Ключевые слова: ребенок, тревожность, дезадаптация, поведение, школа, арт-терапия.
После введения новых ФГОС существенно изменилась и образовательная ситуация в школе. Одно из важнейших мест в образовательном процессе стало занимать психическое здоровье учеников и индивидуализация образовательных маршрутов, что определяет возникновение новых функций педагога-психолога.
Задачи работы:
1) провести анализ проблемы школьной тревожности детей в современной психологической науке;
2) выявить особенности школьной тревожности обучающихся при переходе в среднее звено;
3) экспериментально определить уровень тревожности у детей при переходе в среднее звено.
По мнению Прихожан А. М., тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [1, c. 3].
Начало учебы у пятых классов — особый этап в школьной жизни ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов и новым учителям.
У пятиклассников наблюдаются относительно высокая тревожность, некоторое снижение успеваемости, проблемы в поведении. Подростковый возраст является «трудным», так как ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остается учеба.
Для подростков 12 лет важными являются динамические изменения статусов в группе сверстников; возникновение тенденции к экстремальному поведению, вызванному попыткой определить границы своего «Я», как физического, так и психического.
Но особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный. В современных реалиях большое влияние оказывают социальные условия. У многих родственники или отцы находятся в местах боевых действий, и матери, и жены испытывают трудности. В итоге это оказывает психологическое влияние на всех членов семьи. Поэтому важно, чтобы «у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе [2, c. 3].
В основе лежит программа О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», но в дополнении я использовала арт-терапевтические методы, такие как сказкотерапия, изотерапия, которые способствуют эмоциональному снятию напряжения. Предлагаю одно из занятий по вышенаписанной программе, которое называется «Я мечтаю»:
- «Я невидимка». Учащимся предлагается пофантазировать на тему «Что бы я делал, если бы превратился в невидимку на 5 минут (на час, на сутки, на неделю)».
- «Закончи предложение». Ребята заканчивают предложения «Пятиклассники обычно мечтают о…», «Учителя обычно мечтают о...», «Директор школы чаще всего мечтает о…».
- «Зачем люди мечтают?» Ведущий рассказывает ребятам об одних родителях, которые «приходили к нему на консультацию». И вот они поспорили друг с другом. Отец сказал: «Зачем вы учите моего сына фантазировать. Зачем учите мечтать? Это совершенно бесполезное занятие, денег оно не приносит. Лучше развивайте его память». А мама возражала: «Разве может человек жить без мечты?»
- Ведущий спрашивает ребят, с кем бы они согласились и почему. Далее следует работа со сказкой. Участники слушают, обсуждают и рисуют по сказке о мечте (В. Чуваков). Затем идут вопросы для обсуждения:
Как помогли мечты куску пенопласта? Что значит «очень сильно мечтать»? Всякая ли мечта приносит человеку пользу?
- «Мои мечты». Ведущий просит учащихся нарисовать рисунок или написать маленькое сочинение на тему «Мои мечты» [2, c. 78–80].
В отечественной психологии известны работы по психологии по проблеме тревожности А. М. Прихожан, И. А. Мусиной и т. д.
Терапия средствами искусства — арт-терапия — это синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии) [3, с. 8].
Задания и упражнения в системе занятий способствуют развитию образного мышления, обучают диагностике и коррекции эмоционального состояния и рефлексии индивидуальных потребностей, а также культуре взаимоотношений с близкими людьми и окружающим миром.
Как же проявляется школьная тревожность:
— пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя;
— на перемене не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, но не вступает с ними в контакт;
— снижение сопротивляемости соматическим заболеваниям;
— рассеянность или снижение концентрации внимания.
Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников?
Предлагаю анкету-опросник «чувства в школе», которая содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8 и отметить значком «+» те, «которые ты наиболее часто испытываешь в школе». Ответы анонимны.
Мною опрошено 37 учащихся 5-х классов. Чтобы выявить тревожность подростков, я выбрала 3 показательных чувства. По диаграмме можем сделать вывод что 50 % детей испытывают беспокойство, страх и тревогу за будущее.
Способы преодоления тревожности:
— не сравнивайте ребенка с окружающими;
— доверяйте ребенку;
— чаще хвалите его, но так чтобы он знал за что;
— не предъявляйте ребенку завышенных требований;
— используйте наказания лишь в крайних случаях;
— не унижайте ребенка, наказывая его;
— не говорите плохое про учителей и школу дома, тем самым подрывается авторитет классного руководителя и учителя.
Рекомендации педагогам:
— на уроках стараться чередовать виды деятельности или вводить физкультминутки примерно в середине урока;
— ограничивать объем домашнего задания, по мере возможности согласовывать с другими преподавателями;
— согласовывать сроки контрольных работ;
— за успех хвалите самого ребенка;
— при неуспехе обсуждается ошибка, а не ученик.
Рекомендации для родителей тревожных детей:
— необходимо понять и принять тревогу ребенка — он имеет на нее полное право;
— помогайте ребенку преодолеть тревогу;
— создавайте условия, в которых ему будет менее страшно;
— приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность;
— помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах.
Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание, понимание.
Литература:
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
- Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5–6 классы). — М.: Генезис, 2006. — 207 с.
- Вальдес Одриосола М. С. Арт-терапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие / М. С. Вальдес Одриосола. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 63 с., 16 с. ил.: ил. — (Развитие и коррекция)