В данной статье рассматривается развитие музыкального сектора творческих индустрий Республики Казахстан. Анализируются аспекты функционирования музыкальной индустрии, а также ее влияние на экономику страны. Особо отмечается роль малых и средних предприятий Казахстана в работе музыкального сегмента креативных индустрий.
Автор обращает внимание на возможные пути выхода из текущей ситуации в целях интенсивного развития креативных индустрий Республики Казахстан.
Ключевые слова: Казахстан, евразийское пространство, музыкальная индустрия, креативные индустрии, музыка, авторское право, интеллектуальная собственность
This article discusses the development of the music sector of the creative industries of the Republic of Kazakhstan. The article analyzes the strengths and weaknesses of the functioning of the music industry, as well as its impact on the country's economy. The role of small and medium-sized enterprises of Kazakhstan in the work of the music segment of creative industries is particularly noted.
The author also draws attention to possible ways out of the current situation towards the intensive development of the creative industries of the Republic of Kazakhstan.
Keywords: Kazakhstan, Eurasian space, music industry, creative industries, music, copyright, intellectual property.
Введение
Почти тридцать два года независимого существования Республика Казахстан (далее — Казахстан) помимо решения вопросов преодоления последствий разрыва хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками занимается сохранением культурных связей, в частности, в сфере музыки.
По имеющимся в открытых источниках данным, в Казахстане на 2021 г. 5 % ВВП были представлены именно креативными индустриями, при этом музыка в этом секторе занимала лишь 13 %.
Сам термин «музыкальная индустрия» не новый в употреблении, но мало где нашедший отражение в официальных документах и правовых актах.
Одним из значений слово industria (лат.) в русском языке является «производство», и в контексте данного исследования речь пойдет о среде, которая занимается поиском, созданием и дальнейшим развитием своего основного продукта — музыкальной продукции.
Методы
В рамках настоящей статьи использовался междисциплинарные методы, такие как статистический и конкретно-исторический. Также был использован сравнительно-юридический метод.
Основное исследование
Музыкальная индустрия на современном этапе в Казахстане начала свое развитие в период 1990-х годов. В это время казахстанские музыканты начали создавать новую музыку, сочетая традиционные элементы с современным звучанием.
Несмотря на наличие талантливых музыкантов и исполнителей, а также самобытную и богатую культуру, музыкальная индустрия в Казахстане сталкивается с множеством вызовов. Так, граждане этой страны пока слабо представляют, что такое креативные индустрии [2]. В силу культурных особенностей, мышления и приверженности к традиционным взглядам в казахстанском обществе эта сфера не воспринимается как отдельная отрасль экономики. Тем не менее в стране принята «Концепция развития креативных индустрий на 2021– 2025 гг.» [1], которая предлагает следующие направления улучшения работы этой сферы, в том числе:
— переход к «экономике знаний»;
— увеличение объемов не сырьевого экспорта;
— предоставление рабочих мест молодёжи и лицам с ограниченными возможностями;
— увеличение скорости получения и передачи информации, а также доступ к средствам создания продуктов или услуг, с помощью которых можно извлекать прибыль;
— самореализация творческих людей и творческом развитии населения страны.
Традиционное музыкальное искусство претерпевает новые изменения и интеграции в свою структуру, подстраиваясь под общую тенденцию развития массовой музыкальной индустрии, отражающей мировые процессы вестернизации и глобализации. Данный процесс, стоит отметить, является составной частью общего процесса трансформации и развития казахского традиционного музыкального искусства, пережившего в ХХ веке значительные метаморфозы. Следовательно, несмотря на резкие сдвиги, произошедшие в истории казахской музыки, композиторы максимально сохраняют близость к национальным истокам.
В годы независимости Казахстана наблюдался растущий интерес к традиционной культуре. Это было заметно в разных аспектах. Во-первых, заметно возросло признание музыкантов и композиторов, работающих в традиционном русле. Во-вторых, музыканты-профессионалы значительно расширили сферу своей деятельности благодаря синтезу элементов массовой, традиционной музыки. Главным образом, это проявлялось в концертных программах, включающих, помимо произведений европейского академизма, сочинения массовой культуры, обработки и аранжировки памятников национального искусства.
Основными представителями креативного сектора экономики Казахстана являются молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет. Большая часть креативной индустрии сосредоточена в двух крупнейших городах страны — Астане и Алматы. Как и в других странах мира, «в креативных отраслях Казахстана преобладают небольшие фирмы, при этом 75 % всех фирм во всех городах являются государственными и культурными организациями» [5].
Эксперты и участники рынка считают, что успешных с коммерческой точки зрения проектов в сфере креативной индустрии в Казахстане не так много. Однако существует недооценка потенциала отрасли по разным причинам. Креативный сектор экономики является новым и недостаточно развитым для Казахстана, но обладает значительным экспортным потенциалом и может быть использован для создания положительного образа страны.
По имеющейся информации креативный сектор более широко представлен среди индивидуальных предпринимателей и малого и среднего бизнеса, что дает им возможность быть гибкими и легко приспосабливаться к внешним условиям. Этим предпринимателям и компаниям необходимо научиться быстро реагировать на воздействие пандемии и кризисов, мотивируя своих сотрудников с помощью материальных вознаграждений, которые оказались важнейшим инструментом мотивации в этой области.
Кроме того, как показывает опыт стран, успешно развивающих креативный сектор, активное участие государственных структур в развитии и поддержке креативных индустрий, улучшение законодательной базы и формирование официального понятийного аппарата и статистики креативного сектора поможет сформировать зрелое понимание креативного сектора как самостоятельной отрасли, что будет способствовать его развитию.
На современном этапе, в связи со стремлением экономики страны к смене индустриальной отрасли на креативную [6], творческая деятельность нуждается в адаптации к новым условиям, сталкивается с видимыми изменениями, происходящими в процессе создания нового материала и его подачи.
Одной из проблем, с которой сталкиваются организации в креативном секторе, является поиск компетентных сотрудников, так как они являются основой созидательного труда. Отдельно отмечается необходимость «скорректировать образовательные программы с учетом реализации положений, обозначенных в документе «Концепция развития креативных индустрий на 2021–2025 годы» [1].
В одном из исследований, посвященных развитию креативных индустрий Казахстана [6] были выделены основные целевые индикаторы по реализации плана развития креативных индустрий до 2025 года:
1) «Особенности в процессе развития креативных навыков, обучаемых посредством создания и верной последующей организации дополнительного образования;
2) Доработка и корректировка образовательных программ;
3) Повышение квалификации работников творческих профессий, рост профессионального интереса со стороны предпринимателей;
4) Аренда субъектами креативных индустрий объектов государственной собственности на льготной или безвозмездной основе в целях создания новых произведений искусства» [1].
Потенциал креативного сектора остается недооцененным из-за недостатка освещения в СМИ, отсутствия информативных исследовательских данных, надежной статистической информации, законодательной поддержки и существенной финансовой помощи. Многие талантливые музыканты вошли в историю музыки в период независимости Казахстана. Несмотря на вышеупомянутые проблемы, молодые казахстанские исполнители, такие как Димаш Кудайберген, Бахтияр Мамедов, Адиль Кулмагамбетов, Назима Жанибекова, Иманбек Зайкенов и многие другие, активно продвигают музыкальную культуру своей страны за рубежом и с каждым годом выпускают все больше материалов, насыщенных казахским колоритом. В стилистическом плане, в целом, можно отметить «преобладание диатоники и натуральных ладов, с опорой на квинту и кварту, акцентуацию слов восклицаний в обрядовых жанрах, семисложник в основе стиха. Всё это является органическими элементами музыкального мышления казахов» [6]. И именно эти обстоятельства служат объектом всеобщего обсуждения на международном экономическом рынке и внимания со стороны конкурентов.
Таким образом, подводя итоги упомянутого исследования [6], авторы подчеркивают, что в контексте политической стратегии страны крайне важной задачей является развитие культурно-экономического сектора, ориентированного на развитие креативного сектора, связанного с воспитанием и формированием общества с творческим мышлением и активностью, способного создавать актуальные и необходимые проекты.
Отмечается [7], что одним из факторов, препятствующих развитию музыкальной индустрии, а именно, отсутствие приемлемого уровня законодательного регулирования авторского права. В частности, обостряется техническая составляющая распространения объектов авторского права в указанной среде, а имеющиеся крупные разбирательства по авторскому праву в Казахстане, касались в основном исков иностранных корпораций к компаниям РК, что не дает возможностей для глубокого анализа. Так, некоторые казахстанские музыкальные исполнители уже достигли высоких позиций в национальных чартах. Однако, производство музыки в Казахстане остается незначительным по сравнению с другими странами.
Также, наиболее значимыми проблемами в казахстанской музыкальной индустрии являются [1]:
— недостаток инвестиций;
— ограниченность рынка;
— недостаток внутренних инфраструктуры;
— отсутствие зарубежных производителей музыкальных инструментов.
Частично решить проблему помогут различные стриминговые сервисы, которые позволят убрать посредников между автором (музыкантом, сценаристом) и конечным потребителем — подписчиком. Экономически эта проблема осложняется неготовностью граждан Казахстана оплачивать доступ к цифровому контенту, хотя и ожидается, что в ближайшие 5–10 лет ситуация может поменяться.
Отсутствие инвестиций в музыкальную индустрию Казахстана является одной из основных причин ее замедленного развития. Кроме того, множество рекламных коммерческих агентств не проявляют интереса к спонсорству музыкальных мероприятий в стране. Это, в свою очередь, ставит под угрозу развитие музыкальных талантов и индустрии в целом.
Казахстанский музыкальный рынок представлен небольшим количеством компаний. Все они нацелены на усиление своей конкурентоспособности и могут быть не заинтересованы в поддержке музыкальных талантов, участие в проектах, или на создании музыкальных каналов. Недостаточность внутренних структур и инфраструктуры также является серьезной проблемой в среде казахстанских музыкантов. Например, многие из них не могут найти студию, чтобы записать свою музыку.
Сегодня понятия «национальная идентичность» и «национальный код страны» составляют часть инструментария, задействованного в укреплении единства культурного пространства страны и поддержания уникальности казахской нации, сконцентрировавшейся в проектах, ядром которых являются казахские специалисты и локации. В дальнейшем, это будет способствовать формированию имиджа страны на международной арене и обеспечит положительный имидж. Важным фактором является интеллектуальный капитал, выражающийся в таланте и творчестве исполнителей с большим потенциалом, что приведет к созданию новых рабочих мест в сфере креативного сектора.
Несмотря на все указанные особенности музыкального рынка Республики Казахстан, многие эксперты в области музыкальной индустрии в Казахстане согласны, что у страны есть большой потенциал для дальнейшего развития. Особое внимание должно быть уделено инвестированию в компании, связанные с музыкальными проектами, маркетингом, и расширением рынка. Отмечается необходимость увеличить количество фестивалей и мероприятий, посвященных музыке в Казахстане. Этот шаг может способствовать увеличению популярности музыкантов страны в международном масштабе и в итоге привести к росту зарубежных инвестиций в музыкальную индустрию Казахстана.
Тем не менее, в Казахстане принимается ряд мер, направленный на стабилизацию положения отрасли креативных индустрий.
В первую очередь за последние 10 лет возрос объем инвестиций в развитие креативного сектора страны [8], а вклад в экономику на 2021 год составил 2,7 %. Особые надежды в части развития творческих индустрий в целом правительство Казахстана возлагает на город Алматы, где создан специализированный креативный сектор.
Отмечается, что в городе действуют 17,8 тыс. предприятий креативного сектора [8], что составляет 8,8 % от всех предприятий страны. Планируется, что к 2025 году этот показатель увеличится до 31,4 тыс. и составит уже чуть более 10 % всех предприятий страны. Сегодня в городе трудоустроены около 44,9 тыс. человек. Налоговые поступления от предприятий креативных индустрий города за 2020 год составили 37,7 млрд тг (по курсу тенге –доллар на 2020 год — 91,2 млн долл США), а объем оказанных услуг — 402,8 млрд тг. (по курсу тенге –доллар на 2020 год –975,3 млн долл США)» [8].
В соответствии с международной практикой для развития креативного сектора необходимо сотрудничество между креативными компаниями, университетами и городами. «Концепция развития креативных индустрий на 2021–2025 годы» [1] охватывает десять направлений: кино и анимация, литература, мода, новые медиа и цифровые технологии, театр, опера и балет, киберспорт и создание игр, архитектура и дизайн, музыка, современное искусство, индустрия развлечений. Планируется, что такое сочетание элементов креативных индустрий должно быть выстроено в городе Алматы́.
Алматы — единственный город в Центральной Азии, являющийся частью сети креативных городов ЮНЕСКО в категории “музыка”. В 2022 году планируется открытие музыкальной лаборатории Open Music Lab, предназначенной для создания новой музыки и взаимодействия между музыкантами-участниками лаборатории.
В настоящее время в городе успешно функционирует первый проект в области креативной индустрии — креативный центр «Alatau», который ежедневно посещают свыше 700 человек. В этом пространстве есть 25 бесплатных кружков для детей, место для проведения мастер-классов, библиотека, образовательный и выставочный центр ArtBi. Планируется, что такие центры будут создаваться во всех частях города, и в будущем планируется создание сети креативных центров в каждом районе. [8].
Заключение
Музыкальная индустрия Казахстана — это обширная и разнообразная область, потенциал которой все еще не полностью раскрыт. Однако, с правильной поддержкой и инвестированием, ее можно превратить в область, в которой казахстанские музыканты могут процветать и добиваться международного признания.
Проблемы, отмеченные для Казахстана характерны для страны лишь недавно вступивший на путь рыночной экономики. Для большинства населения Евразии, эта страна остается «terra incognita» в музыкальном плане (для СНГ ситуация несколько позитивнее) в силу объективных факторов: другой язык, отсутствие развитой системы поиска, поддержки и взращивания талантливой молодежи в сфере музыки, недостаточное правовое регулирование вопросов авторского права.
Практики [9] отмечают, что несформированный рынок, попустительство по поводу защиты авторских прав правообладателями и устаревшее, игнорирующее вопросы авторского права в интернете законодательство действительно формируют весьма серьёзное препятствие развитию всей сферы авторского права и неизбежно отражается на состоянии музыкальной индустрии.
Литература:
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2021 года № 860 «Об утверждении Концепции развития креативных индустрий на 2021–2025 годы» [Электронный ресурс] URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000860 (дата обращения: 31.08.2023).
- Жупарова, А. С. Креативные индустрии в развивающихся странах: опыт Казахстана / А. С. Жупарова, А. К. Кожахметова // Central Asian Economic Review. — 2021. — № 4(139). — С. 100–110. — DOI 10.52821/2789–4401–2021–4-100–110.
- Казахские песни 2023: будущее музыкальной индустрии Казахстана [Электронный ресурс] URL: https://food-receptkphoto.ru/kazahskie-pesni-2023-buduschee-muzykalnoy-industrii-kazahstana (дата обращения: 31.08.2023).
- Мурзалиева С. С., Акпарова Г. Т. Народное возрождение и современные тенденции национальных традиций музыкальной культуры Казахстана // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2020 № 4 С. 206–216.
- Притворова Т. П., Абзалбек Е. Ж. Постиндустриальные услуги в Казахстане: оценка динамики и структуры в контексте мировых тенденций // Экономика Центральной Азии. — 2019. — № 1(3). — C.35–52.
- Бекмагамбетова, Ж. А. Музыкальное искусство на современном этапе Казахстана в условиях креативной индустрии / Ж. А. Бекмагамбетова, Г. А. Бегалинова // Керуен. — 2022. — Т. 75, № 2. — С. 272–282.
- «В музыкальной индустрии Казахстана нет авторского права» [Электронный ресурс] URL: https://kokshetau.asia/newskz/v-myzykalnoi-indystrii-kazahstana-net-avtorskogo-prava-aizatylla-hyssein-12-maia-2023–18–17/ (дата обращения: 31.08.2023).
- Алматы — локомотив развития креативных индустрий [Электронный ресурс] URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/almaty-creative/press/news/details/279571?lang=ru (дата обращения: 31.08.2023).
- Почему защита авторских прав не развита в Казахстане? [Электронный ресурс] URL: https://kapital.kz/gosudarstvo/76107/pochemu-zashchita-avtorskikh-prav-ne-razvita-v-kazakhstane.html (дата обращения: 31.08.2023).
[1] Статья подготовлена в рамках НИР 2-ГЗ-2023 «Творческие (креативные) индустрии (по видам) как социально-экономический сегмент в государствах-членах ЕАЭС: состояние и перспективы», проводимой в рамках государственного задания в ФГБОУ ВО РГАИС.