В данной статье исследуется роль семейных стилей в формировании аддиктивного и аутоагрессивного поведения. Авторы основываются на предположении, что семейные стили, такие как перфекционизм, контроль, строгие правила, насилие, недостаток поддержки и эмоциональной связи, могут способствовать возникновению и развитию аддиктивных и аутоагрессивных поведенческих проблем у детей и подростков.
Для проведения исследования авторы использовали методы сбора данных, такие как анкетирование, интервьюирование и анализ документов, чтобы получить информацию о семейном стиле их студентов. Затем они провели статистический анализ полученных данных, чтобы определить связь между семейными стилями и аддиктивным и аутоагрессивным поведением.
Результаты исследования показали, что определенные семейные стили, такие как контроль и насилие, были связаны с увеличением вероятности развития аддиктивного и аутоагрессивного поведения у детей и подростков. Более того, недостаток эмоциональной поддержки и связи в семье также имел отрицательное влияние на их поведение.
В заключение, данная статья подтверждает гипотезу о том, что семейные стили играют важную роль в формировании аддиктивного и аутоагрессивного поведения у детей и подростков. Основываясь на этих исследованиях, возможно разработать интервенции, направленные на помощь семьям в изменении своего стиля воспитания и создании благоприятных условий для развития позитивного и здорового поведения у детей и подростков.
В наши дни возрастает частота проявлений аддиктивного и аутоагрессивного поведения. Эти явления могут возникать практически в любом возрасте, однако одно из самых ярких проявлений — детский и подрастковый возраст.
Современные аддикции имеют тенденцию к усложнению, изменению и модернизации в связи с ускоряющимся информационно-техническим прогрессом. Молодое поколение все более втягивается в новые, интересные для себя виды деятельности (через развитие компьютерных, игровых технологий, социальных сетей, через появление планшетов, смартфонов). Прослеживается тенденция к коморбидности аддикций.
Называют различные причины данной тенденции. Наиболее частыми среди них является повышение учебной нагрузки в данном возрасте, смена места жительства и круга общения, переосмысление жизненных ценностей и, конечно, внешние обстоятельства, вызывающие тревогу.
Внимание проблеме аддиктивного поведения уделяли такие ученые, как Т. В. Воробьева, А. В. Ялтонская, Я. И. Гилинский, Н. Н. Иванец, И. П. Анохина, М. А. Винникова, М. Е. Позднякова, С. А. Кулаков и др. [3; 4; 7; 8; 10].
Одним из основных источников аддиктивного и аутоагрессивного поведения является семья. Ведь именно семья — это первый институт социализации, с которым человек сталкивается в своей жизни. Ребенок является частью семьи, выполняет внутри нее различные функции, участвует в различных взаимоотношениях. Именно из семьи человек с самого рождения получает информацию об окружающем мире. Вероятность проявления аддиктивного и аутоагрессивного поведения людей во многом зависит от того, сталкивались ли они с данными проявлениями внутри своей семьи особенно в детском возрасте. В связи с этим для практической психологии и педагогики актуальна задача исследования влияния семейных стилей на развитие аддиктивного и аутоагрессивного поведения, решение которой позволит найти наиболее эффективные пути выявления, профилактики и преодоления этого негативного факта.
Основная часть
Проблема связи семейных стилей с формированием аддиктивного и аутоагрессивного поведения имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом рассматривали данную проблему с точки зрения различных аспектов. Однако общие взгляды так и не были сформированы, и проблема остается сложной и поэтому актуальной. Аутоагрессивное поведение включает в себя 2 понятия — суицидальное поведение и аутодеструктивное поведение.
Суицидальное поведение, состоящее в специально организованных действиях, направленных на лишение себя жизни.
Э. Дюркгейм выделяет 3 типа такого поведения:
– «аномическое» — поведение, которое возникает ввиду различных кризисных ситуаций и личных трагедий человека;
– «альтруистическое» — поведение, целью которого является создание блага другим людям нередко в ущерб самому человеку;
– «эгоистическое» — поведение, которое обусловлено конфликтом с окружающим миром. Нередко данный конфликт бывает связан с невозможностью или нежеланием выполнения требований и правил, предъявляемых социумом [5].
Аутодеструктнвное поведение (или саморазрушающее поведение), которое состоит в целенаправленных действиях, результатом которых нередко становится физическое или психическое разрушение личности, однако нередко такие действия могут привести к суициду [12].
А. В. Ипатов выделяет два вида аутодеструктивного поведения:
– прямое, которое заключается в непосредственном причинении вреда самому себе в течение определенного времени;
– косвенное — отсроченное саморазрушение или самоповреждение. Оно часто не осознается индивидом и объясняется снятием стресса или релаксацией (например, прием алкоголя, табакокурение и т. д.) [15].
Часть лиц с аутоагрессивным поведением (чаще с психическими аномалиями) имеет тенденцию к испытанию боли и сопряженных с ней сильных эмоциональных переживаний, в то время как исход аутоагрессии для них не является значимым. Подобная специфика отмечается при аутоагрессивном поведении в рамках аддиктивного типа девиантного поведения.
Семья — это самый первый институт социализации ребёнка. Функциональное назначение семьи складывается из важных составляющих. Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные отношения. Дисфункциональные семьи разрушают не только отношения, но и личностные свойства. Паттерны поведения, усвоенные в таких семьях, не могут способствовать укреплению целостности личности ребенка и адекватному восприятию себя и других людей. Для детей из дисфункциональных семей осложнены такие значимые для личности процессы, как принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптация к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор [2].
К основным функциям семьи относят следующие: воспитательную, хозяйственную, эмоциональную, функцию духовного общения, функцию первичного социального контроля, сексуально- эротическую функцию.
Однако важно отметить, что вместе с изменением социальных условий могут изменяться и функции семьи, их содержание и значимость. К таким изменениям могут вести следующие причины:
– личностные особенности членов семьи;
– низкий уровень доверия и взаимопонимания;
– изменение условий жизни семьи;
– неполный состав семьи;
– недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и воспитании детей [12].
Как специфические, так и неспецифические функции семьи находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, поэтому нарушение любой из названных выше функций ведет к нарушению семейной системы и внутрисемейных отношений, что может иметь достаточно серьезные последствия.
О роли родительского программирования и так называемого сценария впервые заговорил Э. Берн. Он отмечал, что «Сценарий — это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора» [5, с. 47].
В выборе аддиктивных агентов ребенок может либо повторить родительский сценарий, либо может сработать антисценарий, и ребенок избежит участи родителей, выбрав собственные средства.
Важно отметить тот факт, что внутри каждой конкретной семьи существует свой собственный язык аддикции. Это означает, что члены данной семьи при образовании новых отношений ищут таких людей, которые говорят с ними на общем или схожем языке. Такой поиск производится на каком-то неосознаваемом эмоциональном уровне.
Аутоагрессивное, как и аддиктивное, поведение формируется, как правило, в детском его возрасте. Причины его формирования можно заметить прежде всего внутри семьи. Основными причинами аутоагрессивного поведения (которое проявляется уже во взрослом возрасте) можно считать следующие:
– Неадекватные и необъективные наказания. Очень часто взрослые выбирают наказание, неадекватное совершенному ребенком проступку. Часто в качестве наказания используются оскорбления или физическое наказание. При этом ребенок в силу возраста и иерархии, существующей в каждой семье, не может ответить взрослому и вынужден терпеть данную несправедливость. Важно отметить, что накопленные негативные эмоции ребенок может реализовывать на тех, кто слабее — младших сиблингах или животных. Однако часто эти эмоции выплескиваются на него самого в виде аутоагрессии;
– Конфликты в семье между взрослыми. Ссоры, происходящие на глазах у ребенка, вызывают в нем целую массу негативных эмоций, начиная страхом и заканчивая чувством вины. Эти эмоции находят выход в повреждении детьми собственного тела;
– Ощущение недостатка внимания. Если родители в силу различных обстоятельств заняты и не проявляют интереса и внимания в сторону ребенка, он пытается завладеть их временем различными способами, одним из которых, конечно, являются проявления аутоагрессии, выраженные абсолютно разными действиями;
– Завышенные требования к детям. Когда к ребенку предъявляются такие требования, которым он не способен соответствовать, может сформироваться заниженная самооценка. Кроме того, у детей, к которым предъявляются завышенные требования зачастую возникает страх перед возможными ошибками или неудачами и чувство вины, когда этот страх сбывается. Чтобы искупить вину, ребенок причиняет вред самому себе;
– Пример родителей. Если родители проявляют аутоагрессию, то и ребенок будет копировать их модель поведения [1]. Задачей нашего исследования нам было интересно выявить роль семейных стилей в формировании аддиктивного и аутоагрессивного поведения у студентов. Для этого мы использовали корреляционный анализ c использованием коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. По итогу анализа была составлена корреляционная плеяда (рисунок 1.).
Рис. 1. Корреляционная плеяда связи стилей семейного воспитания и аддиктивного и аутоагрессивного поведения у студентов
Из рисунка 1. видно, что существует положительная связь на уровне статистической значимости между такими показателями как «Авторитарный» и «Добровольный уходи из жизни» (r=0,538 при р≤0,05). Такая связь указывает нам на то, чем сильнее проявляется авторитарный стиль воспитания в семье, тем сильное проявляется аутоагрессивное поведение у респондентов, которая проявляется в суицидальных мыслях и желании покончить с собой.
При авторитарном стиле воспитании была обнаружена и отрицательная обратная связь на высоком уровне значимости между такими показателями как «Авторитарный» и «Студенческие проблемы» (r=-0,538 при р≤0,01). То есть, чем авторитарнее стиль воспитания был у студента, тем меньше проблем в студенческое время, так как такие люди в основном очень замкнуты, не готовы идти на конфликт и уходят от них.
Отрицательная связь была обнаружена на достоверном уровне значимости по показателям «Авторитетный» и «Аддиктивное поведение» (r=- 0,374 при р≤0,05). То есть, чем открытее родители для общения со своими детьми на разные темы, готовы прийти на помощь, если это необходимо, верят в успех самостоятельной деятельности своего ребенка, тем меньше вероятность, что у респондентов будут проявляться склонности к аддиктивному поведению.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существует связь семейных стилей и аддиктивного и аутоагрессивного поведения студентов, а именно: чем лучше родители общаются со своими детьми, имеют доверительные отношение, тем меньше вероятность проявления аддиктивного поведения. При этом, чем сильнее проявляется авторитарный стиль воспитания в семье, тем сильнее проявляется аутоагрессивное поведение у респондентов, которая проявляется в суицидальных мыслях, подтвердилась.
Заключение
В рамках данного исследования была изучена связь семейных стилей с формированием аддиктивного и аутоагрессивного поведения у студентов. Был проведен теоретический обзор и эмпирическое исследование по данному вопросу.
В теоретической части работы были изучены труды Т. В. Воробьевой, А. В. Ялтонской, Я. И. Гилинского, Н. Н. Иванец, И. П. Анохиной, М. А. Винниковой, М. Е. Поздняковой, С. А. Кулакова, А. Г. Амбрумовой, В. А. Тихоненко, В. В. Ковалева, Г. Я. Пилягиной, А. А. Реана в области изучения аддиктивного и аутоагрессивного поведения, а также работы Э. Гидденса. А. В. Черникова, А. В. Мудрика, А. Я. Варга, Т. С. Драбкиной, Л. Д. Шнейдер по проблеме семейных стилей [2; 5; 3; 4; 6; 7; 8; 9; 10; 11].
Аддиктивное и аутоагрессивное поведение — сложный психологический конструкт, который включает поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты, и определяется, как тенденция к саморазрушающему (осознанно или неосознанно) поведению. На данном этапе исследования нет точных сведений, как закладывается этот психический феномен, но известно, что на него влияет. Различные семейные стили — вот что оказывает первоочередное влияние на формирование аддиктивного и аутоагрессивного поведения.
В наши дни возрастает частота проявлений аддиктивного и аутоагрессивного поведения. Эти явления могут возникать практически в любом возрасте, однако одно из самых ярких проявлений — студенческий возраст. Аддиктивное и агрессивное поведения может проявляться по- разному: первое, например, через наркотическую или алкогольную зависимости, табакокурение, токсиманию или нехимические формы (интернетзависимость, игровая зависимость (гэмблинг), анорексия, булимия и др.), вторая — чаще всего через самообвинение.
В ходе корреляционного анализа было выявлено, что существует положительная связь на уровне статистической значимости между такими показателями как «Авторитарный» и «Добровольный уходи из жизни». Такая связь указывает нам на то, чем сильнее проявляется авторитарный стиль воспитания в семье, тем сильное проявляется аутоагрессивное поведение у респондентов, которая проявляется в суицидальных мыслях и желании покончить с собой.
Полученные данные о корреляции свидетельствуют о том, что необходимо разработать рекомендации по работе с аддиктивным и аутоагрессивным поведением.
Современные аддикции имеют тенденцию к усложнению, изменению и модернизации в связи с ускоряющимся информационно-техническим прогрессом. Молодое поколение все более втягивается в новые, интересные для себя виды деятельности (через развитие компьютерных, игровых технологий, социальных сетей, через появление планшетов, смартфонов).
В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим.
Литература:
- Арутюнян, М. Ю. О социальной обусловленности некоторых воспитательных проблем / М. Ю. Арутюнян. — М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
- Варга, А.Я., Драбкина, Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина — СПб.: Речь, 2013. — 144 с.
- Воробьева, Т.В., Ялтонская, А. В. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска / Т. В. Воробева, А. В. Ялтонская — М.: УНП ООН, 2008.
- Гилинский, Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. Гилинский СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. — 448 с.
- Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. / Пер. с фр. / Э. Дюркгейм — М.: Канон, 2012. — 352 с.
- Ершова, Т. И. Микиртумов, Б. Е. Формирование биосоциальной системы «мать-дитя» и ее функционирование в раннем детстве // Обозрение психиатрии и мед. психологии — 1995. — № 1. — С. 55–63.
- Иванец, Н.Н., Анохина, И.П., Винникова, М.А., редакторы. Наркология: национальное руководство. 2-е издание, переработанное и дополненное / Н. Н. Иванец, И. П. Анохина, М. А. Винникова — М.: ГЭОТАР- Медиа. 2016; 944 с.
- Кулаков, С. А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств/ Кулаков С. А.- СПб.: Изд-во «Речь», 2007. 296 с.
- Пилягина, Г. Я. Аутоагрессия: биологическая целесообразность или психологический выбор// Таврический журнал психиатрии. 1999.Т. 3, № З.С.
- Позднякова, М. Е. Социальные и психологические предпосылки наркотизации // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова / М. Е. Позднякова — М.: КАНОН-Пресс-Ц, 2001.
- Реан, А.А., Кудашев, А.Р., Баранов, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов — СПб.: Прайм Еврознак, 2005.
- Шнейдман, Э. Десять общих черт самоубийств / Суицидология: Прошлое и настоящее / Э. Шнейдман — М.: Когито-Центр 2001. — 354 с.