В данной статье представлена инновационная модель образовательной деятельности школы и описаны ее функции.
Современное образовательное пространство в России характеризуется формированием новой системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Изменения в образовании в последние годы связаны не только с формированием знаний, навыков и способностей учащихся в современных условиях, но и с реализацией идеи гуманизации образования в сочетании с развитием творческих интересов и способностей каждого ученика школы. Обучение осуществляется с помощью стратегий и продвинутых образовательные технологии, направленных на активизацию самостоятельной учебной деятельности. Одной из основ этого процесса является разработка инновационной модели образовательной деятельности школы.
Ключевые слова : образовательная деятельность школы, инновационная деятельность, инновационные технологии, инновации в образовании, инновационная модель.
This article presents an innovative model of the school's educational activities and describes its functions.
The modern educational space in Russia is characterized by the formation of a new system focused on entering the global educational space. Changes in education in recent years have been associated not only with the formation of knowledge, skills and abilities of students in modern conditions, but also with the implementation of the idea of humanizing education in combination with the development of creative interests and abilities of each student of the school. The training is carried out with the help of strategies and advanced educational technologies aimed at activating independent learning activities. One of the foundations of this process is the development of an innovative model of the school's educational activities.
Keywords : educated office duty, innovative duty, innovative technologies, innovations in education, innovative model.
Инновационные технологии используются во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Течение времени и изменения в образе жизни диктуют необходимость внедрения инноваций. Внедрение инноваций — это не добровольный, а спланированный и тщательно проанализированный процесс.
В педагогической науке под инновационной деятельностью понимается целенаправленная деятельность педагогов, основанная на осмыслении их собственного образовательного опыта путем сравнения, изучения, изменения и улучшения образовательных процессов, для достижения лучших результатов, получения новых знаний и внедрения инновационных методов обучения [1].
Под инновационными учебными заведениями понимаются учебные заведения, в которых востребованы новые модели обучения и управления, разрабатываются инновационные технологии обучения и воспитания, совершенствуется содержание и современные формы мотивации и стимулирования труда педагогов.
Основным фактором эффективности развития инновационной восприимчивости образовательной организации является соблюдение технологии инновационного проектирования [3].
На основе анализа литературных источников и обобщения опыта практической деятельности разработана модель реализации инноваций в образовательной организации, представленная на рисунке 1.
Рис. 1. Модель реализации инноваций в современной школе
Представленная модель по своему типу является структурно-функциональной, так как отображает внутреннюю организацию инновационных процессов в современной школе, а также направленность и возможные способы действий участников инноваций.
Построение модели ведется в соответствии с вектором «мотив — цель — действие — результат — прогноз» и по своей сути представляет систему, которая состоит из двух контуров: внешнего и внутреннего.
Внешний контур модели образуют цели, задачи, условия, принципы, критерии, функции, методы, средства, результат и прогноз. Элементы внешнего контура служат основой для проектирования, разработки и внедрения инноваций в образовательный процесс. Внутренний контур модели включает области реализации инноваций и уровни осуществления инновационных процессов в учебном заведении. В соответствии с рассматриваемой структурой модели обеспечивается целенаправленность и целостность внедряемой в учебном заведении инновационной системы.
К процессам, происходящим в функционирующем образовательном учреждении, добавляется и инновационный процесс, который требует разработки механизмов его осуществления, документов, его регламентирующих, то есть осуществления процедуры обеспечения инновации и инновационной деятельности [3].
Диагностику, поиск новшества, позволяющего решить проблемы и разрешить противоречия, определение отношения к новшеству всех субъектов, сбор альтернативных мнений о нем, принятие решения об использовании новшества и развитии инновации в образовательном учреждении можно объединить в информационно-аналитическую функцию, выполняемую при использовании инноваций в образовательном учреждении.
Данная функция включает в себя [4]:
— изучение и анализ ситуации в окружающей образовательное учреждение социальной среде;
— анализ образовательных потребностей потенциальных и реальных заказчиков;
— прогноз возможных, вероятных изменений в социуме и, соответственно, в социальном заказе;
— анализ собственных достижений всех субъектов деятельности, их потенциала, достигнутого уровня функционирования;
— анализ проблем, сильных и слабых сторон, выбор общих устремлений, ориентиров, целей деятельности организации и системы управления;
— определенная работа по линии научно-методического обеспечения;
— анализ противоречий, поиск их разрешения через использование инноваций и т. д. При этом усиливается тенденция более мощного и солидного аналитического, диагностического и прогностического обоснования использования тех или иных инноваций. Привычный анализ заменяется исследованием, системой диагностики.
Продуктом осуществления информационной и аналитической функций управления становится проблемно-ориентированный анализ деятельности школы и разработка инновационной модели обучения.
Инновационная модель обучения — это обучение, целевым акцентом которого является процесс обучения (научить учиться), при этом роль педагога представляется как консультативная, а роль учащегося — преимущественно активная [6].
Формами предъявления знаний в данной модели обучения являются разнообразные и преимущественно активные передовые образовательные технологии. Кроме того, прослеживается широкое использование коллективных и групповых форм учебной работы. Обучение акцентируется на прикладном использовании знаний в реальных условиях. Данная модель обучения связана с творческим поиском на основе жизненного опыта учащихся.
Одним из преимуществ инновационной модели обучения является направленность обучения на формирование личной мотивации учащихся высокого уровня, нестандартного мышления, ответственности, инициативности, собственного отношения к происходящему вокруг. Обучение с использованием инновационных и передовых методов способствует развитию самостоятельности, творчества, продуктивного и критического мышления, а также делает учебный материал более интересным и доступным [5].
Таким образом, понимание необходимости реформирования системы образования приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, так как жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств. Поэтому в контексте повышения качества образовательного процесса современной школа должна лежать четко разработанная модель реализации инноваций.
Инновация в современной школе прежде всего является результатом инновационной деятельности педагогического состава, способствующей созданию существенного положительного новшества (методики, технологии, программы) и реализованного в практической деятельности.
Литература:
- Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент: Учебник. — СПб: Питер, 2017. — 412 с.
- Багина В. А., Баляева С. А., Боровкова В. А., др. Современные образовательные технологии. — Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2017. — 228 с.
- Байбородова Л. В., Рожков М. О., Харисова И. Г., др. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии: учебник и практикум. — Москва: изд-во Юрайт, 2019. — 223 с.
- Субботина Т. Н., Маркина Н. В. Реализация инновационных технологий в образовательной организации // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2023. — № 2. — С. 15–19
- Факторович А. А. Педагогические технологии: учебное пособие. — М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 128 с.
- Яковлев Б. П., Жукова В. Ф. Управление инновационными процессами в системе образования [Электронный ресурс] — Режим доступа: компетентность и потенциал руководителя: http://science-education.ru/ru/article.