В статье на основе анализа материалов судебной практики автор исследует вопросы соблюдения прав иностранных граждан при применении к ним процедур административного выдворения и депортации.
Ключевые слова: иностранные граждане, лица без гражданства, административное выдворение, депортация.
Вопросы государственного регулирования отношений в сфере миграции на сегодняшний день, с учетом сложившейся геополитической обстановки в стране, весьма актуальны. В данной связи эффективный контроль за миграционной обстановкой в Российской Федерации имеет принципиальное значение для национальной безопасности. К сожалению, статистика совершенных иностранными гражданами правонарушений стремительно растет, так по сравнению с 2021 годом количество зарегистрированных правонарушений в 2022 году по несоблюдению миграционного законодательства иностранными гражданами выросло на 50 %. Кроме того, в прошлом году всего специалисты зафиксировали 106 преступлений по организации незаконной миграции. Въезд на территорию России закрыли более 48 тыс. иностранцев, кроме того, для 33 тыс. человек приняли решение об административном выдворении. По данным главы МВД России Владимира Колокольцева количество депортированных из России иностранных граждан в 2022 году выросло более чем в 2,5 раза [2].
Следует предположить, что легальное нахождение на территории Российской Федерации иностранных граждан во многом зависит от уровня их знаний законодательства и государственного языка Российской Федерации. Безусловно, данный факт поможет (в необходимых случаях) мигрантам самостоятельно защитить свои права и свободы. В данной связи целесообразно внедрять обязательные курсы русского языка для въезжающих всех категорий иностранных граждан, в том числе и для членов семей соотечественников, приезжающих по программе добровольного переселения. Как показывает практика, не только трудовые мигранты, но и некоторые обучающиеся в учебных заведениях страны иностранные граждане с трудом понимают русский язык. Этому свидетельствуют материалы судебной практики различных регионов Российской Федерации [1].
Согласно ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы РФ заключается в принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
При этом, административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания назначается судьей, который принимает решение о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
Таким образом, применение административного выдворения, является реакцией государства на соответствующее противоправное поведение иностранных граждан и лиц без гражданства в части совершения ими административного правонарушения и должно:
— соответствовать принципам соразмерности, справедливости и индивидуализации административного наказания с учетом уровня общественной опасности и степени тяжести данных правонарушений,
— оказывать воздействие на сознание и поведение иностранных граждан и лиц без гражданства в рассматриваемой сфере отношений,
— служить дальнейшему повышению их правосознания,
— способствовать формированию позитивной социальной ответственности неопределенного круга лиц.
Устанавливая в качестве административного наказания не только административный штраф, но и административное выдворение, законодатель исходит из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности вследствие совершения ими правонарушения, а также из ее соразмерности целям административного наказания с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При этом, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих необходимость применения к нарушителю такой меры ответственности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
Выход России из Совета Европы не влечет умаления прав человека в нашей стране. Конституцией Российской Федерации установлены более широкие гарантии прав и свобод человека и гражданина по сравнению с положениями Европейской Комиссии по Правам Человека.
Основная цель государственного управления в сфере формирования системы миграционных правил заключается в качественном правовом регулировании не только вопросов привлечения к ответственности иностранных граждан за нарушение миграционного законодательства, но и в обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина в рамках применения административного наказания к иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Следует отметить, что статьей 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен национальный режим привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, т. е. указанные лица подлежат административной ответственности на общих основаниях в установленном порядке осуществления производства по делам об административных правонарушениях.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в рамках административных правонарушений, в том числе в сфере миграции, реализуются на основе базовых конституционных принципов, часть из которых получила свое закрепление в нормах КоАП РФ, а другая часть еще требует своего детального закрепления и развития.
Так, анализируя материалы судебной практики по вопросам применения мер административного выдворения мы пришли к выводу, что наиболее частые жалобы иностранных граждан при применении к ним мер административного выдворения связаны с: нарушением права на личную и семейную жизнь. ( На наш взгляд, большой ошибкой тех, кого привлекают как по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП, так и по иным составам административных правонарушений, является неверная оценка ситуации и последствий при рассмотрении дела в первой инстанции без привлечения защитника ); правом на труд; нарушением права на оказание медицинской помощи; свободу и личную неприкосновенность (при длительном содержании в центрах временного размещения иностранных граждан) и др.
Так, например, в соответствии с законодательством РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение правонарушения в сфере незаконного осуществления трудовой деятельности предусматривается штраф с административным выдворением или без такового. Исходя из анализа статистических данных, можно отметить, что выдворение в качестве дополнительного наказания применяется в большей части дел, т. е. достаточно часто или практически всегда [3].
Возможность применения таких мер в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства согласуется с конституционными положениями, согласно которым права любых лиц могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности.
При этом, в случае назначения иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации судья может применить такую меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как помещение лица в специальное учреждение, которая заключается во временном лишении таких лиц свободы посредством их подконтрольного (поднадзорного) содержания в специальном учреждении до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Поскольку данная мера является одной из форм ограничения конституционного права на свободу и личную неприкосновенность суд обязан основывать свое решение на всестороннем и объективном учете соответствующих обстоятельств. К таким обстоятельствам можно отнести характер совершенного лицом административного правонарушения, поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и т. п.
Анализ материалов судебной практики Верховного Суда РФ по пересмотру дел об административных наказаниях в отношении иностранных граждан, в части применения к ним административного выдворения за пределы Российской Федерации показал, что данный суд изменяет решения и постановления районных и региональных судов соответствующих субъектов Федерации и исключает назначение административного выдворения за пределы Российской Федерации [4].
При этом Верховный суд РФ руководствуется тем, что назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Так, например, решением московского районного суда было отменено Постановление судьи Тушинского районного суда от 12 июля 2022 г. в отношении гражданина Украины, к которому по фактическим основаниям не может быть применена процедура административного выдворения ввиду проведения на территории данной страны СВО, в данной связи выдворение украинских граждан за пределы Российской Федерации нецелесообразно по соображениям безопасности. Кроме того с 24 февраля 2022 Украина в одностороннем порядке разорвала дипломатические отношения с Российской Федерацией. В настоящее время украинские дипломатические и консульские учреждения отсутствуют. С 28 февраля 2022 в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 26 февраля 2022 г. № 188-р временно закрыты пункты пропуска через государственную границу Украины с Российской Федерацией.
Считаем, что данный факт необходимо учитывать судьям при назначении административного выдворения в качестве дополнительной меры наказания к гражданам Украины. Это позволит избежать нахождения иностранных граждан в центрах временного содержания, тем самым не будет ущемлено право иностранных граждан на свободу.
При этом согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.
Анализируя судебную практику Верховного Суда РФ можно заключить, что еще одной причиной жалоб со стороны лиц, содержащихся в ЦВСИГ МВД России на ущемление их прав, следует отметить отсутствие обеспечения данных лиц необходимыми медикаментами в виду неполной проработки данного вопроса в соответствующих нормативных правовых актах.
В качестве преодоления возникшей ситуации, практические органы вынуждены обращаться за помощью к органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для финансирования и обеспечения необходимыми медицинскими препаратами иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях МВД России.
Считаем, что применять административное выдворение необходимо только в том случае, когда это является единственным и необходимым условием достижения баланса публичных и частных интересов в рамках разрешения дел данной категории с учетом всех обозначенных критериев: характера и тяжести совершенного правонарушения; длительности пребывания в стране; срока, истекшего после совершения нарушения, и поведения лица в течение этого срока; гражданства различных заинтересованных лиц; семейной ситуации лица, длительности брака и других факторы. По нашему мнению, только такой комплексный подход позволит обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод иностранных граждан в рамках применения процедур административного выдворения.
Важно помнить, что защищая права иностранных граждан при назначении административного выдворения или применении процедуры депортации, мы не должны ущемлять права и свободы граждан Российской Федерации.
Литература:
1. Постановление ВС РФ от 14.11.2022 г. по делу № 5–527/2018; Постановление Беловицкого городского суда Кемеровской области от 10.09.2020 г. по делу № 5–994/2020; Постановление Клинского городского суда Московской области от 07.02.2020 г. по делу № 5–49/2020 // https://sudact.ru/regular/doc/oEleaz7MI6dm/?regular-txt=нуждается+в+переводчике+при+административное+выдворение®ular-case_doc=®ular-lawchunkinfo=®ular-date_from=®ular-date_to=®ular-workflow_stage=®ular-area=®ular-court=®ular-judge=&_=1689939368837&snippet_pos=146#snippet
2. В 2022 году более чем в 2 раза выросло депортированных из России мигрантов // https://tass.ru/obschestvo/17316623
3. См., например Постановление Верховного Суда РФ от 2 мая 2023 г. по делу № 5–657/2021.
4. Постановление Верховного Суда РФ от 7 июня 2023 г. по делу № 5–2/2020 // https://sudact.ru/vsrf/doc/l2aW4uDZ0vmU/?vsrf-txt=соблюдение+прав+иностранных+граждан+при+административном+выдворении&vsrf-case_doc=&vsrf-lawchunkinfo=&vsrf-date_from=&vsrf-date_to=&vsrf-judge=&_=1688036645940&snippet_pos=994#snippet
5. Евсикова, Е. В. Некоторые вопросы обеспечения и защиты прав человека в административно-деликтных отношениях в сфере миграционных правонарушений / Е. В. Евсикова. — Текст : электронный // КиберЛенинка : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-obespecheniya-i-zaschity-prav-cheloveka-v-administrativno-deliktnyh-otnosheniyah-v-sfere-migratsionnyh (дата обращения: 19.12.2023).