На сегодняшний день система здравоохранения в нашем государстве все еще находится в процессе реформирования. Главными предпосылками здесь стали проблемы данной отрасли, включая проблемы невысокой экономической и социальной эффективности деятельности медицинских учреждений.
Реформирование привело к кардинальным изменениям не только порядка финансирования системы здравоохранения, но и к трансформации правового механизма регулирования обязанностей и прав сторон в ходе оказания медицинской помощи. Традиционная административная правовая модель управления системой здравоохранения, основой которой стали неисчисляемые положения, инструкции и приказы Министерства здравоохранения, утратила уже свою актуальность. Недостатки и просчеты реформирования отрасли привели к обострению традиционных проблем в области финансирования здравоохранения. Кроме того, были обозначены значимые недостатки в обеспечении законных интересов и прав пациентов.
Ключевые слова: государственное управление, сфера здравоохранения, медицинские учреждения, правовое регулирование, административно-правовой сектор
В Российской Федерации публичная власть состоит из трех уровней: федеральный, региональный и муниципальный. Каждый из этих уровней обладает своими характерными особенностями и полномочиями, регулирующими в том числе и систему здравоохранения.
В качестве основного документа, который регулирует все сферы деятельности в России, является Конституция Российской Федерации. Уже после нее следуют иные нормативные акты, которые вытекают из содержания Главного закона. К примеру, определяется законодательство, направленное на регулирование и защиту прав и свобод граждан, включая оказание и получение медицинской помощи. В Конституции [1] указываются законодательные акты о федеральных органах исполнительной власти, которые в меру своей компетенции регулируют вопросы управления сферой здравоохранения, прописывают вопросы законодательного федерального уровня, раскрывающие сущность стратегического планирования в системе здравоохранения. Статьи Конституции Российской Федерации также устанавливают основы законодательства, которые решают вопрос об использовании и запрете ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их применения [6, C. 619].
Законодательные акты Российской Федерации обладают юридической силой и на территории субъектов Российской Федерации, в том числе в системе здравоохранения. Наше государство, как и многие другие, входит в международные организации. На основании этого государственная власть на международном уровне были приняты законодательные акты, которые касаются сферы здравоохранения. Такие законы в подробностях рассматривают особенности системы здравоохранения по отдельным направлениям.
При наступлении пандемии российское законодательство было вынуждено добавить новые нормативно-правовые акты, которые касаются области здравоохранения. Так, в 2020 году законотворческая и нормотворческая работа проводилась в нестандартных условиях концентрации всех усилий по борьбе с новой коронавирусной инфекцией, которая оказала существенное влияние на все сферы деятельности и жизни российских граждан.
Чтобы оперативно разрешить сложившуюся ситуацию, законодательными органами был принят ряд законов, указов и постановлений. Иным важным направлением деятельности стала работа по развитию механизма, так называемой, регуляторной гильотины, чья цель состоялась в формировании и развитии более эффективной системы управления, выявлении рисков и снижении опасности до минимума. Это стало инструментом масштабного пересмотра и отмены нормативно-правовых актов, которые оказывают негативное влияние на общий бизнес-климат, направленным на сокращение административной нагрузки на бизнес.
Так, в 2020 году было принято двенадцать федеральных законов, более ста тридцати актов Правительства Российской Федерации, а также более двухсот двадцати приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации. Численность актов Правительства Российской Федерации увеличилась в четыре раза, приказов Министерства здравоохранения — в два раза по сравнению с 2019 годом. В рамках системы здравоохранения было принято сто четыре акта.
Кроме всего прочего, по причине того, что часть законодательных актов уже утратила свою актуальность, было принято решение об их отмене. По большей части, это относилось к нормативным актам по контролю. В таких сферах как медицинская деятельность, обращение лекарственных средств, обращение медицинских изделий, обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов в 2020 году было отменено сто пятнадцать актов Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения. Причем, ситуация в стране выявила необходимость разработки, принятия, утверждения более совершенных законодательных актов, которые касаются системы здравоохранения, по причине чего было принято три постановления и двадцать девять актов [7, C. 141].
В силу того, что российское законодательство на текущий момент отличается большой массивностью документов, правоведы и законодатели проделывают огромную работу в части упорядочивания, систематизации и расчистки правовой базы. В период 2019–2020 годы законодатели изучили и приняли решение о прекращении действия более двадцати тысяч актов. Также, в сфере здравоохранения отменено действие более тысяч актов СССР и РСФСР. Так, механизм «регуляторной гильотины» в системе здравоохранения показал свою востребованность. За счет проведенной работы весь массив законодательных актов, которые регулируют системы здравоохранения, был приведен в реальный, действующий процесс. Именно поэтому, такие сферы как здравоохранение, нуждаются в постоянном пересмотре и корректировке на законодательном уровне, так как ситуация пандемии четко отразила недостатки законотворческой системы в области здравоохранения и необходимость своевременного совершенствования и актуализации правовых актов.
Деятельность органов управления системой здравоохранения показывает, что Министерство здравоохранения Российской Федерации, которое является основным органом управления, также нуждается в постоянном внимании и корректировке. В 2019 году было принято только девять законов, которые касаются сферы деятельности Министерства. Для урегулирования отношений, возникших и возникающих в будущем, а также для более быстрого реагирования на вызовы современности при участии Министерства здравоохранения Российской Федерации были приняты федеральные законы, наделяющие Правительство Российской Федерации правом принимать отдельные решения, а также нормативно-правовые акты, устанавливающие особенности применения правовых режимов в различных сферах деятельности в условиях чрезвычайной ситуации либо при возникновении угрозы распространения опасных заболеваний. В частности, речь идет о Федеральном законе Российской Федерации № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и Федеральном законе Российской Федерации № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» [8, C. 80].
Кроме всего прочего, государственная власть и соответствующие органы управления несут ответственность за обеспечение гарантий в сфере здоровья, которые утверждены в законодательных актах Российской Федерации, согласно установленным полномочиям. В системе разработки, принятия и утверждения нормотворческих основ присутствует достаточно обширный диапазон органов государственной власти.
Выделенные примеры статистической работы законодательных органов отражают, что на протяжении 2019–2020 годов было отменено большое количество законов. Причем, по причине того, что многие законы утратили свою актуальность и востребованность, были приняты новые законодательные акты, которые отвечают актуальным запросам современного общества [5, C. 19].
Можно сказать, что в Российской Федерации сформирована единая система управления, которая представляет собой совокупность федеральных органов управления здравоохранением, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также представителей частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности, которые функционируют для сохранения и укрепления здоровья граждан.
Лечение и медицина в нашем государстве отличается недостаточно высоким рейтингом доверия среди граждан. Согласно информации Росстата, жители страны не часто обращаются в медицинские организации за оказанием медицинской помощи. 10 % граждан обращаются за медицинской помощью ежемесячно, 30 % — раз в полгода, 25 % — раз в год и еще 25 % — раз в несколько лет. Оставшиеся 10 % населений — это те, кто предпочитает самолечение и вовсе не обращаются в медицинские организации.
Согласно нормам статьи 41 Конституции Российской Федерации медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам на бесплатной основе за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и иных поступлений [9, C. 113].
Кроме этого, существует несколько федеральных законов, которые закрепляют системы государственного регулирования в вопросах здравоохранения. Одним из таковых является Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4], дополняющий невозможность отказа в оказании медицинской помощи, а также доступность ее во всех регионах страны.
Еще одним важным законом является Федеральный закон Российской Федерации № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [3] определяющий все виды медицинской помощи, все возможные варианты ее оказания за счет бюджетных средств, порядок расходования средств, которые направлены на обязательное медицинское страхование. В этих двух документах рассматриваются права граждан, которые касаются вопросов здравоохранения и оказания медицинских услуг.
Так, например, установлено право граждан на медицинскую и социальную помощь. В случае болезни, инвалидности и в иных случаях каждый гражданин имеет право на получение медицинской и социальной помощи, предполагающей профилактику, медицину, диагностику, реабилитацию, протезирование, а также ортопедические и зубные протезы.
Согласно имеющимся статистическим сведениям по результатам проведенного опроса среди граждан было выявлено, что около 53 % населения не удовлетворены ситуацией в российском здравоохранении. 35 % граждан полагают, что медицина у нас находится на удовлетворительном уровне, и только 7 % граждан полагают, что в данной сфере все хорошо. В особенности часто плохую оценку системе здравоохранения ставили лица старшего возраста: 60 % среди лиц в возраста от сорока пяти до шестидесяти лет, 59 % среди лиц, старше шестидесяти лет. Также, низко оценивают систему здравоохранения граждане с низким уровнем дохода: на них приходится порядка 65 %. Также, отметим, что большое беспокойство граждан вызывают высокие цены на лекарства, которое отмечают 66 % респондентов, нехватка врачей (по мнению 59 % опрашиваемых), длительные срока ожидания медицинской помощи, что отмечают 39 % отпрашиваемых, и плохая организация приема пациентов в поликлиниках и больницах, как считают 33 % респондентов.
Кроме того, по данным проведенного опроса среди населения, который, кстати, проводится Фондом «Общественное мнение» каждый год, как и в предыдущие годы, порядка 80 % респондентов считают, что самое значимое право — это право граждан на бесплатную медицинскую помощь.
Считаем целесообразным отметить, что в 2019 году реакцией на недовольство граждан стало утверждение Президентом Российской Федерации Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, предусматривающая комплекс мер по повышению качества и доступности медицинской помощи, в том числе развитие инфраструктуры медицинских организаций, оснащение их современным оборудованием и совершенствование кадрового обеспечения.
Стратегия представляется основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования, федеральных и региональных программ, а также национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография». Например, предусматривается следующее:
1) формирование системы экстренного реагирования, которая посредством индивидуальных электронных устройств способна будет обеспечить оперативное получение информации об изменении показателей здоровья пациентов из групп риска;
2) формирование специализированных мультидисциплинарных бригад по организации и оказанию паллиативной помощи;
3) расширение перечня профилактических прививок, которые включены в национальных календарь, в том числе за счет вакцинации против ветряной оспы и ротавирусной инфекции.
Кроме всего прочего, в рамках решения проблемы низкого доверия граждан к медицине в нашем государстве и не заинтересованности врачей был принят ряд законов и постановлений, стимулирующих к работе врачей и медицинских работников.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1940 медицинские работники, которые обнаружили у пациентов онкологические заболевания, получают премии. За каждый выявленный случай работнику выделяет тысяча рублей.
Важным шагом стало введение налогового вычета на любого рода лекарства, которые приобретены по назначению врача, что предусматривается статьей 219 Федерального закона Российской Федерации № 147-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [9, C. 114].
Нормативно-правовое регулирование сферы охраны здоровья граждан способствует поэтапному совершенствованию форм и методов управления. С учетом существования единого экономико-правового и социально-культурного пространства в сфере охраны здоровья населения, можно свидетельствовать о национальной системе здравоохранения Российской Федерации, которая требует постоянного контроля и развития.
Совершенствование конституционно-правового регулирования системы здравоохранения обязан реализовываться на основе развития законодательной базы в сфере охраны здоровья, которая должна основываться на закреплении норм, гарантирующих обеспечение, охрану и оказание качественной медицинской помощи. В этих целях необходимо следовать следующим направлениям:
1) развитие единых стандартов качества медицинской помощи во всех регионах государства;
2) распределение функций по оплате медицинских услуг между субъектами здравоохранения — государством, работодателями и гражданами;
3) определение объемов медицинской помощи и ее ресурсного обеспечения;
4) совершенствование системы обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
Так, можно говорить о том, что современный механизм нормативно-правового регулирования системы государственного управления здравоохранением в Российской Федерации находится на стадии активного реформирования и постоянного совершенствования.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ, от 27.03.2019 г. № 130, от 01.07.2020 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
- Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.
- Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
- Бейсембаев Д. Ж., Дубицкий А. А. Здравоохранение области как объект государственного управления (социально-экономические функции здравоохранения) // Медицинский журнал Астана. 2020. № 2 (104). С. 16–22.
- Богданова Ж. А. Совершенствования системы государственного управления в сфере здравоохранения республики Крым // Экономика и предпринимательство. 2022. № 11 (148). С. 618–623.
- Дьяконова С. Ю. Государственное управление в области здравоохранения: теоретические и общеправовые основы // Академическая публицистика. 2022. № 11–2. С. 137–143.
- Кузнецова М. А. Проблемы государственного управления в сфере здравоохранения // Молодой ученый. 2023. № 13 (460). С. 79–81.
- Полушкина Т. М., Шарикова А. Г., Шлямов А. Е. Государственное управление развитием здравоохранения // Региональные проблемы преобразования экономики. 2023. № 4 (150). С. 113–121.