Ведение воинского учета в организациях: требования действующего законодательства Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 23.12.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Захарова, А. О. Ведение воинского учета в организациях: требования действующего законодательства Российской Федерации / А. О. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 264-268. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109348/ (дата обращения: 16.11.2024).



В соответствии с положениями части 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации важной целью российского государства представляется обеспечение целостности и неприкосновенности свой территории. Такого рода целевая установка без сомнений связывается с функцией обороны государства, которая является внешней функцией. Однако события последних нескольких лет и сложившейся действительности позволяют говорить о том, что для целостности и сохранности государства угрозу представляют не только внешние, но и внутренние факторы.

В данной статьей авторы рассматривают особенности ведения воинского учета в организациях и основные требования российского законодательства.

Ключевые слова: Кодекс об административных правонарушениях, воинский учет, ведение воинского учета, военнообязанные граждане, юридические лица, организации.

Воинский учет представляет собой комплекс действий, способствующий организации сбору данных по призывникам и военнообязанным сотрудникам, а также отчету в военкоматы. Данный учет должен вестись всеми организациями, вне зависимости от количества сотрудников в штате. Поскольку на данный момент осуществляется активное реформирование законодательства в сфере воинского учета, то и в текущем году также были введены некоторые изменения законодательства в части установки требований по ведению воинского учета в организациях. Таким образом, становится необходимо рассмотреть такие требования и обозначить основные нововведения в законодательстве [6, с. 198].

Так, правила ведения воинского учета установлены положениями целого ряда нормативных актов, в числе которых следующие:

1) Федеральный закон Российской Федерации № 61-ФЗ «Об обороне» [3];

2) Федеральный закон Российской Федерации № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации [4];

3) Федеральный закон Российской Федерации № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [5];

4) Положение о воинском учете, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 719;

5) Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденная Приказом Министерства обороны № 700;

6) Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Отметим, что последний документ действует только в той части, которая не противоречит остальным актам из представленного списка. Остальные все правила являются обязательными для исполнения.

В зависимости от того, кто именно состоит на учете, воинский учет может быть специальным и общим. На специальном воинском учете стоят военнообязанные лица запаса, забронированные на период мобилизации военного положения, а также служащие органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы и органов по контролю за оборотом наркотиков.

Целью бронирования, о котором идет здесь речь, является обеспечение бесперебойной работы организации во время мобилизации или в военное время. Мероприятия по бронированию инициируются работодателем, которые согласовывает с военным комиссариатом в рамках общего плана по ведению воинского учета в организации. Бронь закрепляется за должностью, но не за человеком. Так, если сотрудника переводят с забронированной должности на должность, которая не подлежит бронированию, в отношении него нужно вести общий воинский учет.

Большинство организаций осуществляет именно общий воинский учет, правила и требования ведения к которому мы рассмотрим далее.

Воинскому учету подлежат следующие категории мужчин:

1) призывники в возрасте от 18 до 27 лет, не зачисленные в запас;

2) лица, отслужившие и зачисленные в запас;

3) лица, не служившие и освобожденные от призыва;

4) выпускники военных ВУЗов или военных кафедр государственных вузов;

5) лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Женщины подлежат воинскому учету в том случае, когда у них имеется военно-учетная специальность, перечень которых представлен в приложении к Положению о воинском учете. Например, это профессии в области медицины, связи, вычислительные техники, картографии и прочее.

Возрастной диапазон для призывников может измениться. На данный момент в Государственной Думе находится законопроект, предполагающий поэтапное повышение призывного возраста до 21–30 лет соответственно. При этом, в текущем году правила остаются прежними, а изменения вступят в силу в случае их принятия с 1 января 2024 года.

Учет военнообязанных необходимо вести до момента их исключения из запаса. Предельный возраст нахождения в запасе зависит от пола, воинского звания и разряда. Женщины-офицеры находятся в запасе до пятидесяти лет, а остальные военнообязанные женщины — до сорока пяти лет.

Как это обычно принято, воинский учет в организациях осуществляется сотрудниками кадрового отдела. Причем, такой функционал должен быть обязательно прописать у их должностных инструкциях или приказе о назначении. Численность лиц, ответственных за ведение воинского учета, зависит от численности работников, которые подлежат воинскому учету. Установлены следующие нормативы:

1) численность лиц в организации, состоящих на воинском учете, менее пятисот граждан — один работник, выполняющий обязанности по совместительству;

2) численность лиц в организации, состоящих на воинском учете, от пятисот до двух тысяч граждан — один работник, освобожденный от другого функционала;

3) численность лиц в организации, состоящих на воинском учете, от двух тысяч до четырех тысяч граждан — два работника, освобожденных от другого функционала;

4) численность лиц в организации, состоящих на воинском учете, более четырех тысяч граждан — по одному работнику, освобожденному от другого функционала, на каждые три тысяч граждан сверх четырех тысяч.

Для произведения расчетов за основу принимается число подлежащих воинскому учету работников по состоянию на 31 декабря предшествующего года [8, с. 21].

Отметим, что в некоторых случаях организации предпочитают не выделять отдельно сотрудников для ведения воинского учета, а передать данный функционал аутсорсинговой компании.

Далее, обозначим, что в Федеральном законе Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» установлена обязанность организаций по ведению воинского учета. Каких-либо исключений законодателем не предусматривается, вне зависимости от вида деятельности, формы собственности и количества сотрудников. Даже в том случае, когда в организации числится всего один работник, который является при этом учредителем, но который подлежит воинскому учету, — такого рода учет придется вести.

Однако в отношении индивидуальных предпринимателей такой обязанности пока не установлено, даже если у них есть наемные работники. В это же время, при трудоустройстве работник обязан предъявить документ воинского учета, если он является военнообязанным либо подлежит призыву. Бытует мнение, что предпринимателям также стоит вести воинский учет на тот случай, если местный военкомат запросит у них информацию [9, с. 32].

В рамках ведения воинского учета в организации должен быть обязательный комплект документов, который включает в себя следующее:

1) приказ об организации воинского учета граждан: издается при постановке на учет в военкомате и обновляется перед началом каждого календарного года;

2) план работы по ведению воинского учета: разрабатывается при постановке на учет в военкомате и перед началом каждого года;

3) личные карточки по форме 10 на сотрудников, которые подлежат воинскому учету, в бумажном и электронном виде;

4) журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан;

5) расписки в приеме от работников документов воинского учета;

6) иные документы по требованию военных комиссариатов.

Обязательно для каждого типа документов должна быть заведена отдельная папка.

В соответствии с действующим законодательством выделяют следующие этапы постановки организации на воинский учет.

Первым этапом является подготовка комплекта документов для постановки на воинский учет. В этих целях необходимы учредительные документы, карточка организации по форме 18 и проект приказа об организации воинского учета. Проект приказа должен быть согласован с военкоматом до утверждения документа. Причем, у разных комиссариатов требования могут разниться [6, с. 199].

Вторым шагом является составление плана работы по воинскому учету. Первый план разрабатывается перед постановкой на учет, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. В последствии такой план необходимо составлять каждый год.

На третьем этапе назначаются ответственные за воинский учет. Прописать ответственных за воинский учет необходимо в положении и приказе о воинском учете в организации. Их кандидатуры должны быть согласованы с военкоматом.

Следующим шагом является обращение в военкомат по месту регистрации организации. На данном этапе осуществляется постановка организации на воинский учет в военкомат. Военные комиссары должны согласовывать проект приказа об организации воинского учета, план работы по ведению воинского учета, кандидатуры сотрудников, которые будут ответственны за воинский учет. После подачи документов, военный комиссар выдает справку о постановке организации на воинский учет.

Законодательством установлены общие требования к ведению воинского учета. Однако, в пределах даже одного региона могут отмечаться свои нюансы в зависимости от военкомата, к которому относится организация. Специфика сферы представляется такой, что уточнить детали в телефонном режиме или по электронной почте не представляется возможным. Чтобы уточнить или исправить какие-то моменты необходимо обязательно посещать военкомат.

В текущем 2023 году вместе с бумажным документооборотом в сфере воинского учета появился и электронной. Такие изменения вступили в силу 14 апреля, однако, на данный момент они действуют не в полной мере. В последствии предполагается появление реестра воинского учета и реестра повесток. Однако, пока их нет, постановка на воинский учет осуществляется очно, с посещением военкоматов. Только некоторая часть сведений может быть направлена через Портал госуслуг. К примеру, комиссариат может прислать работнику повестку. Сам работник должен иметь возможность направить через свой личный кабинет документы, которые необходимы для воинского учета.

На пятом этапе происходит утверждение локальных актов о воинском учете в организации. По результатам согласования с военкоматом необходимо утвердить положение и приказ о воинском учете, должностную инструкцию ответственного сотрудника, состав работников, которые будут заняты в ведении воинского учета и иных документов.

Наконец, на шестом шаге осуществляется подготовка условий для хранения документов о воинском учете. Руководитель предприятия должен выделить помещение, оборудованное железными шкафами для хранения такого рода документов. Большая их часть должна храниться в течении пяти лет. Расходы на ведение воинского учета несет само предприятие.

По результатам постановки организации на воинский учет, ответственные за него сотрудники должны осуществлять комплекс регулярных задач:

1) ведение отдельного делопроизводства по воинскому учету;

2) внесение в журнал проверок воинского учета информации о проверках военкомата;

3) составление ежегодных планов работ по воинскому учету и согласование с военкоматом;

4) заполнение и актуализация карточки на сотрудников;

5) проведение сверки данных с военкоматом хотя бы раз в год;

6) представление отчетности в военкомат и иные сведения по запросу военных комиссаров;

7) уведомление сотрудников, если на них пришла повестка.

Каждая организации при постановке на воинский учет обязана передавать в военкомат сведения. Это форма регулярной отчетности, а также может быть отчетность по запросу военных комиссаров. В соответствии с новыми правилами организации теперь ограничены в представлении сведений. Теперь об «уклонистах» нужно сообщать в течение трех рабочих дней с момента, когда работодателю стало известно об уклонении от постановки на воинский учет, а об изменении сведений, необходимых для воинского учета, — в течение пяти дней с даты их изменения. На предоставление остальных сведений по запросу комиссариата срок остался прежним и составляет две недели.

Ведение воинского учета подлежит контролю со стороны органов управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военкоматов и органов местного самоуправления. Так, если в организации больше пятисот сотрудников, то проверка будет проводится каждый год. Если же в организации состоит пятьсот и менее сотрудников, то проверка будет проводится не реже одного раза в три года [8, с. 14].

План проверок на следующий год контролеры сообщают до 31 декабря текущего года, а за пять дней до проверки организации должно быть направлено уведомление о проверке. В ходе проведения такой проверки контролеры проверяют следующие сведения:

1) наличие или отсутствие сотрудников, в отношении которых не ведется воинский учет, если такой должен быть;

2) достоверность сведений, указанных в карточках лиц, подлежащих воинскому учету;

3) система организации исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету.

Отметим, что дела о нарушениях воинского учета также рассматриваются военными комиссарами.

За нарушение требований и правил ведения воинского учета законодателем предусматривается административная ответственность. Таким образом, если не предоставить в военкомат список сотрудников при первоначальной постановке на воинский учет, не сообщить сотруднику о повестке на его имя либо не отпустить его в военкомат, организации придется заплатить административный штраф в размере от одной до трех тысяч рублей. В случае, когда организация не отчитается о принятии на работу либо об увольнении сотрудника, который подлежит воинскому учету, на нее может быть наложен штраф в размере до пяти тысяч рублей.

Предусмотрена также общая ответственность за непредставление, а также несвоевременное либо неполное представление сведений органам власти. Размер административного штрафа для юридических лиц составляет от трех до пяти тысяч рублей.

Возможно, размеры штрафов могут на первый взгляд казаться небольшими, однако при систематических нарушениях и большом штате сотрудников суммарный штраф может оказаться значительным. Такой риск особенно существует на данный момент. Так, частичная мобилизация в 2022 году вскрыла пробела в законодательстве о воинском учете, в виду чего реформирование законодательства о воинском учете принимает новые обороты [7, с. 58].

Например, в 2022 году на смену карточке сотрудника по форме Т-2 пришла карточка по форме 10. Подписывать эту карточку может только сотрудник, занятый в ведении воинского учета. Причем, приложение к Методическим рекомендациям, содержащее форму Т-2, из документа исключать не стали, поскольку такие рекомендации и приказ Министерства обороны Российской Федерации обладают большой юридической силой. Работник, который только недавно был назначен ответственным за ведение воинского учета, может допустить ошибку и начать использовать устаревшую форму. Как результат, это приведет к необходимости переделывать большой массив документов и оплачивать штрафы.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ, от 27.03.2019 г. № 130, от 01.07.2020 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 27.11.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 13.06.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ред. от 15.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 5303.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
  6. Запивахина Ю. В. Административные правонарушения в области воинского учета // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 12 (30). С. 198–200.
  7. Клименко Н. Н. Воинский учет как объект административно-правового регулирования // Мировые тенденции развития науки, образования, технологий. 2021. С. 57–61.
  8. Савенков А. Н., Кудашкин А. В. Военное право: постановка проблемы и пути решения // Государство и право. 2021. № 4. С. 7–34.
  9. Соколов Я. О. Особенности применения законодательства об административных правонарушениях в области воинского учета // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2021. № 8 (289). С. 31–37.
Основные термины (генерируются автоматически): воинский учет, Российская Федерация, военкомат, ведение, численность лиц, сотрудник, проект приказа, работник, тысяча, административный штраф.


Похожие статьи

Особенности правового положения войск национальной гвардии в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

В содержании своей научной статьи автор рассматривает некоторые аспекты правового положения войск национальной гвардии в системе национальной безопасности Российской Федерации: так, им анализируется действующее законодательство, регулирующее особенно...

Особенности административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации

Административная ответственность представляется видом юридической ответственности, обладающей своей спецификой. Это позволяет отграничивать ее от остальных видов юридической ответственности. Это наиболее распространенный вид юридической ответственно...

Гражданство как субъективное право личности и основной компонент социальной справедливости

Во всех сферах общественной жизни лицо признается субъектом соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые в своей совокупности определяют ее социальное положение в производстве и распределении общественных благ, в управлении государственными и...

Правовой режим государственной тайны

Состояние безопасности государства и общества во многом зависит от степени защищенности сведений и информации, составляющей государственную тайну. Современные реалии общественных отношений, характеризующиеся трансформацией мирового порядка, перехода ...

Уголовно-исполнительная система и проблемы обеспечения ее безопасности

На нормальное функционирование деятельности различных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают влияние различные факторы, которые могут быть как внутренними, так и внешними. На режим и безопасность функционирования указанных орг...

Проблемы квалификации похищения человека как преступления, посягающего на свободу личности

В обязанности любого государства, в том числе и Российской Федерации, вся нормотворческая доктрина которой сводится к превознесению человека, с его свободами и правами, входят сбережение и преумножение граждан, создание благоприятных и безопасных усл...

Основополагающие теоретико-правовые аспекты механизма, поддерживающего обеспечение абсолютных прав и свобод человека в рамках конституционного права Российской Федерации

В данной статье автор предлагает подробнее рассмотреть конституционно-правовой статус человека, который основан на абсолютных правах и свободах, кои не могут быть отданы или ограничены, потому как их выполнение и защита зависит от окружающих людей, о...

Правовое положение государства как участника международного частного права

Данная научная статья посвящена актуальным вопросам правового положения государства как участника международного частного права, в частности, автор рассматривает вопрос применения такого института международного частного права, как юрисдикционного им...

Необходимая оборона: практика правоприменения в России и за рубежом

В статье рассматривается правоприменение норм о необходимой обороне на примере уголовного законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь, Федеративной Республики Германия и Королевства Швеция. Автор отмечает различия в разных странах усло...

Проблемы учета, анализа и аудита в условиях экономической безопасности субъектов хозяйствования

В настоящее время количество внешних и внутренних опасных факторов, которые могут влиять на работу предприятий разных форм собственности, растет неукоснительно. Такое положение дел требует создания и введения, определенных мер, позволяющих обезопасит...

Похожие статьи

Особенности правового положения войск национальной гвардии в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

В содержании своей научной статьи автор рассматривает некоторые аспекты правового положения войск национальной гвардии в системе национальной безопасности Российской Федерации: так, им анализируется действующее законодательство, регулирующее особенно...

Особенности административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации

Административная ответственность представляется видом юридической ответственности, обладающей своей спецификой. Это позволяет отграничивать ее от остальных видов юридической ответственности. Это наиболее распространенный вид юридической ответственно...

Гражданство как субъективное право личности и основной компонент социальной справедливости

Во всех сферах общественной жизни лицо признается субъектом соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые в своей совокупности определяют ее социальное положение в производстве и распределении общественных благ, в управлении государственными и...

Правовой режим государственной тайны

Состояние безопасности государства и общества во многом зависит от степени защищенности сведений и информации, составляющей государственную тайну. Современные реалии общественных отношений, характеризующиеся трансформацией мирового порядка, перехода ...

Уголовно-исполнительная система и проблемы обеспечения ее безопасности

На нормальное функционирование деятельности различных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают влияние различные факторы, которые могут быть как внутренними, так и внешними. На режим и безопасность функционирования указанных орг...

Проблемы квалификации похищения человека как преступления, посягающего на свободу личности

В обязанности любого государства, в том числе и Российской Федерации, вся нормотворческая доктрина которой сводится к превознесению человека, с его свободами и правами, входят сбережение и преумножение граждан, создание благоприятных и безопасных усл...

Основополагающие теоретико-правовые аспекты механизма, поддерживающего обеспечение абсолютных прав и свобод человека в рамках конституционного права Российской Федерации

В данной статье автор предлагает подробнее рассмотреть конституционно-правовой статус человека, который основан на абсолютных правах и свободах, кои не могут быть отданы или ограничены, потому как их выполнение и защита зависит от окружающих людей, о...

Правовое положение государства как участника международного частного права

Данная научная статья посвящена актуальным вопросам правового положения государства как участника международного частного права, в частности, автор рассматривает вопрос применения такого института международного частного права, как юрисдикционного им...

Необходимая оборона: практика правоприменения в России и за рубежом

В статье рассматривается правоприменение норм о необходимой обороне на примере уголовного законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь, Федеративной Республики Германия и Королевства Швеция. Автор отмечает различия в разных странах усло...

Проблемы учета, анализа и аудита в условиях экономической безопасности субъектов хозяйствования

В настоящее время количество внешних и внутренних опасных факторов, которые могут влиять на работу предприятий разных форм собственности, растет неукоснительно. Такое положение дел требует создания и введения, определенных мер, позволяющих обезопасит...

Задать вопрос