В статье представлен теоретический анализ ценностей и ценностных ориентаций супругов.
Ключевые слова: ценности, ценности семьи, ценностные ориентации супругов, ценностные ориентации личности, семейная жизнь, система ценностей.
The article presents a theoretical analysis of the values and value orientations of spouses.
Keywords : values, family values, value orientations of spouses, value orientations of the individual, family life, value system.
Общечеловеческие ценности определяют содержание направленности личности и составляют основу его отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, основу мировоззрения и стержень деятельности человеческой жизни.
Ценности личности человека, которые формируются в течение его жизни, оказывают влияние на всю его жизнь, в том числе и на отношения внутри собственной семьи.
Ценности супругов, как жизненные, так и семейные, приобретенные в процессе создания и функционирования семьи, играют определенную роль в семейных отношениях, особенностях детско-родительских взаимодействий и формировании типа семейной системы [5].
Система ценностей личности представляет собой сложное идеальное образование нашего сознания и самосознания.
Личностные ценности организованы в определенные системы (иерархии). Сложная иерархическая структура системы ценностей в целом определяется многообразием социальных условий развития и жизни личности. Критерии ранжирования индивидом ценностных ориентаций неоднозначны — их предпочтение может быть обусловлено как представлениями об их абсолютной значимости для общества, так и их субъективной актуальной значимостью для самого индивида [5].
Существуют разнообразные теории и подходы к рассмотрению иерархической структуры ценностей личности. Например, А. И. Донцов рассматривает систему ценностей, выраженную различными их формами:
1) система самых устойчивых и обобщенных («стержневых») ценностных эталонов личности;
2) система частных эталонов по отношению к окружающей действительности и себе самому в отдельных сферах его социальной деятельности — это ценностные ориентации личности;
3) совокупность эталонов, реализующихся в строго однотипных условиях.
Одежда, жилище, домашний комфорт, карьера, успех, любимая работа, здоровье, семья, дети в нашем субъективном восприятии выступают как определенные ценности.
У каждой семьи есть свой набор ценностей, которые имеют для них значение. Ценности семьи — это традиционные или культурные ценности, связанные со структурой, функциями, ролями, убеждениями, взглядами и идеалами семьи [2, с. 96–99].
Многие семьи постоянно создают и развивают свои ценности. Они могут не до конца осознавать, как их ценности вписываются в современный мир. Однако выбранные семьей ценности влияют на то:
— Что они делают в свободное время.
— Как они тратят свои деньги.
— Что они носят и едят.
— Как они связаны друг с другом.
Ценности придают смысл и направление каждой части жизни семьи.
Анализируя данные, по которым люди составляют представление друг о друге (статусе, общности интересов и т. п.), можно составить следующий перечень основных сфер интересов-спутников обычного современного человека: профессия, семья, увлечения, уклад семьи, образование, отдых, общение с животными, жилище, гуманизм и стремление его проявлять, вера, здоровье, материальное благополучие. На их основе можно выделить основные ценности, которые могут характеризовать типичную семью: любовь как форма реализации своих духовных потребностей; забота о близких; возможность быть объектом заботы, поддержки; дети; продолжение рода; здоровье; интересное совместное времяпрепровождение; сексуальная удовлетворенность; совместное ведение хозяйства как вариант комфорта, обустройство жилища; отдых физический, психологический; финансовая поддержка и др. [3, с. 234–236].
Перечисленные ценности и стремление ориентироваться на них отражают образ жизни человека, представляющего различные сферы жизни: духовную, интеллектуальную, материальную, витальную. Семья в своем развитии проходит определенные этапы, которые в совокупности составляют жизненный цикл. В основе смены стадий лежат возрастные изменения (переживание возрастных кризисов), а также рождение детей, внуков и сфера деятельности, связанная с их культурой и их первичной социализацией [6].
Иерархия ценностей у каждого человека может быть разной. Когда люди образуют семью, несовпадение ценностных иерархий каждого ее члена может вызвать конфликты в семье и даже ее распад. В то же время такой сдвиг может и сплотить ее членов, обогатить их, позволить семье наполниться, например, более духовно [5].
Взаимосвязь ценностей, их содержание и иерархия определяют динамику взаимоотношений членов семьи и семьи как группы в целом [4].
Многие исследователи относят супружеские отношения к одному из видов взаимодействия. Причиной этого взаимодействия является соответствие, согласованность и ценностно-смысловых координат жизненных миров [1, с. 13–24]. И. Ф. Дементьева отмечает, что объединение людей в браке связано с естественной перестройкой их ценностей и становлением системы общих ценностей семьи.
Таким образом, процессы персонализации и персонификации как механизмы трансформации ценностно-смысловых компонентов жизненных миров супругов, происходящие между супругами, обеспечивают расширение общего и объединенного пространства, создавая возможность укрепления общности супругов. Благодаря этому персонализация выступает показателем степени открытости супругов, в результате чего семья открыта не только миру социальному, но и миру культуры, открыта партнеру, что привносит в семью возможность саморазвития как самоорганизующейся системы.
По закону развития каждая система должна пройти свой жизненный цикл. Жизненный цикл семьи — это определенная последовательность событий и этапов, через которые проходит каждая семья.
Таким образом, можно определить, что:
— Система ценностей дает возможность личности решить, что для нее значимо и важно в брачной и семейной жизни.
— Система ценностей (ценностных ориентаций) семьи не является постоянной на протяжении всего ее жизненного цикла. Общесемейные ценности не всегда включают у себя ценностные ориентации каждого из супружества.
— Условием нормального развития и функционирования семьи является наличие у мужа и жены многообразных ценностных ориентаций. Многообразие систем ценностей служит естественной базой для индивидуализации личности, и потому система, обеспечивающая такое многообразие, обладает наибольшей устойчивостью.
— Процессы персонализации и персонификации как механизмы трансформации ценностно-смысловых составляющих жизненных миров супругов.
— Согласование ценностных ориентаций супругов проявляется в динамике общих ценностей семьи, которая может проявляться как в количественном, так и в качественном изменении данного образования.
Литература:
- Антонов, А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. — Москва: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления «Братья Карич», 1996. — Текст: непосредственный.
- Дюльдина, Ж. Н. Категории «ценность» и «семейные ценности» в философских, психологических и социально-педагогических науках / Ж. Н. Дюльдина, Л. П. Шустова. — Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 11–1. — Текст: непосредственный.
- Клочко, В. Е. Персонификация ценностей как механизм нравственного воспитания / В. Е. Клочко; Пути формирования нравственных основ личности школьника. Проблемы. Методика. Опыт: тезисы конференции. — Барнаул, 2007. — Текст: непосредственный.
- Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. — Москва, 1992. — Текст: непосредственный.
- Электронный ресурс: «Система ценностей супружеской пары и ее изменение в браке» / Режим доступа: https://www.referatmix.ru/referats/76/referatmix_145015.htm Дата обращения: 15.12.2023 г.
- Электронный ресурс: «Studizba» / Режим доступа: https://studizba.com/files/show/doc/63677–2–131574.html Дата обращения: 15.12.2023 г.