Основная идея данной работы заключается в том, что современное общество должно быть подготовлено к продвижению вспомогательных репродуктивных технологий, таких как суррогатное материнство. Обсуждение сложных морально-этических проблем суррогатного материнства, особенно в медицинском сообществе, позволяет сформировать и принять соответствующую законодательную базу по суррогатному материнству, работа по которой уже начата в России. С 19 декабря 2022 года в нашей стране действует новый закон о суррогатном материнстве. Но не на все вопросы получены ответы.
В настоящее время для многих пар во всем мире суррогатное материнство — это не просто способ забеременеть, это второй шанс начать семью. Изучение общественного мнения в разных странах показывает, что за последние 25 лет вырос процент респондентов, считающих, что механизмы суррогатного материнства должны быть доступны для всех- не исключая родителей-одиночек. Тем не менее, общество было и будет разделено на два лагеря- тех, кто «за» и тех, кто категорически против суррогатного материнства. Неоднозначное отношение в обществе к этой проблеме базируется на противоречии: с одной стороны-это высочайшее достижение прогресса, позволяющее бездетным парам стать родителями, а с другой –эксплуатация женского тела, вторжение в замысел Божий о человеке и даже основание для торговли детьми. Эти противоречия могла бы устранить современная законодательная база по вопросам суррогатного материнства, потребность в которой ощущается все острее. Противники суррогатного материнства обращают внимание людей на такие этические проблемы: реальная угроза для организма суррогатной мамы, ее физическому и психическому здоровью; повышенный риск заболевания у ребенка; нарушение в понятиях кровного родства и продолжения рода; необходимость сохранения тайны рождения; функция материнства становится на коммерческую основу (матка напрокат); ребенок становится «товаром»
Рассмотрим каждую проблему более подробно. Суррогатная мама подвергает свое здоровье риску не только воздействием гормональных препаратов, но и увеличением вероятности раннего токсикоза, так как в матке суррогатной матери находится плод, который генетически ей совершенно чужероден. Сторонники суррогатного материнства выражают свое сочувствие женщинам, которые мечтают о материнстве, но при этом ничего не говорят о чувствах женщины, которая выносила ребенка для других родителей. Как известно, во время беременности между матерью и ребенком возникает сильная биологическая связь. И после того как новорожденный передается генетическим родителям, суррогатная мама переживает огромный стресс. И во время беременности возможны серьезные проблемы для психологического здоровья вынашиваемого ребенка, который генетически связан со своими родителями, а питание к нему поступает от другой женщины, которая не является ему биологической родственницей, кроме этого ребенок привыкает к биению сердца суррогатной матери и ее запаху. Во время реализации связанных с суррогатным материнством процедур страдает и психика генетических родителей из-за страха, что суррогатная мать расторгнет соглашение или исчезнет. Негативные переживания возможны и в процессе воспитания ребенка. Нередко родители подсознательно ищут в своем ребенке сходство с женщиной, которая его родила. Общественные активисты, выступая против суррогатного материнства, часто приравнивают его к торговле людьми. Фактически предметом сделки становится не только вынашивание ребенка, но и сам малыш, так как по договорам суррогатного материнства часть суммы оплачивается уже после родов, то есть, цель договора- получение заказчиками готового продукта А значит, речь идет все-таки о торговле детьми. Так, если на свет появится неполноценный ребенок, генетические родители не обязаны его принимать. Поскольку само по себе суррогатное материнство является видоизмененной технологией ЭКО, точнее, ее частным случаем, то этические проблемы ЭКО остаются актуальными и для суррогатного материнства. Это, в первую очередь, проблема «лишних эмбрионов» и возможность их уничтожения, продажи, злоупотребления. В последнее время неожиданно встал вопрос инцеста, который может быть спровоцирован ЭКО. Благодаря ЭКО у одного мужчины-донора могут быть сотни детей, причем юридически они его потомством не являются, и эти дети-братья и сестры –не знают о своем взаимном родстве.
Принимая во внимание сложность морально-этических проблем суррогатного материнства, Европейское общество репродукции сформулировало главные этические принципы, связанные с этим явлением: суррогатное материнство возможно лишь как безвозмездная помощь бесплодным парам. Оно не должно быть коммерческим. Но генетические родители должны компенсировать расходы на услуги медиков, лекарства, полноценное питание беременной. Суррогатная мама привлекается к Программе добровольно и должна осознавать лежащую на ней ответственность и заботиться о благополучном протекании беременности, искусственное прерывание беременности у нее допустимо только по медицинским показаниям. Выбирая способ родов, суррогатная мама, прежде всего, должна учитывать интересы ребенка. Ребенок имеет право знать правду о своем появлении на свет. Учитывая тот факт, что суррогатное материнство рассматривается как один из способов решения постоянно ухудшающейся демографической ситуации в мире, можно с большой уверенностью предполагать, что развитию суррогатного материнства будет уделяться с каждым годом все больше внимания. Дело в том, что население Земли стареет все быстрее. ООН прогнозирует, что к середине этого столетия количество людей старше 60 превысит число детей в возрасте до 15 лет. К тому же все больше супружеских пар сталкиваются с проблемой бесплодия. Поэтому можно сделать вывод, что время теоретических дискуссий на тему суррогатного материнства заканчивается, и в российском обществе назрела потребность в четко проработанной законодательной базе этого явления на основе этических принципов Европейского общества репродукции. Медицинское сообщество, не только практикующие врачи, но и студенты-медики, должны занять активную позицию в доработке, и в обсуждении статей нового закона о суррогатном материнстве, который был принят 19 декабря 2022 года в России. Итоги первого года работы нового закона показали, что актуальные проблемы суррогатного материнства решены лишь частично, и затрагивают больше юридические аспекты, а часть морально- нравственных вопросов осталась незатронутой. В правовом поле остались по-прежнему денежные вознаграждения, то есть материнство оценивается как долговременная услуга, за которую платят деньги. Но запрет на использование донорских материалов позволяет установить границы правого поля этой процедуры- родители теперь обозначаются как генетические родители (раньше были «биологические»). Рекомендуемая длительность обследования для установления причин бесплодия составляет не более шести месяцев, проведение программы суррогатного материнства возможно только для супружеских пар или одиноких женщин, имеющих российское гражданство, суррогатная мать должна иметь гражданство РФ, рожденный ребенок приобретает гражданство РФ по рождению.
За первый год работы данного закона произошло снижение использования программ суррогатного материнства за счет требований к участию в этом граждан РФ. Это положительный факт, но ряд ограничений, не допускающий проведение программы суррогатного материнства по медицинским показаниям, по мнению многих специалистов необходимо пересматривать, так как это делает использование программы суррогатного материнства очень ограниченным.
Литература:
- С. В. Лебедев. Что такое суррогатное материнство.
- О. А. Пересада, А. В. Лебедько. Вспомогательные репродуктивные технологии: этические и юридические проблемы/Журнал «Медицинские новости» Белоруссия) 2005г. № 6
- Иваева Э. А. Суррогатное материнство: правовые и нравственные измерения проблемы./ Журнал «Медицинское право» 2008г. № 3