; условия, по которым одной из сторон было заявлено требование о достижении соглашения.

Условия заключения контракта закреплены в ст. 34 Закона о контрактной системе. Согласно установленным данной статьей нормам условия контракта определяются документацией к закупке и проектом контракта (с 01.01.2022 г. — в соответствии с извещением) и теми условиями, которые предложил участник закупки в своей заявке на участие. К существенным условиям, т. е. условиям, по которым не могут вноситься изменения при заключении или при исполнении контракта, можно отнести: наименование и описание объекта закупки; наименование товаров (работ, услуг) (далее — ТРУ); место доставки товаров (выполнения работ, оказания услуг); сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг); срок оплаты; ответственность заказчика и поставщика; порядок и сроки оплаты ТРУ; порядок и сроки приемки ТРУ заказчиком; условие о банковском сопровождении контракта, если оно установлено; условие о возврате обеспечения исполнения контракта, если условиями контракта, извещением о закупке или в описании объекта закупки (конкурсной документации) было предусмотрено обеспечение исполнения контракта; план-график исполнения контракта.

Отдельно хотелось бы выделить такое существенное условие контракта как цена. Законом о контрактной системы определены следующие варианты установления цены контракта (договора):

— цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;

— указывается цена отдельно по каждой единице ТРУ, а также максимальное значение цены контракта в предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе случае;

— указывается примерная (ориентировочная) цена контракта, в случаях, установленных правительством РФ;

— устанавливается формула, по которой рассчитывается цена контракта, и указывается максимально допустимая цена (Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 г. № 19).

Один из вышеуказанных способов указывается заказчиком в проекте контракта и в иных документах конкурсной документации (извещении о закупке, описании объекта закупки и т. д.), а также в данных документах определяется порядок и сроки оплаты цены контракта. Хотелось бы отметить, что при применении Типовой формы контракта, сформированной из автоматизированной информационной системы, заказчику доступны для указания следующие варианты оплаты:

1) без авансового платежа — т. е. заказчик оплачивает ТРУ по факту поставки (выполнения, оказания) исполнителем своих обязательств;

2) авансовый платеж — заказчик производит выплату исполнителю авансового платежа в размере цены контракта (100 % авансовый платеж).

Рассмотрим каждый из вариантов оплаты на примере контракта на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее по тексту «ОСАГО»).

Так при применении первого варианта оплаты контракта на оказание услуг ОСАГО заказчик (далее — Страхователь) производит оплату по факту оказания услуг, т. е. после оформления исполнителем (далее — Страховщик) полиса страхования. Отметим, что данный обязательный вид страхования, как и другие, регулируется, в том числе отдельным Федеральным законом (ФЗ № 40 от 25.04.2002 Г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО)). Согласно ст. 5 данного закона и правилам страхования (Положение Банка России от 19.09.2014 N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Правила страхования)) документом, который удостоверяет осуществление страховщиком обязательного страхования, должен являться полис страхования установленной формы (форма полиса указана в Приложении 3 к Правилам страхования).

В свою очередь, при указании порядка оплаты контракта посредством авансового платежа страхователь производит оплату услуг ОСАГО до исполнения страховщиком обязательств по оформлению и последующей передачи полиса страхования. Авансовый платеж сопоставим предварительному платежу и идет зачетом в счет исполнения обязательств по оплате ТРУ. Согласно п. 1 ст. 487 ГК РФ предварительным платежом является предусмотренное договором условие, при котором покупатель обязан оплатить товар полностью или в предусмотренной договором части до передачи продавцом товара. Предоплата, как и авансовый платеж, является денежной суммой, которая уплачивается одной стороной (страхователем) договора (контракта) в пользу другой стороны (страховщика) в счет причитающихся с нее платежей до того, как последняя сторона осуществила исполнение своего обязательства. Также хотелось бы отметить, что аванс не выполняет обеспечительной функции, в связи с чем независимо от причин неисполнения обязательств по договору у стороны, которая получила авансовый платеж, возникает обязанность его вернуть.

Для того, чтобы определить какой из вышеперечисленных вариантов оплаты контракта на оказание услуг ОСАГО, заключаемого на основании результатов проведения прямой закупки или закупки с неограниченным количеством участников (конкурентной закупки) по Закону о контрактной системе, необходимо указать, рассмотрим, что такое страховая премия и порядок ее уплаты.

Понятие страховой премии закреплено в ст. 954 ГК РФ, в соответствии с которой страховая премия — это плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и сроки, которые установлены договором страхования. Кроме того, в соответствии со ст. 957 того же Закона договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса, также страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 1 Закона об ОСАГО под договором ОСАГО понимается договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования, и является публичным.

В соответствии с абз. 5 п. 1.4, а также абз. 6 п. 1.11 главы 1 Правил страхования страховщик передает страхователю страховой полис (страховой полис в виде электронного документа) на основании заявления и иных документов, если они предусмотрены Законом об ОСАГО или Правилами страхования, а также при исполнении и на основании такого исполнения страхователем обязанности по оплате страховой премии, незамедлительно после осуществления указанных действий. При заключении договора обязательного страхования с владельцем транспортного средства, являющимся юридическим лицом, страховой полис обязательного страхования может быть выдан в ином порядке, определенном соглашением между таким страхователем и страховщиком. О том, что страховая премия по договору ОСАГО должна быть оплачена страхователем страховщику при заключении договора говорится в том числе п. 2.2 главы 2 Правил страхования.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что полисы по обязательному виду страхования, указанному в данной статье, вступают в действие с момента оплаты страхователем страховой премии. Отсюда следует, что при формировании контракта на оказание услуг ОСАГО, заключаемого на основании результатов проведения прямой закупки или закупки с неограниченным количеством участников (конкурентной закупки) по Закону о контрактной системе, заказчик может указать способ оплаты контракта как без авансового платежа, так и в виде аванса.

Однако по вопросу оплаты цены контракта на оказание услуг ОСАГО, заключаемого на основании результатов проведения прямой закупки или закупки с неограниченным количеством участников (конкурентной закупки) по Закону о контрактной системе, Министерством финансов Российской Федерации было отмечено следующее (Письмо Минфина № 24–03–07/85940 от 07.11.2019 г.):

1) предметом закупки по госконтракту на оказание услуг ОСАГО является получение страхового полиса;

2) положения ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе устанавливают максимальный срок для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Минимальный срок оплаты положениями данной статьи не регламентирован, и заказчик имеет право при осуществлении закупки на оказание услуг по страхованию установить срок оплаты в момент получения полиса страхования.

Учитывая изложенное, Министерством финансов РФ был сделан вывод, что единовременная оплата страховой премии не является стопроцентным авансовым платежом.

Для страховщиков условия оплаты цены контракта (страховой премии по контракту) имеют важное значение, так как при досрочном расторжении контракта (договора страхования) по независящим от страховщика событиям, в том числе при досрочном отказе страхователя от договора страхования, страховщик имеет право на удержание части страховой премии пропорционально времени, в течении которого действовало страхование, либо не возвращать уплаченную страховую премию вовсе (п.3 ст. 958 ГК РФ, абз. 6 п. 1.16 Главы 1 Правил страхования). Поэтому указание способа оплаты контракта посредством авансового платежа является неверным, так как согласно нормам ГК, аванс может быть возвращен по требованию клиента, а страховщики не могут вернуть страховую премию без учета расходов на ведение дела.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что единственно верным условием оплаты цены контракта по ОСАГО, заключаемого на основании результатов проведения прямой закупки или закупки с неограниченным количеством участников (конкурентной закупки) по Закону о контрактной системе, будет оплата без авансового платежа. В условиях контракта может быть прописано, что страхователь оплачивает услуги по факту оказанных услуг, т. е. по факту оформления и передачи ему полиса страхования, а также, что оплата по контракту осуществляется на основании выставленного счета, акта приема-передачи полисов и акта сдачи-приемки оказанных услуг либо подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью структурированного Документа о приемке (универсального передаточного документа), в случае, если по условиям контракта закрывающий документ должен быть подписан в электронной форме.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru;
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru;
  3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.11.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru;
  4. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2023) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru;
  5. Положение Банка России от 19.09.2014 N 431-П (ред. от 06.04.2023) «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014 N 34204) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru;
  6. Проведение закупочных процедур в Российской Федерации: учебно-методическое пособие / Н. В. Аввакумов. — СПб., 2020 г.;
  7. Управление государственными (муниципальными) закупками: правовой аспект и механизм реализации / Л. М. Пахомова. — Пермь, 2022 г.
Основные термины (генерируются автоматически): контрактная система, страховая премия, авансовый платеж, обязательное страхование, Правило страхования, договор страхования, конкурентная закупка, прямая закупка, Российская Федерация, оказание услуг ОСАГО.


Похожие статьи

Договор поставки для государственных и муниципальных нужд

Важность изучения вопросов, касающихся правового регулирования отношений, которые возникают в юридических отношениях в процессе заключения и исполнения договора поставки для государственных и муниципальных нужд заключается в снижении барьеров для орг...

Основная терминология, применяемая при осуществлении закупочной деятельности на территории Российской Федерации

В настоящей статье представлен обзор основных понятий и терминов, нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации и проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Терминология, применяемая при осуществл...

Правовое регулирование в сфере закупок

Статья посвящена правовому регулированию договора поставки для государственных (муниципальных) нужд в сфере закупок. Рассмотрен механизм поставки товаров для государственных или муниципальных нужд на основе государственного или муниципального контрак...

Образовательная организация как объект реформы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: текущие проблемы (на примере г. Москвы)

Обозначив феноменальный характер коррупции в РФ, автор статьи поднимает ряд значимых проблем, возникших в образовательных организациях после вступления в силу Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дл...

Электронная переписка по договору поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

Целью статьи является выявление проблем при ведении электронной переписки между заказчиком и исполнителем при исполнении государственного или муниципального контракта. В статье посредством обращения к судебной практике рассмотрены основные правила на...

Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных закупок

Статья посвящена решению основных проблем контрактной системы в сфере публичных закупок. Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников данного процесса. Любому заинтерес...

Некоторые проблемы правового регулирования контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках

В статье рассматривается система формирования контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках, регулируемых Федеральным законом № 44-ФЗ. Анализируются проблемы, возникающие при осуществлении закупок в российской Федерации. Рассматр...

Электронный аукцион как основная площадка для заключения государственных и муниципальных контрактов в сфере строительства

Закупочная деятельность в сфере строительства является широкой областью, которая применяется в практике предприятий различных форм собственности. В настоящей статье рассматриваются основные правовые аспекты осуществления электронного аукциона для зак...

Гарантийные обязательства по государственному контракту на выполнение подрядных работ по строительству

В настоящей статье рассматриваются основные проблемные моменты, возникающие в ходе реализации государственного контракта на выполнение порядных работ в сфере строительства, в частности, проблемы, связанные с неисполнением подрядной организацией гаран...

Удержание суммы обеспечения заявки на участие в конкурсах и торгах как мера ответственности

В статье рассматривается подходы, сложившиеся в судебной практике, касающиеся меры юридической ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения ...

Похожие статьи

Договор поставки для государственных и муниципальных нужд

Важность изучения вопросов, касающихся правового регулирования отношений, которые возникают в юридических отношениях в процессе заключения и исполнения договора поставки для государственных и муниципальных нужд заключается в снижении барьеров для орг...

Основная терминология, применяемая при осуществлении закупочной деятельности на территории Российской Федерации

В настоящей статье представлен обзор основных понятий и терминов, нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации и проведения закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Терминология, применяемая при осуществл...

Правовое регулирование в сфере закупок

Статья посвящена правовому регулированию договора поставки для государственных (муниципальных) нужд в сфере закупок. Рассмотрен механизм поставки товаров для государственных или муниципальных нужд на основе государственного или муниципального контрак...

Образовательная организация как объект реформы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: текущие проблемы (на примере г. Москвы)

Обозначив феноменальный характер коррупции в РФ, автор статьи поднимает ряд значимых проблем, возникших в образовательных организациях после вступления в силу Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дл...

Электронная переписка по договору поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

Целью статьи является выявление проблем при ведении электронной переписки между заказчиком и исполнителем при исполнении государственного или муниципального контракта. В статье посредством обращения к судебной практике рассмотрены основные правила на...

Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных закупок

Статья посвящена решению основных проблем контрактной системы в сфере публичных закупок. Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников данного процесса. Любому заинтерес...

Некоторые проблемы правового регулирования контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках

В статье рассматривается система формирования контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках, регулируемых Федеральным законом № 44-ФЗ. Анализируются проблемы, возникающие при осуществлении закупок в российской Федерации. Рассматр...

Электронный аукцион как основная площадка для заключения государственных и муниципальных контрактов в сфере строительства

Закупочная деятельность в сфере строительства является широкой областью, которая применяется в практике предприятий различных форм собственности. В настоящей статье рассматриваются основные правовые аспекты осуществления электронного аукциона для зак...

Гарантийные обязательства по государственному контракту на выполнение подрядных работ по строительству

В настоящей статье рассматриваются основные проблемные моменты, возникающие в ходе реализации государственного контракта на выполнение порядных работ в сфере строительства, в частности, проблемы, связанные с неисполнением подрядной организацией гаран...

Удержание суммы обеспечения заявки на участие в конкурсах и торгах как мера ответственности

В статье рассматривается подходы, сложившиеся в судебной практике, касающиеся меры юридической ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения ...

Задать вопрос