В статье автор анализирует особенности управленческих процессов в Республике Татарстан, позволивших выработать одну из эффективных моделей политического лидерства на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: политическое лидерство, управление государством, региональное развитие, эффективный региональный менеджмент
Актуальность исследования политического лидерства в Республике Татарстан заключается в особенностях развития региона, изучения принимаемых решений, позволивших выйти из кризиса, встать на путь стабильности и процветания. Следует отметить, что в каком-либо однотипном формате невозможно охарактеризовать политическое лидерство Татарстана. Это синтез различных элементов видов политического лидерства, описанных в теоретических работах, с отдельной их трансформацией в зависимости от сложившейся ситуации, необходимости перестройки партнерских взаимоотношений с центральной властью, взаимодействия с местным населением. Это уникальная модель политического лидерства, сформировавшаяся под воздействием таких факторов, как:
— наличие определенного объема ресурсов, в том числе полезных ископаемых. Наличие ресурсов создает основу для партнерских взаимоотношений с центральной властью, выстраивания инвестиционной среды, развития инфраструктуры. Власти Татарстана желают максимально самостоятельно использовать имеющиеся ресурсы с контролем со стороны центральной власти;
— наличие плодородных земель для развития сельского хозяйства. Наличие плодородных земель создает необходимость для выстраивания плодотворных взаимоотношений с соседними регионами в целях поставки удобрений, сельскохозяйственной продукции. В таком формате Татарстан не может развиваться как закрытая территория;
— географическое расположение. Расположение характеризуется соседством с другими регионами России без выхода границы к другим государствам. В связи с этим, принимаемые решения, нормативные акты соответствуют федеральной нормативно-правовой системе. Также расположение включает такие особенности, как климат, наличие путей сообщения, соседство с регионами, похожими по культурным, религиозным традициям. Несмотря на похожие традиции, религию с отдельными регионами, Татарстан развивает отношения с разными субъектами России;
— в Татарстане достаточно трудолюбивое, образованное население. В связи с этим руководству Татарстана необходимо «идти в ногу со временем», развиваясь, рассматривая возможности инноваций, строительства научно-технической инфраструктуры;
— проживание на территории Татарстана различных национальностей, представителей религиозного вероисповедания. Этнический и религиозный состав региона требует взвешенных, продуманных, толерантных решений от властей.
Республика Татарстан прошла путь от депрессивной советской республики до процветающего региона России. Сейчас это территория роста в плане строительства инновационных городов, новой промышленности, в том числе военного назначения, IT-сферы. Такие достижения стали возможны несмотря на то, что Татарстан в период распада СССР и на рубеже столетий оказался в сложной экономической, социальной, управленческой ситуациях. Это характеризовалось отсутствием выстроенной экономической системы с полноценной предпринимательской средой. Были задержки заработной платы работникам стратегически значимых предприятий. Граждане не получали своевременно социальные выплаты. Значительно рос уровень криминала, появлялось множество организованных преступных групп. Не было выстроено новой системы нормативно-правовых актов, регламентирующих государственное управление в условиях рыночных отношений.
В таких сложных социально-экономических, политических условиях необходима была управленческая инициатива, нужно было принимать оперативные, целенаправленные решения. Лидеры Татарстана могли принять множество различных решений. Например, мог произойти силовой конфликт, погромы националистического характера, отсоединение республики, сепаратизм. Однако ситуацию удалось удержать в рамках уважения прав и свобод людей, взаимного учета интересов республики и центральной власти, правового поля. Именно политическое лидерство сыграло важнейшую роль на этом направлении.
Важным аспектом политического лидерства 1990-х годов на территории Республики Татарстан, позволившим сохранить стабильность власти в регионе стал подход, в основу которого легло стремление создать благоприятное будущее для всего региона, а не для отдельного этноса или социального класса. В данном случае особенностью политического лидерства Татарстана является то, что на нем отразился социализм. Фактически власть новой республики состояла из бывших партийных деятелей КПСС. Об этом упоминает Фарукшин М. Х. Он называет систему управления того времени в Республике Татарстан «режимом авторитарной ситуации» [4, с.203].
С одной стороны, такой подход ограничивал развитие общего доступа населения к власти по постулатам демократии. С другой стороны, демократические институты находились на начальных стадиях развития. Не было понимания как они должны функционировать. Поэтому «режим авторитарной ситуации» позволял ограничить доступ к власти криминальных авторитетов, неопытных политиков, националистов. Фактически власть сохранялась за ранее ведущей свою деятельность партийной номенклатурой КПСС. Некая авторитарность делала решения более уверенными. Такая позиция придавала вес республиканскому руководству в переговорном процессе с Москвой. При неспособности удержать власть, слабости, неоднозначности решений республиканской власти начал бы зарождаться конфликт, раскол в обществе.
После успешного переговорного процесса между центральной властью и Республикой Татарстан происходит трансформация модели политического лидерства. Она становится более многогранной [1, с. 96]. Прослеживается либеральный, демократический подходы по ряду вопросов. В основу принятия важнейших политических решений закладывается компромисс, консенсус с центральной властью. В исследовании «Самые влиятельные люди России — 2003» отмечаются значительные перемены в развитии власти [2, с. 96]. На руководящие должности назначаются лица, обладающие определенным профессиональным опытом, умеющие разрабатывать эффективные управленческие решения. Начинается развитие политического лидерства через создание благоприятных условий для жизни населения. Власть привлекает эффективных менеджеров, государственных служащих для развития региона.
С либерализацией, демократизацией подходов к политическому лидерству вырисовываются особые подходы в управлении регионом. Власть стремится показать, что благодаря ее усилиям Республика Татарстан не переживает кризиса, стала на путь стабильно социально-экономического развития. Устанавливается поступательное развитие инфраструктуры, промышленности. В отдельных вопросах проявляется консерватизм. Например, касаемо отношений с центральной властью есть стремление сохранить достигнутые результаты. Так, в 2017 году не был продлен договор, связанный с разграничением предметов ведения между Россией и Татарстаном. Власти Татарстана заявили, что в целом этого и не требовалось, так как достигнут оптимальный уровень взаимоотношений [3, с.24]. В других вопросах проявляется нацеленность на развитие. Например, касаемо партнерских отношений с другими государствами.
Политическое лидерство Татарстана за последнее десятилетие приобретает особые черты, транслируемые среди общественности. Это идея о том, что в Республике Татарстан сформировалась команда управленцев, стремящихся развивать регион, решать острые проблемы социально-экономического развития при поддержке, доверии со стороны населения. При том в команду управленцев принимаются талантливые, прогрессивные лидеры. Тут можно упомянуть лозунг, использующийся в политических мероприятиях: «Без булдырабыз!». Такой лозунг выступает в качестве объединяющего призыва. Он означает, что сформировавшаяся команда государственных управленцев в Татарстане обладает опытом и нацелена на открытое взаимодействие с населением при решении важных проблем.
Литература:
- Бушуев А. С. Динамика политических процессов в Республике Татарстан в 1994–2020 гг. // Гасырлар авазы — Эхо веков. 2021. № 3. С. 92–105.
- Самые влиятельные люди России — 2003. М.: Институт ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ), 2004. 696 с.
- Судьин А. В. Политическая ситуация в Татарстане и взаимоотношения республики с федеральным центром в 2010–2020 гг. // Национальная ассоциация ученых. 2021. № 8. С. 22–25.
- Фарукшин М. Х. Лицо и маска (Заметки о политическом лидерстве в Татарстане, 1989–2005 гг.) // Политическая наука. 2007. № 9. С. 199–203.