Информатизация судебных систем путем внедрения современных IT-технологий является сегодня одним из наиболее эффективных способов повышения уровня доступности и качества правосудия в мире.
Внедрение электронных сервисов правосудия способно значительно ускорить процесс судопроизводства, сократить нагрузку на аппарат суда, повысить уровень открытости судебной системы, а главное — облегчить доступ граждан и бизнеса к судебной процедуре через сокращение расходов, обусловленных необходимостью физического присутствия сторон и/или привлечения профессионального представителя.
Ключевые слова: информатизация, судебная система, IT-технологии, судопроизводство, информационные технологии, электронный документооборот.
На сегодняшний день представить современный суд без каких-либо информационных технологий просто немыслимо, а значение подобных технологий трудно переоценить.
Впервые в российской практике Федеральным законом впервые от 27.07.2006 № 149-ФЗ были официально установлены понятия информации, информационных технологий и защиты информации. Этот закон определил основные принципы работы с информацией, права и обязанности владельцев информации, а также меры по защите информации [3].
В дальнейшем Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ было определено понятие информации о деятельности судов. Согласно этому закону, информацией о деятельности судов считается информация, подготовленная и принадлежащая судебным органам и учреждениям, органам судебного департамента и органам судейского сообщества, а также информация, относящаяся к деятельности судов, законодательству, устанавливающему порядок судопроизводства и регулирующему вопросы деятельности судов [2].
Этот закон также указывает, что перечень информации о деятельности судов не ограничивается только указанными категориями, и суды имеют право обрабатывать и другие информационные данные, которые могут быть интересны для участников судебного процесса.
В то же время, учитывая, что система подачи электронных заявлений, исков и жалоб заработала только в 2017 году, до сих не обобщена практика применения подачи электронных документов и не выработан опыт по совершенствованию алгоритма действий, защиты и модернизации законодательства в данной сфере.
Тем не менее, применение информационных технологий в судах общей юриспруденции уже принесло значительные выгоды и положительные изменения. Введение электронных заявлений и исков позволяет существенно упростить процедуры предъявления и документооборота, сократить время рассмотрения дела, улучшить доступность и удобство для граждан и юридических лиц [6, с. 100].
Система электронного документооборота также способствует повышению эффективности работы судов общей юриспруденции, уменьшению количества бумажных документов, сокращению возможности искажения информации и улучшению ее сохранности. Судебные решения становятся более прозрачными и доступными для общественности.
Другой важной сферой применения информационных технологий в судах общей юриспруденции является автоматизация судебных процессов. Технологии машинного обучения и искусственного интеллекта позволяют судам общей юриспруденции справляться с большим объемом данных, анализировать их и принимать правильные и обоснованные решения. Это помогает увеличить эффективность работы судей и снизить вероятность ошибок в принятии решений.
Однако, несмотря на все преимущества, применение информационных технологий в судах общей юриспруденции также сопряжено с определенными вызовами и рисками. Необходимо обеспечивать надежность и безопасность хранения и передачи данных, защиту от несанкционированного доступа и злоупотреблений. Также важно разрабатывать и совершенствовать соответствующее законодательство, чтобы регулировать использование информационных технологий в судебной сфере и обеспечить защиту прав и интересов граждан [4, с. 69].
В целом, информационные технологии сыграли и продолжают играть ключевую роль в современной судебной системе, улучшая доступность, эффективность и прозрачность судебных процессов. Они стали неотъемлемой частью судебной практики и их значение трудно переоценить. Это направление требует дальнейшего развития и совершенствования, чтобы обеспечить эффективную и справедливую правосудную систему для всех граждан.
Имея унифицированные образцы исков, заявлений и жалоб, люди могут легче ознакомиться с необходимыми правовыми процедурами и разработанными формами документов. Это позволяет гражданам более точно и четко сформулировать свои претензии и обращения в суы общей юриспруденции.
Кроме того, наличие у судов собственных интернет-сайтов позволяет обеспечить прозрачность и доступность информации о работе судов. Люди могут получить информацию о судебных заседаниях, сроках проведения дел, судьях, участвующих в процессе, а также о документах, необходимых для участия в судебном процессе.
Это рационализирует взаимодействие между гражданами и судами, экономит время и сокращает затраты на поиск информации. Кроме того, обобщения судебной практики, инструкции и судебные решения, размещенные на сайтах судов, помогают гражданам лучше понимать свои права и обязанности, а также ориентироваться в судебной практике.
Таким образом, наличие у каждого суда собственного интернет-сайта с ценной информацией является важным элементом развития информационно-телекоммуникационных технологий в сфере правосудия. Оно способствует повышению доступности и прозрачности работы судов, обеспечивает эффективное взаимодействие между гражданами и судами, а также упрощает процесс обращения в органы судебной власти для защиты своих прав и интересов [7].
В то же время, не стоит оставлять без внимания и иные информационные технологии, которые активно внедряются в деятельность судебных органов. В первую очередь это применение аудио- и видеопротоколирования хода судебного заседания.
Ежегодно в федеральном бюджете предусматриваются значительные финансовые средства, направленные на развитие информационных технологий в судах общей юрисдикции, однако мало кто задавался вопросом, насколько эффективны эти финансовые вложения, что удалось сделать позитивного и высокотехнологичного за последние десятилетия в судебной системе; насколько эффективно по сравнению с судебными органами других стран применяются информационные технологии с целью обеспечения соблюдения требований законодательства, а также прав и свобод человека и гражданина в судопроизводстве; какие пробелы и проблемы применения информационных технологий в судах общей юрисдикции существуют в настоящее время и какие способы необходимо предпринять для их решения; насколько учтены законодателем особые географические условия отдельных регионов Российской Федерации при применении информационных технологий в судах общей юрисдикции.
На сегодняшний день можно выделить 3 главных правовых проблемы применения электронного документооборота и ИКТ в судах общей юриспруденции [5, с. 158]:
– отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей применение электронного документооборота в повседневной деятельности судов при осуществлении внутреннего делопроизводства;
– слабая проработка нормативно-правовой базы, позволяющей судам осуществлять взаимодействие с другими участниками в электронном виде;
– пробелы в законодательстве, регулирующем использование ЭП. Данные проблемы требуют скорейшего решения и урегулирования со стороны государства.
Таким образом, внедрение современных IT-технологий в судах общей юриспруденции позволяет судам эффективнее проводить процессы, ускорить принятие судебных решений и повысить доступность правосудия для всех граждан. Электронные сервисы правосудия позволяют управлять судебными процессами, хранить и обрабатывать большие объемы информации, автоматизировать процессы и упростить работу судей, адвокатов и граждан.
Однако внедрение современных IT-технологий в судебные системы требует соблюдения высоких стандартов безопасности, защиты персональных данных и электронной подписи. Необходимо также обеспечить доступность и обучение граждан использованию электронных сервисов правосудия, чтобы все граждане имели равные возможности получения юридической помощи и защиты своих прав.
Литература:
- Федеральный закон от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» // Собрание законодательства РФ 2016. № 26. Ст. 3889.
- Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 2008. № 52. Ст. 6217.
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ 2006. № 31. Ст. 3448.
- Аносов А. В. Информационно-правовые вопросы формирования электронного правосудия в Российской Федерации // Диссертация кандидата юридических наук. М., 2022. 161 с.
- Василькова С. В. Электронное правосудие в государственных судах // Диссертация кандидата юридических наук. Санкт-Петербург. 2022. 213 с.
- Медведева М. О. Информационные технологии в уголовном процессе: некоторые нормативные определения // Юрист-Правоведъ, 2021, № 5(78). С. 99–102.
- Шараев С. Ю. Электронное правосудие: итоги и перспективы. Интервью. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/company/cooperation/gov/action/regional/271319/ (дата обращения: 16.12.2023).