В своей статье мы хотим рассказать о том, как ведется организация работы с детьми с ОВЗ, на примере МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 7», где работа педагога направлена на обучающие занятия.
В нашем детском саду с детьми с ОВЗ, помимо воспитателей и тьютора, работают следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, инструктор по физическому воспитанию и музыкальный руководитель.
Результат работы педагогов с детьми будет эффективным только тогда, когда родители (законные представители), будут выполнять задания, которые они получают от педагогов. Задача специалистов, работающих в детском саду, установить доверительные партнерские отношения с родителями, чтобы совместная работа и сплоченность приносила результат в жизни самого ребенка.
Педагоги используют для детей с ОВЗ инклюзивное образование, где для детей прилагаются новые возможности как реальность, где требуется развитие механизмов для формирования индивидуальных образовательных маршрутов и внедрения новых многообразных моделей инклюзивного образования в детском саду. Реальность на сегодняшний день такова, что многие семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ), понимают важность работы педагогов и их необходимость в дошкольном образовании. Каждый год в наш детский сад поступают дети с особенностями развития, мы наблюдаем ежегодное увеличение численности данной категории детей. Сегодня в МДОУ насчитывается около 30 детей с ОВЗ (6 % всего списочного состава), из них около 2 % составляют дети, которые имеют инвалидность.
«Используя основные принципы при государственной политике и правового регулирования отношений, используемые в сфере образования, обеспечивают права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, в том числе детей с ОВЗ П2П» [4с.28].
Создание нормативно-правовой базы в МДОУ является важным и необходимым шагом в организации инклюзивного образования, однако этого не достаточно.
На наш взгляд, именно перед дошкольной организацией стоит ряд задач, решение которых позволяет удовлетворить субъективные потребности ребенка в детском саду, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
При работе в инклюзии на дошкольном уровне понимается то образование, которое будет более перспективно для развития ребенка и менее сложно для его понимания.
Организационной работой инклюзивного образования, на примере нашего детского сада, являются:
1) разработка и дальнейшая реализация индивидуальных программ для детей с ОВЗ, которая дает те условия, где в равных возможностях для полноценного развития ребёнка в период его дошкольного детства проходимое в детском саду, независимо от его физических и психологических недостатков;
2) реализация многообразных моделей с помощью инклюзии, которая позволит создать те условия в получении образования ребенком, где сможет удовлетворить индивидуальные потребности и для всех детей ОВЗ.
Для детей с ОВЗ мы разработали проект «Индивидуальные программы для детей с ОВЗ, как фактор обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольной образовательной организации», цель которого: сформировать программы для занятий с детьми с ОВЗ в единый образовательный процесс дошкольной образовательной организации; включить их в работы со всеми педагогами для дальнейшей совместной работы разнообразные модели инклюзивного дошкольного образования» [3. с.55]. Исходя из плана реализации проекта была проведена следующая работа:
– разработана нормативная база, которая включает в себя ряд документов:
– положение об организации образования детей с ОВЗ;
– положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);
– положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе;
– договор с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ;
– положение о разработке и реализации индивидуальной программы с детьми ОВЗ, которые проходят образовательную программу на основе индивидуализации ее содержания с учетом всех особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка;
– положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы;
– должностные инструкции, для работников образовательной организации, работающих с детьми с ОВЗ;
– правила внутреннего распорядка для МДОУ;
– положение о правилах и о внутрифирменном обучении и повышении квалификации педагогического состава.
Согласно самому положению, рассматривается повышение квалификации штата педагогического состава МДОУ. Педагоги детского сада осуществляют и используют различные формы работы: самообразование, семинары-практикумы для педагогов, мастер-классы, тренинги, вебинары онлайн, участие в конференциях и форумах для всех работников детского сада.
Деятельность педагогического состава в работе МДОУ по работе с детьми с ОВЗ приобрела творческий характер и профессионализм среди педагогов.
Главное в работе педагогов — это деятельность, направленная на реализацию образовательной деятельности в работе с детьми с ОВЗ.
Одной из задач реализации нашего проекта стала разработка механизма формирования индивидуальной программы. В рамках данного проекта возникла необходимость изучить и освоить различные организационные формы инклюзии в работе с детьми с ОВЗ.
Правовой и методологической основой разработки индивидуальных моделей стали нормативные документы о правах с работой детьми с ОВЗ, организации их образования, культурно — досуговой деятельности.
Рассмотрим нашу программу: создание оптимальных условий для коррекции психических и физических качеств ребенка в МБДОУ в соответствии индивидуальными особенностями ребенка с диагнозом ОВЗ.
Задачи педагога:
– Объяснять представления ребенка о многообразии предметного окружения вокруг него, формировать умение устанавливать и понимать простейшие связи между предметами и явлениями; формировать представление ребенка о своем городе, в котором он живет, о своей Родине, стране, расширять кругозор явлений, формировать представления о природном многообразии.
– Учить различать и считать количество предметов, фигур, называть и запоминать предметы по форме и называть их.
– Учить владеть справляться речью, как средством общения, больше развивать активный словарь ребенка, развивать его связную речь, звуковую культуру речи, и фонетический слух.
– Развивать интерес к различным видам на уроках по рисованию и лепки.
– Сенсорное развитие: это зрительное восприятие формы, закреплять форму предметов, запоминать зрительно восприятие цвета и название цветовой гаммы, запоминание формы и цвета.
Психические процессы:
– Развивать внимание у ребенка, память, общую и мелкую моторику, уметь группировать предметы: по цвету (красные, синие, зеленые, желтые) и по форме: это круглые, овальные, треугольные, учить складывать и убирать на место.
– Физическая культура: разминка, зарядка, прыжки, пробежка, отжимание.
Заключение. В ходе работы с детьми с диагнозом ОВЗ мы ставили перед собой задачи: повышать успешность детей в обучения, так же как и у их сверстников, создавали условия с детьми для их детского творчества, стараемся вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми для их развития творческого потенциала, сплоченности, это в дальнейшем поможет находится в социуме на ровне с их сверстниками.
Литература:
- Малофеев, Н. Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы / Н. Н. Малофеев // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. — М., 2020.
- Баенская, Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием / Е. Р. Баенская. — М., 2019.
- Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи Образование и воспитание № 2 (12) апрель 2017 г. — Корнева С. А.
- Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности Молодой учёный № 8 (88) апрель-2 2015 г. — Натчук А. Ю.
- Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования Молодой учёный № 6 (110) март-2 2016 г. — Шутова И. П., Антипова О. В.